Казахстан в годы первой русской революции 1905-1907 гг.

Лекция № 1. Истоки национального движения казахского народа

1. Казахстан в годы первой русской революции 1905-1907 гг.

2. Казахстан в годы первой мировой войны 1914-1918 гг., национально-освободительное восстание 1916 года

3. Февральская революция 1917 года в России. Движение Алаш

Казахстан в годы первой русской революции 1905-1907 гг.

В начале XX века начинается новый подъем национально-освободительного движения, идущего по двум направлениям. Традиционалистское и панисламистское направление, связанное с мусульманским движением Средней Азии, пользовалось огромной поддержкой духовенства и национальной интеллигенции Южного Казахстана. Пантюркистское и модернистское направление базировалось на идеях тюрко-мусульманского единства и поддерживалось интеллигенцией и молодой казахской буржуазией.

Ру́сская револю́ция 1905 го́да, или Первая русская революция - название событий, происходивших в период с января 1905 по июнь 1907 года в Российской империи.

Толчком к началу массовых выступлений под политическими лозунгами стало «Кровавое воскресенье» - расстрел императорскими войсками в Санкт-Петербурге мирной демонстрации рабочих во главе со священником Георгием Гапоном 9 (22) января 1905.

В этот период стачечное движение приняло особенно широкий размах, в армии и на флоте произошли волнения и восстания, что вылилось в массовые выступления против монархии.

Итогом выступлений стала – Манифест 17 октября 1905 года, даровавший гражданские свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. По этому Манифесту был утвержден Парламент, состоящий из Государственного Совета и Государственной Думы.

Но власти на местах не соблюдали декларированные в Манифесте 17 октября 1905 года свободы; наиболее существенный для большинства населения страны аграрный вопрос не был решён.

25 июля 1905 года на Кояндинской ярмарке близ города Каркаралы состоялся съезд казахской интеллигенции, принявший петицию к председателю Совета министров. Основные требования которой состояли из следующих пунктов: прекращение переселения крестьян из центральных губерний; организация отдельного духовного управления для казахов; отмена цензуры; введение официального делопроизводства на казахском языке; введение суда присяжных; участие казахских депутатов в работе совещания по разработке проекта о созыве Государственной Думы.

Также, казахские депутаты приняли участие в Общероссийских мусульманских съездах в 1905-1906 годов. В период первой русской революции появляются политические статьи представителей и интеллигенции на страницах мусульманских изданий и в русской оппозиционной прессе.

В конце 1905 года, в Уральске состоялся съезд, поставивший задачу создания казахской национальной политической партии. Казахская партия должна была стать филиалом кадетской партии, во главе национального движения встали видные представители казахской интеллигенции: Алихан Букейханов, Миржакып Дулатов, Мухаметжан Тынышпаев, Мустафа Чокаев, Ахмет Байтурсунов.

Царское правительство, обеспокоенное консолидацией казахской оппозиции, начало репрессии против ее руководителей. В январе 1906 года был арестован А. Букейханов, направлявшийся в Семипалатинск для подготовки общеказахского съезда. Съезд, тем не менее, состоялся в феврале того года, на нем присутствовало 150 делегатов. На съезде была одобрена программа российских кадетов, в которой содержались и требования признания всех земель Казахстана собственностью казахского народа, принятия закона об открытии школ, медресе и университета, прекращения переселения крестьян. Однако эти требования не получили поддержки в руководстве партии кадетов.

В этих условиях казахские депутаты стали активно использовать трибуну Государственной Думы, появилась казахская политическая пресса. В состав 1 и 2 Думы были избраны и депутаты от всех казахских областей, которые выступили за новую аграрную реформу, пересмотр переселенческой политики. На заседании второй Государственной Думы 16 мая 1907 года, Б. Каратаев сделал доклад о влиянии переселения на хозяйство казахов. Однако предложения казахских депутатов остались без ответа. Более того, по новому избирательному закону от 3 июня 1907 года народы Средней Азии и Сибири вообще были лишены депутатских мест в Думе. После этого начались новые репрессии против лидеров освободительного движения казахов.

Полицейский террор, начавшийся в 1908 году, не смог уничтожить освободительное движение казахов. Теперь оно развивалось в основном по линии политической прессы. Так, в 1911 году были созданы два печатных органа. В январе в типографии «Энергия» в Троицке появился ежемесячный журнал «Айкап», издаваемый Мухаметжаном Сералиным.

В марте 1911 года в начале в Ханской ставке, затем в Уральске начала издаваться газета «Казахстан» революционного и панисламистского направления, русская цензура запретила ее выпуск после 4 номера. Вновь «Казахстан» появился только в 1913 году.

Политический характер имели и многие литературные произведения, увидевшие свет в этот период. В 1909 году в Уфе был опубликован сборник стихов М. Дулатова «Оян казах». Стихи были направлены на пробуждение самосознания казахского народа, акцентировалось внимание на колониальной политике России и угнетенном положении казахов.

