Переход к конституционной монархии. Основные государственные законы

Перед Россией на рубеже XIX—XX вв. встала проблема реформации всех сфер жизни, от экономики до государствен­ного строя. Ее предстояло проводить на огромной территории, в стране с устойчивыми традициями и феодальными пережит­ками.

Возникли и получили развитие монополии в промышлен­ной и банковской сфере. Характерной особенностью русского капитализма являлось то, что отечественное производство в значительной степени основывалось на иностранных капита­лах. Крупнейшие монополистические объединения действо­вали при участии англо-французских финансовых кругов.

Также следует отметить сильное отставание социаль­но-экономического развития деревни. Сохранялись полукре­постнические методы эксплуатации крестьян, непомерно вы­сокие платежи и т. д.

Дворянство, бывшее главной опорой самодержавия, теря­ло монополию на власть. На ведущую политическую роль стала претендовать буржуазия.

К началу XX в. в России обострились национальные и на­ционально-религиозные противоречия. Нарастала социаль Переход к конституционной монархии. Основные государственные законы - student2.ru Переход к конституционной монархии. Основные государственные законы - student2.ru ная напряженность: расширялось рабочее движение, проис­ходили крупные крестьянские выступления. Поражение Рос­сии в русско-японской войне 1904—1905 гг. способствовало нарастанию революционных настроений.

Важнейшими документами стали Манифест от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положение о выборах в нее, Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Основные законы от 23 апреля 1906 г.

Согласно августовским Манифесту и ПоложениюГосудар­ственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы проходили по трем куриям: уездных землевла­дельцев, городской и крестьянской. Цензовая система лишала избирательного права рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию и другие категории населения. К компетенции Ду­мы относились: разработка и обсуждение законов, обсуждение государственного бюджета и др. Революционные события 1905 г. сорвали созыв Государственной думы.

17 октября 1905 г. манифестом «Об усовершенствовании го­сударственного порядка»по сутиобъявлялся переход страны к новому строю — конституционной монархии. Манифест провозглашал основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов и др.), предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Государственной думы, объявляя ее органом, ограничивавшим монархическую власть.

Основные законыустанавливали двухпалатную парламен­тарную систему и сохраняли достаточно широкие полномочия императорской власти.

Сделанные правительством конституционные уступки бы­ли обусловлены усилением революционного движения,а не воз­действием либеральных идей и программ. Основные государственные законыбыли утверждены императором Николаем II 23 апреля 1906 г.

Основные законы закрепляли такие гражданские права и свободы, как неприкосновенность жилища и собственности, свобода перемещения, выбора профессии, слова, печати, со­браний, вероисповедания и др.

Из Основных законов была устранена характеристика власти императора как власти неограниченной, но все основ­ные прерогативы императорской власти сохранились: «Импе­ратору Всероссийскому принадлежит верховная самодержав­ная власть». Власть управления принадлежала императору во всем ее объеме. В соответствии со ст. 7 законодательную власть император осуществлял «в единении с Государственным со­ветом и Государственной думой». В целом Основные законы придерживались принципа разделения властей.

Основные законы предоставили Государственной думе и Государственному совету право законодательной инициативы, они получили право утверждать, отклонять или перерабаты­вать законопроекты, представляемые правительством.

Царь имел право абсолютного вето. Однако Дума могла повторно рассматривать вопрос, отклоненный царем, и тем самым оказывать на него давление.

20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Го­сударственной думе.Этим актом определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуж­дение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Законопроекты, принятые Думой, под­лежали утверждению Государственным советом и императором.

Дума избиралась сроком на пять лет. Отстранение депута­тов Государственной думы могло осуществляться сенатом. Император своим указом мог досрочно распустить Думу. 20 февраля 1906 г., одновременно с учреждением Госу­дарственной думы, было утверждено новое Положение о Государственном совете.Он становился верхней палатой, об­ладавшей такими же правами, как и Государственная дума. Законопроекты, принятые Государственной думой, поступали через Государственный совет на утверждение императора.

Состав Совета формировался следующим образом: полови­на членов назначалась императором, другая половина избиралась дворянскими обществами, губернскими и земскими собра­ниями, крупными промышленниками и торговцами, синодом, Академией наук и университетов. Члены Совета избирались на 9 лет, причем каждые три года обновлялась 1/3 состава. Председатель и вице-председатель Совета назначались императором.

В стране возникли и легализовались различные политические партии: РСДРП, социал-революционеры (эсеры), Радикальная партия, Партия свободомыслящих, Конститу­ционных демократов (кадеты), Умеренно-прогрессистская, Торгово-промышленный союз, Союз 17 октября, Партия правового по­рядка, Монархистов-конституционалистов, Союз русского
народа и др.

Левоцентристскими партиямибыли Конституцион­но-демократическая партия, Умеренно-прогрессистская партия, Всероссийский торгово-промышленный союз.

