Взаимодействие ООН, ОБСЕ и других международных организаций в вопросах поддержания международного мира и безопасности
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.
Прежнее название — «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ).
«Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» было созвано по инициативе СССР исоциалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады, для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе.
Совещание проводилось в три этапа:
1. 3 — 7 июля 1973 — Хельсинки — совещание министров иностранных дел,
2. 18 сентября 1973 — 21 июля 1975 — Женева — внесение предложений, поправок и согласование текста Заключительного акта,
3. 30 июля — 1 августа 1975 года в столице Финляндии Хельсинки главы 35 государств подписалиЗаключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения).
Опыт показывает, что успех ООН в предотвращении конфликтов определяется тесным сотрудничеством с государствами - членами ООН и широким кругом других субъектов, включая региональные организации. На это обстоятельство обращалось внимание и в ходе состоявшегося в Нью-Йорке 28-29 июля 1998 г. третьего совещания Генерального секретаря ООН с руководством региональных организаций, на котором была разработана программа координации действий в области раннего предупреждения и предотвращения конфликтов с региональными организациями.
Одним из положительных примеров сотрудничества в данной сфере может служить взаимодействие между ООН и ОБСЕ.
Одним из важных направлений миротворческой деятельности ООН и ОБСЕ в последние годы становится раннее обнаружение, своевременное отслеживание и предотвращение конфликтов и кризисов.
Ключевая роль в раннем обнаружении и предотвращении конфликтов принадлежит ООН.
Значительные усилия по раннему обнаружению и предотвращению конфликтов прилагает и ОБСЕ. Здесь наработаны интересные и полезные методы и процедуры превентивной дипломатии, дающие выход на невоенное политическое урегулирование возникающих кризисов и конфликтов. К числу несомненных успехов ОБСЕ можно отнести позитивный опыт некоторых ее миссий, деятельности Верховного комиссара по национальным меньшинствам, представителей ОБСЕ в Албании и др.
ООН и ОБСЕ имеют несравненные преимущества в решении задач по предотвращению конфликтов и кризисов, поскольку делают упор исключительно на использование политико-дипломатических и правовых средств в соответствии с Уставом ООН. Здесь главное не поддаваться искушению решать эти задачи в основном военно-силовыми методами, что может лишь привести к разжиганию конфликта, нагнетанию напряженности и, в конечном счете, к дестабилизации обстановки и обострению напряженности.
В ООН и ОБСЕ создан обширный арсенал средств и механизмов раннего предупреждения, превентивного регулирования конфликтов и кризисов, недопущения их перерастания в военные столкновения.
Для сравнения: у НАТО в этом отношении в силу сугубо военной структуры возможности более ограниченные и практически отсутствует инструментарий, который подходит для использования в превентивных целях на начальной стадии развития кризисов и конфликтов. Поэтому вряд ли рационально было бы создавать в рамках НАТО какие-то новые или параллельные с ООН и ОБСЕ механизмы, процедуры предотвращения конфликтов. Речь, видимо, может идти о путях координации усилий НАТО с деятельностью ООН и ОБСЕ.
Для этого можно было бы чаще прибегать к встречам Генерального секретаря ООН и ОБСЕ с руководством НАТО, обмену информацией между ними, привлекать специальных и личных представителей Генсекретаря ООН, его специальных посланников и советников, действующего Председателя ОБСЕ, миссии и представителей ОБСЕ, посредников и специалистов в области превентивной дипломатии, положительно проявивших себя на поприще ООН и ОБСЕ.
Опыт показывает, что превентивные шаги ООН должны опираться на поддержку соответствующей региональной организации, например ОБСЕ, СНГ, АС и др. Вместе с тем такое задействование не должно привести к ограничению прерогатив Совета Безопасности, который в соответствии с Уставом ООН правомочен принимать любые решения в области предотвращения конфликтов и поддержания международного мира без предварительных консультаций с кем-либо, хотя сама идея тесного взаимодействия ООН с региональными организациями сомнений не вызывает.
Вопрос о постоянных вооруженных силах ООН по Уставу ООН. Исключительная компетенция Совета Безопасности ООН в принятии решений по всем вопросам, касающимся операций ООН по поддержанию мира. Основные действующие операции ООН по поддержанию мира.
ГЛАВА VII: ДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ УГРОЗЫ МИРУ, НАРУШЕНИЙ МИРА И АКТОВ АГРЕССИИ
Статья 39
Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Статья 40
Чтобы предотвратить ухудшение ситуации, Совет Безопасности уполномочивается, прежде чем сделать рекомендации или решить о принятии мер, предусмотренных статьей 39, потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными. Такие временные меры не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. Совет Безопасности должным образом учитывает невыполнение этих временных мер.
Статья 41
Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от Членов Организации применения этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.
Статья 42
Если Совет Безопасности сочтет, что меры, предусмотренные в статье 41, могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации.
Статья 43
1. Все Члены Организации для того, чтобы внести свой вклад в дело поддержания международного мира и безопасности, обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безопасности по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода.
2. Такое соглашение или соглашения определяют численность и род войск, степень их готовности и их общее расположение и характер предоставляемых средств обслуживания и помощи.
3. Переговоры о заключении соглашения или соглашений предпринимаются в возможно кратчайший срок по инициативе Совета Безопасности. Они заключаются между Советом Безопасности и Членами Организации или между Советом Безопасности и группами Членов Организации и подлежат ратификации подписавшими их государствами, в соответствии с их конституционной процедурой.
Статья 44
Когда Совет Безопасности решил применить силу, то, прежде чем потребовать от Члена Организации, не представленного в Совете, предоставления вооруженных сил во исполнение обязательств, принятых им на основании статьи 43, Совет Безопасности приглашает этого Члена Организации, если последний этого пожелает, принять участие в решениях Совета Безопасности относительно использования контингентов вооруженных сил данного Члена Организации.
