Основные положения теологической теории происхождения государства и права
Теологическая теория происхождения Г и П – широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция явл. офиц. доктрина Ватикана, авт. кот. явл. Фома Аквинский (XII-XIII вв). Последователями этой теории явл. также Маритэн, Мерсье, Лебюфф, Эйве.
1) Согласно Ттеории, гос-во – это продукт божеств. воли и вечного божеств. разума, практическое воплощение власти бога на земле.
2) По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций.
3) Народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям гос. воли как продолжению воли божественной. Правитель – наместник бога на земле, все его указы, распоряжения и т.п. – обязательны для подчиненных.
4) Естественное право имеет божеств. происхожд. Всевышний дает также нормы права. правила поведения в форме заповедей своим пророкам на земле. Об этом указыв. в Библии: "… Бог дал народу устав и закон, и там испытвал его", "Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедовал отцам нашим возвещать детям их"… А в Коране от имени Аллаха говорится, что "мы ниспослали его как арабский судебник".
5) Концепцией утверждается сведение отдельного человека до “винтика” в гос. машине, утверждается неспособность человека что-либо изменить.
Положительная сторона теории – теологи рассматривают естеств. право как неотчуждаемое и неизменное право человека. Большинство представителей данной теории ратуют за согласие и порядок, утверждение справедливости в общ-ве и гос-ве, за уважение гос. власти и юр. институтов.
Недостаток теории – объективно-идеалистический хар-р, так как ставит Г и П в зависимость от воли Бога. Умаляются эконом, соц, военные факторы. Каждое религиозное направление (христианство, ислам, буддизм и т.д.) отдает предпочетние в создании Г и П своему божеству и его пророком. Так, христиане считают, что Г и П созданы Господом Богом, мусульмане – волей Аллаха, буддисты считают Г и П воплощением мировой души (Брахмы). Та или иная религия, как правило, не признает догматов иного вероучения по этому вопросу.
Теологическая теория имеет и другие аспекты, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств Древнего Востока и Древнего Запада. Основная идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога.
Так по древнекитайскому мифу о происхождении и характере земной власти именно персона верховного правителя Поднебесной (т.е. императора Китая) является единственной точкой связи с высшими, небесными сферами.
В Египте, Вавилоне, Индии существовала другая версия. Боги, являясь источниками власти правителя, сами вместе с тем продолжают оставаться вершителями земных и прочих дел.
По религиозно-мифологическим представлениям древних евреев единый бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, являясь его главой и царем, законы еврейского народа получены прямо от бога (законодательство Моисея).
6. Основные положения договорной теории происхождения государства.
Значительной теорией происхождения государства является договорная теория, получившая прочное распространение в XVII –ХУШ веках. В Голландии в XVII веке сторонниками этой теории были Гуго Гроций и Спиноза, в Англии – Дж.Локк и Г.Гоббс, во Франции в XVIII веке – Ж .-Ж.Руссо. В России представителем договорной теории был революционный демократ А. Н. Радищев (1749-1802), который утверждал, что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол. Александр Радищев считал, что Г возникает не как рез-т некого божественного провидения, а как следствие молчаливого договора членов общ-ва в целях защиты слабых и угнетенных.
Джон Локк – всякое мирное образование гос-в имело в своей основе согласие народа. Локк обосновывал конституционную монархию, т. к. общественный договор, по его мнению, представлял собой определенный компромисс между народом и правителем, определенное ограничение свободы и народа, и монарха.
По мнению Руссо – основная задача, кот. призван решать Общественный договор – это найти такую форму ассоциации, кот. защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоц., и благодаря кот. каждый, соединяясь со всеми, подчиняется только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде. Руссо исходил из того, что каждый человек передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы. Гос-во рассматривается им как "условная личность", жизнь кот. заключ. в союзе ее членов. Главная его забота – самосохранение, забота об общем благе, о благе общ-ва, народа. Огромную роль при этом играют издаваемые законы, право. Причем законами явл. лишь такие акты, кот. непосредств. принимаются или утвержд. путем проведения референдума самим народом. Руссо считал, что у народа имеется неотчуждаемое право на сопротивление тиранам.
