Столыпинская земельная и аграрная реформа 1906–1911 гг. в Беларуси

Реформа 1861 г. явилась первым этапом перехода к индивидуализации землевладения и землепользования. Однако отмена крепостного права не привела к прогрессу частной собственности. В 80–90-е годы XIX в. царское правительство прежде всего стремилось насадить общинные структуры в деревне. Тяжесть выкупа земли, власть общины, которая усилилась после принятия Закона от 14 декабря 1893 г. [Свод законов Российской империи. Книга вторая. – 2-е изд. – СПб., 1913. – Т. V–IX. – № 39337], запретившего выход из общины, отсталое землеустройство, чересполосица [Чересполосица – расположение нескольких земельных участков одного хозяйства вразброс, отдельными полосами, вперемежку с чужими земельными участками], нарастающее малоземелье всё больше обостряли недовольство многомиллионного слоя крестьян.

В этот период особенно остро стоял вопрос о необходимости дальнейших земельных и аграрных реформ. Если в развитых странах Запада земля уже находилась в частном владении, то в России и на белорусских землях, главным образом в Витебской и Могилёвской губерниях, была распространена общинная земельная собственность.

На преодоление указанных проблем были направлены социально-политические реформы, начатые П. А. Столыпиным [Столыпин Пётр Аркадьевич (1862–1911) – Председатель Совета Министров Российской империи и Министр внутренних дел (с 1906 г.). Окончил физико-математический факультет Петербургского университета, служил в Министерстве государственных имуществ помощником столоначальника, уездным предводителем дворянства Ковенской губернии. С 1902 г. – гродненский губернатор. В 1903–1906 гг. –саратовский губернатор. Руководил подавлением крестьянских волнений в ходе Первой русской революции 1905–1907 гг. Определял правительственную политику в 1907–1911 гг. Наметил курс социально-политических реформ в 1906 г. Начал проведение аграрной реформы, названной столыпинской. Под его руководством разработан ряд крупных законопроектов, в том числе по реформе местного самоуправления, введению всеобщего начального образования, о веротерпимости. Инициатор создания военно-волевых судов. Организатор контрреволюционного третьеиюньекого переворота 1907 г., добился роспуска 2-й Государственной думы и провёл новый избирательный закон, существенно усиливший позиции в думе представителей правых партий. Смертельно ранен агентом охранки – эсером Д. Г. Богровым]. Концепция столыпинской аграрной реформы 1906 г. предлагала развивать смешанную, многоукладную экономику, где государственные формы хозяйства должны были конкурировать с коллективными и частными. Суть этой реформы была сформулирована П. А. Столыпиным в речи, произнесённой в Государственной думе 10 мая 1907 г. при обсуждении обустройства быта крестьян и о праве собственности: «Необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община ещё не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная» [Столыпин, П. А. Нам нужна Великая Россия... : полн. собр. речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906–1911 гг. / П. А. Столыпин. – М. : Мол. гвардия, 1991. – С. 93–94].

Кроме того, земельно-аграрная столыпинская реформа преследовала и политические цели: укрепление государственной власти за счёт нейтрализации влияния идей начавшейся в 1905 г. Первой русской революции в среде крестьянства; создание «партии порядка» – социальной опоры самодержавия в лице зажиточного крестьянства.

Составными элементами курса столыпинских реформ являлись:

1) ликвидация общины;

2) переход к хуторам [Хутор – сельское поселение (однодворное, позднее многодворное) при освоении новых земель; в России, Беларуси – обособленная крестьянская усадьба на земельном участке индивидуального владения] и отрубам [Отруб – земельный участок, выделенный из общинной земли (в результате столыпинской аграрной реформы) в единоличную крестьянскую собственность (в отличие от хутора – без переноса усадьбы)];

3) переселение крестьян на свободные» земли;

4) использование кооперации;

5) развитие мелиорации;

6) введение трёхступенчатого сельскохозяйственного образования;

7) организация дешёвого кредита для крестьян в Крестьянском поземельном банке;

8) образование земледельческой партии, которая бы реально представляла интересы мелких землевладельцев.