В сентябре 1905 г. прошел съезд земских и городских де­ятелей, на котором была обозначена программа партии, полу­чившая название конституционно-демократической(кадеты). Содержание этой программы сводилось к следующим поло­жениям: предлагалось сформировать двухпалатный парла­мент, вторая палата которого состояла бы из представителей органов местного самоуправления.

Все законодательные акты, а также бюджет должны были утверждаться парламентом. В области судоустройства предлагалось восстановить принципы уставов 1864 г, упразднить ад­министративное вмешательство в судебные дела и отменить смертную казнь. В финансовой сфере программа партии тре­бовала отменить выкупные платежи для крестьян и развивать прямое обложение, аренду земли, наделять нуждающихся зем­лями за счет отчуждения государственных и частновладельче­ских земель. В области трудовых отношений отстаивалось пра­во на забастовку, выборные инспекции труда, восьмичасовой рабочий день, запрет ночного и сверхурочного труда, государ­ственное страхование, уголовная ответственность за наруше­ние законов о труде.

Умеренно-прогрессистская партиябыла близка к кадетам в области государственно-политической системы. Ее предста­вители настаивали на неприкосновенности верховной власти государя и ответственности министров перед народом. В об­ласти государственного устройства партия выдвигала идею це­лостности государства при самостоятельности местного само­управления, выступала против автономии и федерации. В сфе­ре трудовых отношений партия была против введения восьмичасового рабочего дня.

Всероссийский торгово-промышленный союзв области госу­дарственного устройства предлагал использовать английскую конституционную модель — единую империю с конституци­онным монархом и кабинетом министров, опирающимся на большинство Думы. Политической целью союза объявлялось экономическое содружество торгово-промышленных классов, представительство этого содружества во всех общественных организациях, Государственной думе и правительственных уч­реждениях.

К правоцентристским партиямпринадлежали Союз 17 октября, Партия правового порядка, Партия монархис­тов-конституционалистов.

Союз 17 октябряисходил из принципов «Манифеста 17 октября» — сохранение унитарного Российского государст­ва, конституционной монархии с народным представительст­вом, основанным на общем избирательном праве. В области аграрной политики Союз требовал отмены административной опеки над крестьянством, предлагал создать земельный фонд из государственных и удельных земель, а также включить общинные земли в гражданский оборот. В сфере трудовых от­ношений представители Союза выступали за социальное обес­печение и страхование, за урегулирование законом проведе­ния стачек. В области местного управления предлагалось создание бессословных земств, введение выборных начал в местной юстиции, невмешательство администрации.

Партия правового порядканастаивала на сильной цент­рализованной власти и единстве России. Упразднялась ав­тономия территорий. Провозглашалось равноправие всех граждан. В аграрной сфере предлагалось снизить налоги для крестьянства, поощрять переход от общинного землевладе­ния к личному, производить наделение крестьян землей. Для рабочих предусматривалось сокращение рабочего дня и стра­хование.

исходила из идей: «царь — отец народа, Россия без царя немыслима», «к данному положению вещей привело олигархическое правле­ние министров». Для решения крестьянского вопроса предла­галось перевести землепользование из общинного в подворное и реорганизовать Крестьянский банк. Партия выступала про­тив идеи образования государственного земельного фонда. Образование предлагалось перестроить на корпоративных на­чалах, поощряя национализм, организацию землячеств, про­ведение судов чести.

Весной 1905 г. возникло большое число националь­но-патриотическихсоюзов, обществ, братств, дружин и лиг — «черная сотня». В ноябре 1905 г. возник Союз русского народа, объединивший ряд черносотенных организаций. Союз распо­лагал местными органами и возглавлялся Главным советом. Его деятельность поддерживали государственные и церковные органы.

В промышленных центрах действовали черносотенные ра­бочие организации. Самодержавную монархию черносотенцы признавали единственно приемлемой формой правления для России.

В 1898 г. в Минске представители Союза борьбы за ос­вобождение рабочего класса, групп «Рабочей газеты» и «Бунда» объявили о создании Российской социал-демократической ра­бочей партии. Программа РСДРП содержала следующие положения по государственному и политическому преобразованию страны. В политической сфере провозглашались свержение самодер­жавия и передача власти Учредительному собранию. Предла­галось сформировать однопалатное законодательное собрание на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, создать выборные суды, заменить войска всеобщим вооруже­нием народа, отделить церковь от государства. В области эко­номической политики партия выступала за установление: про­грессивного подоходного налога, восьмичасового рабочего дня, уголовной ответственности предпринимателей за нару­шение охраны труда, за запрет штрафов на производстве. В аграрной сфере предлагалось отменить выкупные платежи, разрешить отчуждение земли крестьянами, возвратить крестьянам выплаченные ими деньги за счет монастырских, дворцовых земель и обложения налогом помещичьих земель. Предусматривались конфискация церковных, монастырских, удельных и частновладельческих земель и их передача в рас­поряжение органов местного самоуправления.

В 1903 г. на II съезде РСДРП произошел раскол партии на большевиков и меньшевиков.

Партия социалистов-революционеров(эсеров) считала себя идейной наследницей партии «Народная воля». Лозунгом партии была социализация земли, а основным методом ее деятельности — террор. Целями партии были борьба с само­державием и созыв Земского собора (Учредительного собра­ния).

