Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Каркаралинская петиция 1905 г
Так как Казахстан был местом не только активной переселенческой политики царского правительства, но и местом ссылки политических, революционных деятелей, эти люди играли важную просветительскую, организационно-революционную роль и крае. Оформилась организация РСДРП. Стали возникать профессиональные союзы (1905 год профсоюз железнодорожников). Влиятельной организацией рабочих был «Русско-киргизский Союз против капитала» на Успенском руднике, им руководили П. Топорнин, Л. Байчагаров, С. Невзоров и другие.
Поводом к революционным выступлениям в Российской империи послужили события «кровавого воскресенья» 9 января 1905 года в Петербурге, весть о которых достигла Казахстана. В феврале 1905 года в ряде населенных состоялись выступления трудящихся в знак протеста против расправы над демонстрантами. Под воздействием выступлений рабочих Петербурга, Москвы и других городов России в Казахстане стало нарастать революционное движение среди рабочих, все активнее оно распространялось на жителей казахского аула и переселенческой деревни. В мае 1905 года прошли рабочие стачки в Верном, Кустанае.
Летом 1905 года протесты казахского населения приобрели более организованный и политический характер. В ходе событий того периода во весь голос заявила о себе, как о выразительнице интересов казахского народа национальная интеллигенция, бесспорным лидером которой стал Алихан Букейханов. Он принимал активное участие в Каркаралинском движении летом 1905 года, во время которого на Кояндинской ярмарке собрались представители казахского населения различных волостей и приняли петицию к царю, известную как Каркаралинская. Под ней подписалось более 14500 человек. Она содержала требования незамедлительного решения жизненно важных вопросов и прежде всего аграрного вопроса, связанного с изъятием казахских земель, а также с русификацией в области духовной культуры.
Рабочие Казахстана поддержали Всероссийскую стачку, которая прошла в октябре, стачечные комитеты на Успенском руднике, в Уральске. Кустанае, Перовске, Верном. 18-19 октября прошли массовые политические стачки в Оренбурге, 25 октября политическая демонстрация в Омске, 16-28 ноября забастовка почтово-телеграфцых служащих в Семипалатинске. К революционным выступлениям рабочих, крестьян, шаруа присоединились солдаты. 6-7 ноября протест против антинародных действий выразили солдаты Западно-Сибирского полка, а 21 ноября солдаты Жаркентского гарнизона, Самым крупным выступлением казахских и русских рабочих стала забастовка на Успенском руднике, где было занято более 300 рабочих, в том числе 265 казахов. Руководил забастовкой «Русско-киргизский союз против капитала». Ее поддержали рабочие Караганды, всего в ней приняли участие 360 человек. 6 декабря 1905 года рабочие составили петицию, где были требования повышения заработной платы, улучшения условии труда и быта, отстранение чинивших произвол служащих. 10 декабря некоторые из их требований были частично удовлетворены, забастовка была ослаблена, продолжалась она 12 дней, после чего ее подавили, а организаторов арестовали.
В декабре 1905 года волнения прошли в ряде городов и населенных пунктов, в Усть-Каменогорске, Павлодаре и других. Требования участников революционного движения все более становились политическими, наряду с лозунгами повышения зарплаты, улучшения условий труда также раздавались призывы свержения самодержавия, изменения существующего строя. В феврале 1906 года в Семипалатинске состоялся съезд казахов, который выдвинул требования о прекращении переселения в край, признания земли собственностью казахского населения, свободы вероисповедания и равенства языков, развития образования па родном языке.
3 июля 1906 года состоялась крупная стачка рабочих в Семипалатинске, число ее участников достигло 500. В это время проходит подъем крестьянского движения против аграрной колониальной политики.
Революционные события в России длились около двух с половиной лет. Манифестом от 17 октября 1905 года в России учреждалась Государственная Дума «чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы» — говорилось в нем. I Государственная Дума по своему составу кадетско-либер. действовала с 27 апреля по 8 июля 1906 года, от Казахстана в нес было избрано 9 депутатов; 4 от казахского и 5 от русского населения. Особую остроту в Думе приобрел аграрный вопрос, который стал причиной ее роспуска. II Государственная Дума начала свою работу 20 февраля 1907 года, как и в первой, центральное место в ее работе занял аграрный вопрос. По своему составу она опять оказалась кадетско-либеральной. От Казахстана в ней было 13 депутатов, в том числе 5 от казахского населения. Спад революционного движения позволил царю 3 июня 1907 года распустить II Думу. Это означало поражение революции.
Участие населения Казахстана в революционном движении 1905-1907 годов было большой школой, обретением опыта в борьбе за национальное и социальное освобождение.
51. Развитие национально-демократического движения в крае. Движение Алаш, партия Үш жүз, религиозные движения.
Первый всеказахский съезд сост. в г. Оренбурге 21-26 июля 1917г. На нем были рассмотрены след. Вопросы: система гос. управления, автономия каз. областей, земельный вопрос, народное образование, а также образование казахской полит. партии. Первый всеказахский съезд, по существу, конструировался в каз. нац. полит. партию «Алаш». Лидерами партии стали А.Букейханов, А.Байтурсынов и др., это была партия либерального байства и мелкобуржуазной демократии. В партию «Алаш» вошди также представители научной и творческой интеллигенции: М.Тынышпаев, М.Жумабаев, Ш.Кудайбердиев и др.Абсолютное большинство из них в условиях лета 1917г. не восприняли социалистическую программу, поскольку каз. общество не было готово к этому. Они объединились под лозунгом: «Освобождение каз. народа из-под колониального ига».
Проект программы партии «Алаш»: 1) Гос. устр.-во. Россия должна быть федеративной республикой, а К.-н – член федерации, автономия. 2)Местная свобода. 3)Основное право. Равноправие без различия вероисповедания, происхождения, пола. 4)Религия. Религия отделяется от гос.-ва, все религии равноправны. 5)Власть и суд. Они должны строиться в соответствии с особенностями каждого народа. 6)Защита народа.7) Налог – по степени богатства и имущественного состояния. 8)Рабочие должны защищаться законом.
Радикально настроенная настроенная часть каз. общества объединилась вокруг партии «Уш Жуз», ее лидерами были М.Айпеков и К.Тогусов. "Уш-Жуз" расходилась с "Алаш" по ключевым проблемам. Относительно характера автономии каз. областей "Уш-Жуз" была за тюрко-татарскую федерацию, аргументируя это кровным родством тюркских народов. По вопросу о земле "Уш-Жуз" выступала против муниципализации земли, предложенной "Алаш". В вопросе взаимоотношения религии и государства "Уш-Жуз" была за включение "справедливых требований шариата в закон каз. суда", отказавшись от его жестких мер. Кроме этого, "Уш-Жуз" противопоставляла себя "Алаш", в программных тезисах ее отмечалось, что она придерживается политической платформы социалистов-революционеров. После отставки М. Айтпекова и с приходом к руководству партией Кольбая Тогусова, представлявшего непримиримое левое крыло "Уш-Жуз", к весне 1918 года партия приняла сторону большевиков. Таким образом, по мере поляризации политических сил в К.-не "Уш-Жуз" все более и более стала смыкаться с большевиками и противопоставляла себя партии "Алаш", выступила против создания Алаш-Орды, Во время гражданской войны в марте 1919 года был казнен как советский деятель К. Тогусов. С потерей лидеров партия "Уш-Жуз" прекратила свое существование.