С 1913 года начинается новый этап освободительного движения, связанный с деятельностью газеты «Казак». Она издавалась в Оренбурге и с самого начала достигла значительного по тем временам тиража - 3 тыс. экземпляров. Редактором был Ахмет Байтурсынов, «Казак», противостоял колониальной политике царизма, воздерживаясь однако от призывов к вооруженной борьбе. Вокруг этой газеты на протяжении 1913-1916 годов сложились актив и сторонники будущей партии «Алаш». Газета на протяжении 1913-1916 годов закрывалась царской цензурой 26 раз.

Несмотря на репрессии со стороны властей, национально-освободительное движение в начале XX века все более крепло, консолидировалось, приобретало черты политической оппозиции режиму.

В начале XX века в Казахстане происходит качественная трансформация этнических процессов, обусловленных увеличением потока русских и украинских переселенцев. Ухудшение условий жизни, связанных с выселением на неплодородные, пустынные и полупустынные земли, привело к уменьшению естественного прироста казахского населения и увеличению в крае доли некоренного населения.

В некоторых уездах, где изъятие казахских земель под переселенческие участки достигло наибольшего размаха, казахское население оказалось даже в меньшинстве. Так, если в 1897 году в Омском уезде казахи составляли 38 % населения, то с 1915 года этот показатель снизился до 15 %; Петропавловском - 44,5 % и 32 % соответственно, Кокшетауском - 51 и 26 %, Костанайском - 77 и 41 %, Уральском - 51 и 24 %.

В целом казахское население продолжало численно преобладать. Так, в 1911 году в Казахстане при общей численности населения 5 млн. 408 тысяч человек, казахи составляли 67,2 %, в то же время процентный состав русских и украинцев равнялся 28,5 %. Большие группы казахов жили в Средней Азии (235 тысяч человек), Поволжье (269 тысяч), Приуральской Сибири (80 тысяч). За границами империи, в основном в Китае и Монголии, проживало более 100 тыс. казахов.

Изъятие казахских земель под переселенческие участки усиливало откочевку казахов в Среднюю Азию, где они активно ассимилировались с узбекским населением. Несмотря на все неблагоприятные условия, общая численность казахского населения в Российской империи медленно, но неуклонно росла. В начале XX века Казахстан превращается в многонациональную провинцию России. Увеличивается, особенно в городах, численность татар, в Казахстан переселяется представители различных этнических групп.

В целом, начало двадцатого века ознаменовалось ростом политического самосознания, повсеместно организовывались различные оппозиционные движения. Так, 21 ноября 1905 года выразили протест против антинародных действий царских властей солдаты гарнизона города Жаркента. 16-28 ноября 1905 года прошла забастовка почтово-телеграфных служащих в городе Семипалатинске. В Оренбурге был образован первый марксиский кружок.

На протяжение 1905 года в Туркестане, Перовске, Джусалы, Шалкаре прошли демонстрации в поддержку первой российской революции. В мае 1905 года прокатились стачки в Верном, Кустанае, Перовске.

25 октября прошла политическая демонстрация в Омске, затем в Перовске интернациональная демонстрация.

Крупным интернациональным выступлением казахов и русских стала забастовка на Успенском руднике в центральном Казахстане, руководил которой комитет «Русско-киргизский союз против капитала». В декабре 1905 года волнения прошли в Усть-Каменогорске и Павлодаре. В июле 1906 года началась массовая стачка в Семипалатинске. В этом же году прокатилась волна крестьянских выступлений в Жаркенте (уйгуры), Аулие-Ата, Шымкенте, в уездах Уральской и Торгайской областей.

В мае 1911 года прошла забастовка рабочих акционерного общества «Атбасарские медные рудники», золотодобывающих рудников Усть-Каменогорского уезда.

В октябре 1912 года – стачка рабочих угольных предприятий «Байконур», Семипалатинских водяных мельниц, шахты «Шокпаркул», почти во всех городах прошли митинги и забастовки, протесты рабочих Доссора в Уральско-Каспийском нефтяном обществе и Эмбенского предприятия закончились с успехом.

25 июня 1915 года вышли «Правила об использовании инородцев», по которым рабочих фактически прикрепляли к владельцам предприятий. В этих условиях, в августе 1916 года рабочие Карсакбайского медного рудника организовали политическую забастовку.

Первая мировая война кроме экономических тягот, привела в Казахстан поток военнопленных. В декабре 1914 года в Омске находилось до 20 000 пленных различных национальностей, преобладали австро-венгерские поданные. Троицкий лагерь, между Челябинском и Костанаем, получил название «лагерь мертвецов». Большую часть размещенных в Акмолинской и Семипалатинской областях военнопленных составляли лица славянского происхождения. Труд пленных использовался как в сельском хозяйстве, так и на предприятиях Экибастуза, Риддера.

Наши рекомендации