Демографические ресурсы
Демографические ресурсы страны дают представление о ее значимости в сравнении с другими государствами, об уровне развития человеческого потенциала, степени освоенности и заселенности ее территории. Большая численность населения прибавляет государству политический вес на международной арене. При анализе демографических ресурсов страны важны не только количественные, но и качественные показатели. Например такие, как духовно-нравственный уровень развития народа, уровень его образования, качество трудовых ресурсов и ряд других.
По данным Росстата, численность населения Россия в 2014 году составила 143 миллиона человек. По данному показателю страна занимает девятое место в мире. Впереди России находятся такие страны, как КНР (1, 367 миллионов), Индия (1, 258 миллионов), США (318 миллионов), Индонезия (252 миллиона), Бразилия (201 миллион), Пакистан (187 миллионов), Нигерия (178 миллионов) и Бангладеш (157 миллионов). Учитывая, что Россия занимает первое место в мире по размеру территории, можно вести речь о недонаселенности страны, а также наличии иных демографических перекосов.
Характерной особенностью России является крайне неравномерное распределение населения по территории страны. Так, более 80 % населения России проживает в европейской части страны. На долю Урала, Сибири и Дальнего Востока, которые составляют две трети территории России, приходится не более 25 миллионов человек. Наиболее сложная демографическая ситуация складывается на Дальнем Востоке, численность населения которого не превышает 5-6 миллионов человек. Демографические парадоксы России связаны и с отдельными регионами. В самом маленькой области страны (Калининградская) проживает примерно столько же населения (чуть более 1 миллиона человек), как и на территории самого крупного субъекта Российской Федерации – Республики Саха (Якутия).
Слабая заселенность восточных территорий России представляет как внутриполитическую, так и серьезную внешнеполитическую проблему. Внутриполитическая проблема связана с тем, что России трудно развивать экономику Урала, Сибири и Дальнего Востока в условиях стабильного оттока населения в европейскую часть страны. Внутреннее перемещение населения в России происходит в направлении с севера на юг и востока на запад. С точки зрения внешней политики, малая численность населения российского Дальнего Востока, а также Севера препятствует полноценному экономическому развитию данных территорий. В частности, это заметно сужает возможности России по участию в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Нехватка населения в Сибири и на Дальнем Востоке опасна и тем, что может стать мотивом для предъявления России территориальных претензий со стороны соседних государств. Самым ярким примером служат японские претензии на южную часть Курильских островов. В условиях малонаселенности окраинных территорий, особенно на Юге и Юго-Востоке, России трудно справляться с проблемой незаконной миграции, страна испытывает значительные трудности при охране границ и борьбе с радикальными исламистскими группировками, в противодействии наркотрафику и трансграничной преступности.
Население России включает в себя представителей многих этносов и народностей, но при этом около 80% населения России являются этническими русскими, что сближает Россию с такими моноэтническими государствами, как Франция и Германия. Но в отличие от них Россия на всем протяжении своего исторического развития не пыталась строить государство одной нации, а напротив, подчеркивала многонациональный характер российского общества.
В настоящее время Россия продолжает опираться как на имперский, так и на советский опыт межнациональных отношений. Большинство населения страны идентифицирует себя с православной культурно-религиозной традицией. При этом Россия – единственная из развитых стран мира, которая долгие годы демонстрировала убыль населения. Приостановить этот процесс удалось лишь на протяжении последних нескольких лет. Стремительное сокращение населения России в 1990-е годы стало результатом социального и духовного неблагополучия, сокращения реального сектора экономики, роста безработицы, а также отражением иных общественных процессов.
Таким образом, демографические ресурсы России недостаточны для проведения активной внешней политики, а отмеченные внутренние перекосы требуют продуманных действий по защите территориальной целостности и национальной безопасности.
Военные ресурсы
Военные ресурсы представляют собой совокупность военных возможностей государства, необходимых для защиты его суверенитета и отражения угроз безопасности. При анализе военных ресурсов страны принято обращать внимание на такие показатели, как численность вооруженных сил, их мобильность и обученность, наличие ядерных и обычных вооружений, степень развития всех родов войск, включая наземные соединения, военно-воздушные силы и военно-морской флот. Военная доктрина государства, а также стратегия национальной безопасности содержат комплексный анализ реальных и потенциальных угроз национальной безопасности, а также указывают на те ситуации, в которых государство предусматривает возможность военного ответа (включая опцию использования ядерного оружия) на международные вызовы и угрозы.
Численность вооруженных сил России составляет около 1 миллиона человек.[5] По этому показателю Россия занимает 5 место в мире после КНР, США, Индии и КНДР. Россия является ядерной державой, ее ядерный потенциал занимает второе место после США. Действующая военная доктрина России предусматривает возможность использования ядерного оружия либо в качестве ответа на нападение с использованием ядерных сил, либо в качестве ответа на полномасштабную агрессию с использованием обычных вооруженных сил и вооружений в критической для национальной безопасности страны ситуации. США, Россия и КНР являются единственными ядерными державами, которые располагают полноценной ядерной триадой, то есть средствами наземной, подводной и воздушной доставки ядерных боеголовок.
На протяжении 1990-х и 2000-х годов ядерный потенциал России заметно сократился, что связано с выполнением подписанных соглашений с США о сокращении стратегических наступательных вооружений (договоры СНВ-1, СНВ-2, СНП, СНВ-3). По данным Госдепартамента США, на вооружении России и США по состоянию на 2014 год находились соответственно 911 и 912 ракет-носителей, оснащенных 1643 и 1642 ядерными боеголовками. В соответствии с договором СНВ-3 к 2018 году Россия и США должны снизить свои стратегические ядерные вооружения до 800 носителей и 1550 боеголовок у каждой стороны.
