Субъекты социального партнерства. Представительство работников и работодателей
Субъектами социального партнерства в сфере труда являются:
а) работники;
б) работодатели;
в) представители работников;
г) представители работодателей;
д) органы государственной власти;
е) органы местного самоуправления.
Правовое положение их различно.
Работники и работодатели – стороны социального партнерства (ч. 1 ст. 25 ТК РФ). Они действуют через полномочных представителей. Последние являются участниками социально-партнерских отношений, поскольку действуют от имени и в интересах представляемой стороны.
Органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления также выступают участниками социального партнерства. Они отстаивают интересы соответственно государства, Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования при решении вопросов, связанных с регулированием на социально-партнерской основе трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (ч. 2 ст. 25 ТК РФ).
Работники и работодатели реализуют свои полномочия как социальные партнеры через своих представителей. Согласно ст. 29 ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве являются:
1) профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;
2) иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.
На локальном уровне представителями работников могут выступать:
а) первичная профсоюзная организация (надо полагать, в лице ее выборного органа) – ст. 30 ТК РФ.
б) иные представители, избираемые работниками.
Если первичная профсоюзная организация отсутствует либо не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников на локальном уровне, на общем собрании (конференции) тайным голосованием может быть избран иной представитель (представительный орган) из числа работников (ч. 1 ст. 31 ТК РФ). Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий (ч. 2 ст. 31 ТК РФ).
В отношениях социального партнерства более высокого уровня, чем локальный, представителями работников являются:
а) соответствующие профсоюзы и их объединения (общероссийские объединения профсоюзов, отраслевые, межотраслевые);
б) территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов (ч. 3 ст. 29 ТК РФ).
Представителями работодателей согласно ч. 1 ст. 33 ТК РФ являются на локальном уровне:
1) руководитель организации;
2) работодатель – индивидуальный предприниматель (лично);
3) уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
На более высоком уровне, чем локальный, интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей (ч. 2 ст. 33 ТК РФ).
Объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 33 ТК РФ; см. также – ст. 3 ФЗ «Об объединениях работодателей»).
Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются указанным федеральным законом (ч. 4 ст. 33 ТК РФ).
Представительство работодателей на уровнях выше организации следует признать социальным представительством, когда оно осуществляется объединениями работодателей, созданными именно с этой целью, или эта цель является одной из основных, предусмотренных их уставами (Союз промышленников, предпринимателей, работодателей).
Можно выделить следующие функции объединений работодателей: 1) защита корпоративных интересов в отношениях с государством по вопросам налоговой, инвестиционной и иной политики; 2) представительство своих интересов в отношениях с профсоюзами и государственными органами по вопросам социально-трудовой политики.
Государство как субъект социального партнерства
В отличие от западных стран, где социальное партнерство складывалось исторически, в России оно создавалось сверху, посредством государственно-властных предписаний.
Государство как субъект социально-партнерских отношений выступает одновременно в двух ролях: как носитель публичной власти и как социальный партнер.
1) Как носитель публичной власти оно реализует свои полномочия в рамках отношений власти-подчинения: принимает законы (в том числе легализующие правосубъектность социальных партнеров, процедуры их взаимодействия), обеспечивает их исполнение при помощи актов управления, надзора и контроля, а также рассматривает споры о праве, используя судебную систему.
2) Как социальный партнер государство (его органы) действует как равная сторона в социально-партнерских отношениях.
Государство – сложный субъект. В силу федеративного устройства России стороной социального партнерства могут выступать как государство в целом (федерация), так и субъекты федерации, которые реализуют соответствующие функции на региональном уровне.
В настоящее время роль государства в социально-партнерском взаимодействии сокращается, но усиливается его роль в правовом регулировании социально-партнерских отношений. Государство выступает в качестве гаранта социального партнерства, обеспечивает равноправие сторон этих отношений и защиту их прав. Таким образом, основная функция государства в отношениях социального партнерства – функция гарантийная.
Формы осуществления государством роли гаранта:
1) осуществление контроля за соблюдением законодательства о социальном партнерстве и выполнении обязательств, установленных коллективными договорами и соглашениями;
2) участие в разрешении разногласий, возникающих между социальными партнерами: организация посреднических процедур, трудовых арбитражей, осуществление судопроизводства.