Медицинское право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Предмет и метод медицинского права как отрасли права
Медицинское право- это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу охраны здоровья граждан и медицинской деятельности, а равно общественные отношения в процессе функционирования и развития сферы здравоохранения.
Предмет медицинского права – это комплекс общественных отношений, возникающий при осуществлении лечебно-профилактической помощи, санитарно-гигиенической и иной здравоохранительной деятельности, а также совокупность нормативно-правовых актов, определяющий правовой статус участников этих отношений.
Метод медицинского права — совокупность приемов и способов, применяемых государством в целях регулирования здравоохранительных и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В регулировании здравоохранительных правоотношений используется императивный и диспозитивный методы.
Императивный метод– это метод властных предписаний, он характерен прежде всего для отношений субординации, власти и подчинения.
Применительно к медицинской деятельности - это правоотношения по поводу выполнения медицинскими организациями властных предписаний, направленных на обеспечение качества, недопущение некомпетентных лиц к занятию медицинской практикой и др.
Диспозитивный метод предполагает равенство участников правоотношений. Применительно к медицинской деятельности – это в первую очередь правоотношения, возникающие между равными субъектами по поводу оказания медицинских услуг.
Статья №3
1) Основания юридической ответственности.
· Нормативное
· Фактическое
· Индивидуально- правовое
Нормативное основание - это наличие нормы права, предусматривающей возможность возложения ответственности.
Фактическое основание - это наличие факта правонарушения (фактически совершенного деяния), с которым связывается возникновение охранительного правоотношения, в рамках которого реализуется юридическая ответственность.
Процессуальное основание - это наличие правоприменительного акта, который конкретизирует общие предписания охранительной нормы права(содержит санкции), определяет вид и меру юридической ответственности.
2) Предметы исключительного ведения Российской Федерации.
Предметы ведения Российской Федерации — объекты сферы деятельности Российской Федерации как государства — закреплённый в Конституции Российской Федерации и положениями Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, круг вопросов, исключительная прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам государственной власти.
К предметам ведения РФ относится сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено исключительно к компетенции РФ. К ним относится то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, целостности и неприкосновенности ее территории, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.
К предметам ведения Российской Федерации относятся сферы жизни общества, отрасли и подотрасли хозяйства, а также социально-культурной деятельности, виды имущества, его объекты, находящиеся под воздействием и в распоряжении органов федеральной власти (федеральные банки, транспорт, ядерная энергетика, федеральная собственность, военная техника и др.)
Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находиться :
1) в области государственного строительства:
-обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
- зашита прав и свобод человека и гражданина; — зашита прав национальных меньшинств;
- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
2) в экономической, социальной, культурной областях:
- разграничение государственной собственности;
- природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории;
- охрана памятников истории и культуры;
- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.