В области государственного устройства эсеры предлагали использовать федеративную форму. Предлагалось создать де­мократическую республику с широкой автономией областей либо всеобщим избирательным правом. В производственной сфере представители партии выступали за установление ми­нимума заработной платы и государственное страхование. В области аграрной политики — за передачу земли в общинное владение и распоряжение.

Лекция 10: Изменения в государственном строе России в начале ХХ века.

Государственная дума.

Первая Государственная думаначала работу 27 апреля 1906 г. Она формировалась в соответствии с Манифестом от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положением о выборах в Государственную думу.

Согласно этим документам Государственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы про­ходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Из политических партий большинство мест получили кадеты. Также широко были представлены кресть­янские депутаты, объединившиеся во фракцию трудовиков.

Политическое противостояние Государственной думы и Государственного совета было предопределено самой россий­ской Конституцией, предоставившей этим органам одинако­вые законодательные права. Государственный совет, наполо­вину состоявший из высших чиновников, сдерживал либе­ральные настроения Государственной думы.

Не менее острыми были конфликты между Думой и пра­вительством. Так, при обсуждении аграрного вопроса прави­тельство возражало против экспроприации поместий и ут­верждало, что проекты кадетов и трудовиков дадут крестьянам небольшое увеличение земельных наделов, а разрушение по­мещичьих хозяйств причинит стране большие убытки. Прави­тельство также было против перехода от дуалистической мо­нархии к парламентарному строю.

В свою очередь, Дума отказывалась сотрудничать с прави­тельством и требовала его отставки.

Для преодоления возникших разногласий предлагалось сфор­мировать коалиционное правительство, в которое должны были войти лидеры думских фракций. Однако царское правительство пошло на роспуск Думы. Первая Государственная дума, прорабо­тав всего 72 дня, прекратила свое существование 8 июля 1906 г

Вторая Государственная думаначала работу 20 февраля
1907 г. Она избиралась на основании августовских Манифеста
и Положения. Левые партии были представлены еще большим
количеством депутатов, чем в первой Думе.

Премьер-министр П. А. Столыпин сообщил о мерах, при­нятых в период между первой и второй думами. Столыпин пытался наладить сотрудничество с Думой. Были изложены основные положения будущих реформ: крестьянское равно­правие, крестьянское землеустройство, реформа местного уп­равления и суда, легализация профсоюзов и экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная и финансо­вая реформы и др.

Думская оппозиция была критически настроена к предла­гаемым реформам. Проведение правительством законов на­талкивалось на жесткое сопротивление.

Правительство 2 июня 1907 г. разогнало Вторую Государ­ственную думу, которая просуществовала 102 дня. Поводом для ее роспуска стало дело о сближении думской фракции социал-демократов с военной организацией РСДРП, готовив­шей восстание в войсках.

Третья Государственная думаначала работу 1 ноября 1907 г. Выборы были проведены на основе нового избирательного закона — Положения о выборах, принятого 3 июня 1907 г.

Издание избирательного закона было проведено с нару­шением Манифеста 17 октября 1905 г. и Основных государст­венных законов 1906 г., согласно которым царь не имел права вносить изменения в законы без одобрения Государственной думы и Государственного совета.

Изменив избирательный закон, правительство стремилось найти опору конституционного строя в земской общественной среде. Большинство мест в Думе получили октябристы — представители Союза 17 октября. Крайние правые и левые были представлены незначительным количеством депутатов. Такой состав Думы позволил провести ряд важнейших преоб­разований.

Были приняты: указ «О дополнении... закона, касающего­ся крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 г., предоставивший крестьянам право закрепить свои участки общинной земли в личную собственность, закон

«Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» от 14 июня 1910 г., Положение о землеустройстве от 29 мая 1911 г., регулировавшее работу землеустроительных комиссий, законы о социальном страхо­вании рабочих и другие нормативные акты.

8сентябре 1911 г. глава правительства П. А. Столыпин был убит анархистом. июня 1912 г. истек срок полномочий Третьей Государст­
веннойдумы.

Выборы в Четвертую Государственную думупрошли 15 ноября 1912 г. в обстановке нового социально-политиче­ского кризиса. Председателем Думы был избран М. В. Родзянко.

Начало первой мировой войны обозначило политическое согласие Думы с правительством. Однако поражения русской армии привели к расколу этого единства. В августе 1915 г. в Думе образовался Прогрессивный блок, программа которого требовала создать Министерство общественного доверия, про­вести ряд реформ и политическую амнистию. Оппозиция тре­бовала ухода в отставку правительства. В ответ на эти требо­вания производилась неоднократная смена кабинета минист­ров.

27 февраля 1917 г. императорским указом Государственная дума была распущена на перерыв, окончательно она была рас­пущена решением Временного правительства 6 октября 1917 г.

27 февраля депутаты Думы создали Временный комитетГосударственной думы, на основе которого впоследствии было образовано Временное правительство.

Наши рекомендации