Масштабное сокращение ядерных вооружений было частично компенсировано в 1998 году постановкой на боевое дежурство межконтинентальных баллистических ракет (МБР) нового класса «Тополь-М». Серьезному сокращению подверглись все военно-морские флоты бывшего СССР (Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский). Еще в результате распада СССР значительная часть вооруженных сил и вооружений была передана новым независимым государствам. С середины 2000-х годов начинается обновление ВМФ России. В 2007 году в Северодвинске была спущена на воду атомная подводная лодка (АПЛ) нового класса «Юрий Долгорукий», оснащенная новым МБР «Булава». В стадии строительства находятся другие АПЛ этого же класса.
Россия входит в первую пятерку стран с наиболее крупными военными бюджетами. На протяжении 2000-х годов сопоставимые с Россией военные бюджеты имели такие страны, как Япония, Германия, Франция, Великобритания. Безоговорочным лидером по данному показателю являются США, чьи военные расходы долгие годы превосходили военные расходы всех ведущих стран мира, вместе взятых. В 2014 году военный бюджет США несколько сократился и составил 624 млрд долларов США. На втором месте после США идет Китай с военным бюджетом в 148 млрд долларов в год. На третьем месте после США и КНР в 2014 году шла Россия, чей военный бюджет составил 70 млрд долларов США.[6]
Таким образом, если военные ресурсы СССР превращали его в сверхдержаву, равную по силе США, то военные ресурсы России намного уступают уровню СССР, а сама Россия выступает уже как держава регионального значения.
Политические ресурсы
Под политическими ресурсами государства следует понимать способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику, играть значимую роль в региональной и глобальной системе международных отношений. Политические ресурсы государства включают в себя ряд внутренних и внешних характеристик. Под внутренними характеристиками подразумевается наличие подлинного государственного суверенитета, то есть самостоятельность в принятии важнейших внутриполитических решений, способность без давления извне определять жизненные ценности страны, стратегию ее развития, формировать государственные институты. Внешние характеристики политических ресурсов, в свою очередь, включают в себя такие категории, как место и роль данного государства в системе международных отношений, степень вовлеченности в деятельность региональных и глобальных институтов, политический вес в обсуждении и решении международных проблем.
Внутренние характеристики этого понятия были обозначены ранее, здесь же следует подробно остановиться на внешних характеристиках. Одним из определяющих критериев оценки политических ресурсов страны является участие России в деятельности международных и региональных организаций и форумов, что отражает степень влияния страны на международные процессы, уровень ее авторитета в решении международных проблем. Россия унаследовала от СССР кресло постоянного члена Совета Безопасности ООН и право вето при принятии важнейших политических решений этой наиболее авторитетной международной организацией.
Довольно непросто складывались отношения России с другой влиятельной организацией, действующей на пространстве от Атлантики до Владивостока – ОБСЕ. В отличие от ООН, где место России как правопреемницы СССР было признано без особых возражений, в рамках ОБСЕ Россия столкнулась с настороженным и даже предвзятым отношением к своей политике в целом, особенно к действиям на пространстве бывшего СССР, где Россия столкнулась с серьезными вызовами, которые напрямую затрагивали ее безопасность: незаконной миграцией, наркоторговлей, межэтническими конфликтами, преступностью, сепаратизмом и агрессивным национализмом, ставящим под угрозу права русскоязычного меньшинства. В попытке найти средства эффективного и легитимного противодействия этим угрозам, Россия последовательно выступала за повышение статуса своих миротворцев на пространстве СНГ, а также за создание действенной системы коллективной безопасности по образцу ООН.
В диалоге с ЕС и НАТО Россия играла роль важного внешнего партнера этих структур. Однако, не имея возможности напрямую влиять на процесс принятия решений, Россия на рубеже 1990-х и 2000-х годов столкнулась с проблемой вытеснения России из европейской системы безопасности, которая создавалась без участия России, а зачастую и против России. Закономерным итогом такой политики стран Запада стало охлаждение отношений России с этими объединениями.
Начиная с 1990-х годов Россия стремилась стать полноправным участником форума «группы семи», которая набирала политический вес и усиливала свое влияние на решение глобальных вопросов, и ей это удалось. На саммите в Кананаскисе (Канада) в 2002 году Россия становится полноценным участником этого объединения. Целью присоединения России к «группе семи» было стремление интегрироваться в западные институты и повысить тем самым свою политическую роль в мире. Однако кризис на Украине в 2014 году привел к ухудшению отношений стран Запада и России, в результате которого последняя перестала получать приглашения на саммиты «группы семи».
На пространстве СНГ России удалось сохранить свое политическое влияние. С одной стороны, этому способствовало создание Евразийского экономического союза в составе России, Белоруссии и Казахстана. С другой стороны, тесное военно-политическое взаимодействие на территории бывшего СССР стало результатом создания Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в составе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Армении.
В усилении политических позиций России в мире сыграли важную роль еще как минимум два обстоятельства. Во-первых, страна стала активным участником международных объединений, которые были созданы за последние 15-20 лет на Евразийском континенте, а также на иных международных площадках. В 1998 году Россия была принята в АТЭС, с 1996 года Москва стала официальным партнером АСЕАН, в 2001 года стала одним из соучредителей Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Россия является одним из членов БРИКС, ВАС, а также «группы двадцати». Очень высокого уровня достигли российско-китайские отношения. Их статус обозначен в официальных документах как «доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие». Во-вторых, важным фактором усиления позиций России на международной арене служит то, что именно на Москву возлагают надежды многие страны, видя в ней потенциального союзника и партнера, а также честного посредника в урегулировании региональных конфликтов.