Помимо этого П. А. Столыпин выдвинул либеральную доктрину управления сельской общиной, устранения чересполосицы, развития частной собственности на селе и достижения на этой основе экономического роста. По мере прогресса крестьянского хозяйства фермерского типа, ориентированного на рынок, в ходе развития отношений купли-продажи земли должно было произойти естественное сокращение помещичьего фонда земли. Будущий аграрный строй России представлялся П. А. Столыпину в виде системы мелких и средних фермерских хозяйств, объединённых местными самоуправляемыми и немногочисленными по размерам дворянскими усадьбами. На данной основе должна была произойти интеграция двух культур – дворянской и крестьянской [Аксаков, А. П. Высший подвиг / А. П. Аксаков. – СПб., 1912. – С. 70]. В речи о земельном законопроекте и землеустройстве крестьян, произнесённой в Государственной думе 5 декабря 1908 г., П. А. Столыпин, подчёркивая роль правительства, сказал, что «...проведя в порядке ст. 87 Закона от 9 ноября 1906 г., оно делало ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и на сильных» [Государственная дума. 3-й созыв. 1908. Сессия 2. – СПб., 1908. – Ч. I. – С. 2279–2284; Столыпин, П. А. Нам нужна Великая Россия... : полн. собр. речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906–1911 гг. / П. А. Столыпин. – М. : Мол. гвардия, 1991. – С. 178].

Правовой основой реформы 1906 г. стал Именной Высочайший Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», данный Правительствующему сенату 9 ноября 1906 г. [Российское законодательство Х–ХХ веков: законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. – М., 1994. – Т. 8. – С. 234–240]. Данный акт отменял Закон 1893 г. о неприкосновенности общины, а также подтверждал отмену с 1 января 1907 г. согласно Манифесту от 3 ноября 1905 г. [Манифест от 3 ноября 1905 г. «Об отмене выкупных платежей» завершал процедуру выкупа, установленную в 1861 г.] выкупных платежей за надельные земли и провозглашал для крестьян – членов общины – право свободного выхода из неё, «...с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела» [Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X в. – 1917 год). – М. : ИКД «ЗЕРЦАЛО-М», 2001. – С. 321].

Высочайший Указ от 9 ноября 1906 г. предписывал устранение всех имеющихся в действующем законодательстве препятствий к осуществлению крестьянами прав на надельные земли и содержал следующие основные положения:

• каждый домохозяин, владеющий надельной землёй на общинном праве, может во всякое время требовать закрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части означенной земли;

• домохозяева, за которыми закреплены в личную собственность участки общинной земли, сохраняют за собой право пользования в неизменной доле иными угодьями, которые передаются на особых основаниях, а также право пользования угодьями, которые не подлежат разделу (выгоны, пастбища и т.д.);

• требования о закреплении в личную собственность части общинных земель предъявляются через сельского старосту обществу, которое в месячный срок простым большинством голосов определяет участки, подлежащие передаче в собственность домохозяев. Если в течение такого срока общество не выносит соответствующего решения, выделение земельного участка на месте производится земским начальником, который разбирает по существу все возникающие споры и выносит своё постановление;

• каждый домохозяин, за которым закреплены участки надельной земли, имеет право в любое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен этих участков соответствующий участок по возможности «к одному месту».

Таким образом, являясь объектом права личной собственности крестьян, надельные земли поступали в оборот, т.е. могли продаваться и покупаться. Выходя из общины, крестьянин приобретал право на выделение земельного участка «к одному месту», на закрепление его в собственность со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями, т.е. право продавать землю, сдавать её в аренду и т.д. При этом с целью предотвращения образования крупных землевладений и спекуляции землёй Законом от 14 июня 1910 г. [Закон Российской империи от 14 июля 1910 г. «Об изменениях и дополнениях некоторых постановлений о крестьянском землевладении» // СЗ Российской империи. –1914. – Т. 16. – Ч. 1. – С. 66] был установлен запрет на сосредоточение в пределах одного уезда путём покупки или принятия в дар надельной земли свыше шести душевых наделов [Душевой надел – количество земли в условиях надельного землевладения, приходящееся на одну наличную душу крестьян-мужчин, независимо от возраста]. Данный Закон определял условия выхода из общины: все общины, в которых не было переделов со времени наделения их землёй, признавались перешедшими к наследственному владению с правом личной собственности домохозяев на состоявшие в их пользовании земли [Румянцев, М. Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги / М. Румянцев // Вопросы экономики. – 1990. – № 10. – С. 67].

Именной Высочайший Указ от 9 ноября 1906 г. предоставлял возможность для перехода к отрубному владению [Отрубное владение – владение земельным участком, выделенным из общинной земли (в результате столыпинской аграрной реформы) в единоличную крестьянскую собственность (в отличие от хутора без переноса усадьбы)] и повышению эффективности крестьянского хозяйства.