Статья 45
В целях обеспечения для Организации Объединенных Наций возможности предпринимать срочные военные мероприятия, Члены Организации должны держать в состоянии немедленной готовности контингенты национальных военно-воздушных сил для совместных международных принудительных действий. Численность и степень готовности этих контингентов и планы их совместных действий определяются Советом Безопасности с помощью Военно-Штабного Комитета в пределах, указанных в особом соглашении или соглашениях, упомянутых в статье 43.
Статья 46
Планы применения вооруженных сил составляются Советом Безопасности с помощью Военно-Штабного Комитета.
Статья 47
1. Создается Военно-Штабной Комитет для того, чтобы давать советы и оказывать помощь Совету Безопасности по всем вопросам, относящимся к военным потребностям Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности, к использованию войск, предоставленных в его распоряжение, и к командованию ими, а также к регулированию вооружений и к возможному разоружению.
2. Военно-Штабной Комитет состоит из Начальников Штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей. Любой Член Организации, не представленный постоянно в Комитете, приглашается Комитетом сотрудничать с ним, если эффективное осуществление обязанностей Комитета требует участия этого Члена Организации в работе Комитета.
3. Военно-Штабной Комитет, находясь в подчинении Совета Безопасности, несет ответственность за стратегическое руководство любыми вооруженными силами, предоставленными в распоряжение Совета Безопасности. Вопросы, относящиеся к командованию такими силами, должны быть разработаны позднее.
4. Военно-Штабной Комитет может, с разрешения Совета Безопасности и после консультации с надлежащими региональными органами, учреждать свои региональные подкомитеты.
Статья 48
1. Действия, которые требуются для выполнения решений Совета Безопасности в целях поддержания международного мира и безопасности, предпринимаются всеми Членами Организации или некоторыми из них, в зависимости от того, как это определит Совет Безопасности.
2. Такие решения выполняются Членами Организации непосредственно, а также путем их действий в соответствующих международных учреждениях, членами которых они являются.
Статья 49
Члены Организации должны объединяться для оказания взаимной помощи в проведении мер, о которых принято решение Советом Безопасности.
Статья 50
Если Советом Безопасности принимаются превентивные или принудительные меры против какого-либо государства, всякое другое государство, независимо от того, состоит ли оно Членом Организации, перед которым встанут специальные экономические проблемы, возникшие из проведения вышеупомянутых мер, имеет право консультироваться с Советом Безопасности на предмет разрешения таких проблем.
Статья 51
Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые Членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с настоящим Уставом, в отношении предпринятия в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
В настоящий момент развернуты 15 миротворческих операций и одна специальная политическая миссия в Афганистане. Руководство операциями осуществляет Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ).
1. Миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Гаити (МООНСГ) была учреждена 1 июня 2004 года в соответствии с резолюцией 1542 (2004) Совета Безопасности. Миссии ООН были переданы полномочия Многонациональных временных сил (МВС), созданных с санкции Совета Безопасности в феврале 2004 года, после того как разгоревшийся вооруженный конфликт охватил несколько городов страны и президент Бертран Аристид был вынужден покинуть страну.
Разрушительное землетрясение 12 января 2010 года, в результате которого (по данным правительства Гаити) погибли 220 тыс. человек, включая 96 миротворцев ООН, нанесло удар по инфраструктуре страны и резко ухудшило и без того сложное экономическое положение Гаити. Совет Безопасности в своей резолюции 1908 от 19 января 2010 года одобрил рекомендацию Генерального секретаря, касающуюся увеличения общей численности сил МООНСГ в целях поддержки усилий по немедленному восстановлению, реконструкции и обеспечению стабильности в стране.
После президентских выборов 2011 года МООНСГ продолжает выполнять свой первоначальный мандат по восстановлению безопасности и стабильности, содействию политическому процессу, укреплению государственных учреждений и правоохранительных структур Гаити, а также поощрению и защите прав человека.
Миссия продолжает предоставлять материально-техническую поддержку в целях предотвращения распространения эпидемии и лечения заболевших в связи со вспышкой холеры в октябре 2010 года.
2. Миссия Организации Объединенных Наций по проведению референдума в Западной Сахаре учреждена резолюцией 690 (1991) Совета Безопасности от 29 апреля 1991 года в соответствии с «предложениями по урегулированию», на которые 30 августа 1988 года дали свое согласие Марокко и Народный фронт освобождения Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро (Фронт ПОЛИСАРИО).
План урегулирования, предложенный Генеральным секретарем и утвержденный Советом Безопасности, предусматривал переходный период, на протяжении которого Специальный представитель Генерального секретаря будет нести всю полноту ответственности за все вопросы, связанные с референдумом, на котором народу Западной Сахары предстоит выбрать между независимостью и вхождением в состав Марокко. Предусматривалось, что в выполнении Специальным представителем своих задач ему будут помогать его заместитель и сводная группа в составе гражданского, военного и гражданского полицейского персонала Организации Объединенных Наций под названием «Миссия Организации Объединенных Наций по проведению референдума в Западной Сахаре».
3. Миссия Организации Объединенных Наций в Либерии (МООНЛ) была учреждена резолюцией 1509 (2003) Совета Безопасности от 19 сентября 2003 года для поддержки в выполнении Соглашения о прекращении огня и осуществлении мирного процесса; защиты персонала Организации Объединенных Наций, объектов и гражданских лиц; поддержки деятельности по оказанию гуманитарной помощи и помощи в области прав человека; а также для поддержки реформы в области безопасности, включая подготовку национальной полиции и формирование новых, реформированных вооруженных сил.