Для перехода к новым хозяйственным отношениям была разработана целая система хозяйственно-правовых мер по регулированию аграрной экономики. Несколько раньше, по Указу от 10 марта 1906 г., крестьянам было предоставлено право переселения (по желанию) в Сибирь и на Дальний Восток. На эти цели из государственной казны выделялись средства на расходы по обустройству переселенцев на новых местах, медицинское обслуживание, прокладку дорог и общественные нужды. В 1906–1913 гг. за Урал переселилось почти 2,8 млн безземельных и малоземельных крестьян [Около 12% переселенцев впоследствии вынуждены были возвратиться назад]. Только из Беларуси за 1904–1914 гг. из пяти западных губерний переселилось 356,3 тыс. человек, из них около 70% приходится на 1907–1909 гг. [Полетаева, Н. И. Социально-экономическое развитие Беларуси в 1900–1913 гг. Ускорение буржуазной модернизации / Н. И. Полетаева // Экономическая история Беларуси: учеб. пособие / под ред. проф. В. И. Голубовича. – Минск : Экоперспектива, 2001. – С. 175].

Согласно Высочайшему Указу от 9 ноября 1906 г. провозглашалось преобладание факта единоличного владения землёй над юридическим правом пользования. Крестьяне могли теперь выделить землю, находившуюся в фактическом пользовании, из общины, не считаясь с её волей. Земельный надел стал собственностью не семьи, а отдельного домохозяина.

Осуществлялись меры по обеспечению прочности и стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Чтобы избежать спекуляции землёй и концентрации собственности, в законодательном порядке ограничивался предельный размер индивидуального землевладения, была разрешена продажа земли не крестьянам. Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой крестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита – ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне.

В 1907–1915 гг. о выделении из общины в целом по России заявило около 25% домохозяев. Широкое распространение получили новые формы землевладения – хутора и отруба. В целом по России по состоянию на 1 января 1916 г. их имелось уже 1221,5 тыс [Румянцев, М. Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги / М. Румянцев // Вопросы экономики. – 1990. – № 10. – С. 67].

В Могилёвской губернии к 1915 г. закрепили свои участки в личную собственность почти 57% домохозяев-общинников. Они получили в собственность 54,8% общинной земли. В Витебской губернии эти показатели составили соответственно 29 и 22%. В этих губерниях в личную собственность было закреплено около 48% бывших общинных дворов, тогда как по России в целом – 22%. По числу домохозяев, закрепивших землю в личную собственность, Могилёвская губерния занимала второе место в России после Саратовской [Полетаева, Н. И. Социально-экономическое развитие Беларуси в 1900–1913 гг. Ускорение буржуазной модернизации / Н. И. Полетаева // Экономическая история Беларуси: учеб. пособие / под ред. проф. В. И. Голубовича. – Минск : Экоперспектива, 2001. – С. 173].

Для ускорения земельных преобразований 29 мая 1911 г. было принято Положение о землеустройстве, согласно которому землеустроительные комиссии могли принудительно выселять крестьян на хутора и отруба без согласия крестьянского большинства. В течение 1907–1916 гг. в белорусских деревнях было образовано почти 13 тыс. хуторов и отрубов, что составляло 12% от общей численности крестьянских дворов (по России – 10%).

Важнейшим составным элементом столыпинских реформ было кооперативное движение, в том числе кредитная кооперация. В 1913 г. в пяти губерниях Беларуси сеть кредитных и ссудо-сберегательных товариществ насчитывала более 900 кооперативных учреждений различных видов, а также 210 потребительских и 190 сельскохозяйственных товариществ. Более активно развивалась кооперация в Витебской, Могилёвской и Виленской губерниях.

Отношение к проводимой в 1906 г. и в последующие годы земельной реформе было неоднозначным как среди её современников, так и среди исследователей послеоктябрьского периода.

С одной стороны, аграрная реформа П. А. Столыпина оценивалась как беспрецедентная по темпам, масштабам и глубине трансформации консервативно-патриархального уклада в сельском хозяйстве в прогрессивный тип хозяйствования – это была либерально-буржуазная реформа. Она носила комплексный характер с сочетанием методов организационного, государственно-административного, финансово-экономического, социального и политического характера. Столыпинские преобразования привели к упорядочению трудовых основ мелкотоварного крестьянского хозяйства. Земельная собственность всё больше стала концентрироваться в руках аграриев-предпринимателей. Происходил переход от сословной к бессословной земельной собственности. За годы реформ значительно сократилась площадь дворянского землевладения, к 1917 г. она составляла только 47%. В результате реформы сложилась многоукладная экономика, основанная на таких крупных укладах, как государственный, крупный частный, семейно-трудовой. Последний должен был стать хребтом российской экономики. Практика проведения столыпинских реформ показала, что переход от натурального типа экономики к рыночному в условиях административно-командной системы возможен прежде всего на основе активной деятельности государства. Особую роль в таких условиях играет финансово-кредитная деятельность государства. С поразительной быстротой и размахом царское правительство сумело переориентировать мощный бюрократический аппарат империи на энергичную и эффективную работу. Создавались социально-экономические предпосылки для перехода к новому этапу аграрных преобразований – превращению сельского хозяйства в капиталоёмкий, технологически прогрессивный сектор экономики России. Результаты реформы характеризовались быстрым ростом аграрного производства, увеличением ёмкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причём торговый баланс России приобретал всё более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России. В доходной части всего народного хозяйства в 1913 г. валовой доход сельского хозяйства составил 52,6%. Благодаря увеличению стоимости, созданной в сельском хозяйстве, доход в государстве возрос в сопоставимых ценах с 1900 по 1913 г. на 33,8% [Агров, А. Мировая война и русское сельское хозяйство / А. Агров. – М. : Новая деревня, 1924. – С. 8; Кондратьев, Н. Д. Перспективы развития сельского хозяйства СССР / Н. Д. Кондратьев, Н. П. Огановский. – М. : Новая деревня, 1924. – Вып. I. – С. 3].

В целом дифференциация видов аграрного производства по районам привела к росту товарности сельского хозяйства. Три четверти всего переработанного индустрией сырья поступало от сельского хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукции увеличился за период реформы на 46%. Но сравнению с 1901–1905 гг. возрос экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия становилась крупнейшим производителем и экспортёром хлеба и льна, ряда продуктов животноводства. В 1910 г. экспорт российской пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта.

На территории белорусских губерний внедрялись многопольные севообороты в крупных помещичьих и зажиточных крестьянских хозяйствах, расширялось применение минеральных удобрений, прежде всего суперфосфата. Появились новые виды сельскохозяйственных орудий и техники: в 1910 г. на одно помещичье имение в среднем приходилось пять железных плугов и 5,6 различных сельскохозяйственных машин. Увеличились посевные площади в целом, в том числе под технические и кормовые культуры: картофеля – на 46%, трав – на 65%. По темпам травосеяния Беларусь занимала первое место в европейской части России, по удельному весу кормовых трав в общей посевной площади – третье место после Прибалтики и Королевства Польского.

С другой стороны, будучи по своему содержанию прогрессивной для своего времени, столыпинская реформа осуществлялась по наиболее болезненному для крестьянства пути. Разрушение общины привело к сосредоточению земли в руках кулаков и к разорению значительной части крестьянства. За годы реформ в Беларуси, как и в России в целом, произошло значительное расслоение крестьянства. К 1914 г. беднота составляла 68% дворов, среднее крестьянство – 20%, кулацкие хозяйства – 12%. Нельзя не отметить принудительный характер реформы, давления на крестьян с целью их выхода из общины в случае сопротивления. Далеко не везде учитывалась социально-психологическая готовность крестьянства к новым формам хозяйствования. Среди сдерживающих факторов проведения реформы следует отметить отсутствие соответствующей материально-финансововой базы, специалистов-землемеров в области землеустройства. Страна по-прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. Если в США в среднем на ферму приходилось 3900 руб. основного капитала, то в европейской России основной капитал среднего крестьянского хозяйства едва достигал 900 руб. Национальный доход на душу сельскохозяйственного населения в России составлял примерно 52 рубля в год, а в США – 262 рубля. Сравнительно невысокими были и темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве. Если в России в 1913 г. получали 55 пудов хлеба с одной десятины, то в США –68, во Франции – 89, а в Бельгии – 168 пудов [Сборник статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и иностранных государств. Год восьмой. – Пг., 1915. – С. 113]. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счёт повышения интенсивности ручного крестьянского труда. Не были решены проблемы продовольственного обеспечения, а также аграрного перенаселения. В белорусских губерниях свыше 50% взрослого населения не находили в местах своего проживания применения своему труду и вынуждены были выезжать в глубинные губернии России. В то же время недостаточно продуманной и эффективной оказалась переселенческая политика: в целом переезд был организован плохо, на каждую тысячу белорусских переселенцев в 1908 г. приходилось 118 человек, погибших в пути. За 1907–1914 гг. в Беларусь возвратилось 36,5 тыс. человек, или 11% переселившихся [Нарысы гiторыi Беларусi. – Miнск, 1994. – Ч. I. – С. 412], которые по возвращении стали батраками. Недостаточным было финансирование переселения: на одну переселенческую семью из Беларуси в Сибирь выделялось всего шесть десятин земли, что позволяло вести только бедняцкое хозяйство. Вместе с тем в рассматриваемый период были созданы социально-экономические условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований – превращению сельского хозяйства в капиталоёмкий технологически прогрессивный сектор экономики.

В целом же совершенствование аграрно-земельных отношений по реформе 1906 г. привело к определённой дифференциации и расслоению крестьянства, что вкупе с огромной дифференциацией помещичьего и крестьянского землевладения послужило причиной революционных преобразований земельных отношений, последовавших после Великой Октябрьской социалистической революции и кардинальным образом изменивших земельно-правовой строй России.

Наши рекомендации