Согласно е-п теории, чел-ку от рожд. присуще естественное право, кот. включ. в себя право на жизнь, свободу, достоинство, неприкосн. и чсобс-ть. Гос-во создает позитивное право в форме законов. Естеств. П явл. по отнош. к позитивному высшим, поскольку воплощает справедливость, а принципом позитивного права явл. целесообразность.
Таким образом, согласно договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.
Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и государственное образование - политическую организацию: государство.
В договорной теории в связи с этим различали первичный договор объединения и вторичный договор подчинения, договор народа с князем или иным государственным органом.
Следует подчеркнуть, что при этом общественный договор мыслился не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, который лег в основу появления государства, а как состояние общества, когда люди добровольно объединились в его государственно-организационную форму, как принцип, обосновывающий правомерность государственной власти.
Договорная теория использовалась в разных целях. Руссо, Радищев обосновывали начала народовластия, народного суверенитета, поскольку первично власть принадлежала объединившемуся в государство народу и могла им быть отобрана от недобросовестного, некомпетентного правителя, у которого, таким образом, была лишь производная от народа власть. Гоббс, наоборот, доказывал, что коль скоро власть добровольно передана правителю, например князю, то он - князь - отныне обладает неограниченными полномочиями. Локк обосновывал конституционную монархию, т. к. общественный договор, по его мнению, представлял собой определенный компромисс между народом и правителем, определенное ограничение свободы и народа, и монарха.
Отражала эта теория и договорную практику многих феодальных городов, заключавших договор с князем о его материальном обеспечении в обмен на управление городом, на защиту города.
Имела эта теория и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного монарха, вплоть до революционного восстания.
Теория насилия.
Эта теория является одной из распространенных на Западе теорий происхождения государства и права. Наиболее видные ее представители – немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л.Гумплович (1838-1909) и К. Каутский (1854-1938).
Основой этой теории является утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одним племенем другими. «История не предъявляет нам ни одного примера,- рассуждал в связи с этим Л.Гумплович в своей фундаментальной работе «Общее учение о государстве»,- где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения».
По Е. Дюрингу, насилие необходимо для удержания в повиновении покоренных народов. С этой целью создается спец. аппарат принуждения – гос-во, и его инструмент – право. Он считал, что основой обществ. развития явл. формы полит. отнош., а эконом. отнош. – это следствие полит. актов.
Таким образом, согласно этой теории, государство – это естественно (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена превращаются в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов, обращая их в живые орудия.
С целью закрепл. своих завоеваний и неравного положения людей в общ-ве, взимания налогов и сборов, регулир. повед. людей в сфере хоз. деят-ти, распред, торговли, разреш. юрспоров гос. органы приспосабливают к своим интересам и потребностям существ. в общ-ве обычаи и издают законы. Таким образом и возникает право.
Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации порабощения одних народов другими. Была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.
Отвергать полностью ТН нельзя не только из формальных соображ., но и на основании историч. опыта, кот. подтв., что завоевание одних народов другими явл. реальным фактом существования государственности длительное время (напр. Золотая Орда). Элементы насилия, как внутр, так и внешнего объективно. присутствовали и спровождали процесс возникновения любого гос-ва.
Положительным в этой т. явл. то, что она обстоятельно раскрыла роль насилия в образов. и разв. г и п у многих народов мира.
Однако, здесь слишком упрощенно и прямолинейно представлен естеств.-историч. процесс образ. г и п. Сторонники теории насилия не способны объяснить, почему только на определенной стадии завоевания появляется частная собственность, классы и государство. Общеизвестно, что насилие лишь влияет на процесс образования государств (древние германцы), но само оно как таковое без соответствующих экономических предпосылок не может быть причиной его возникновения.
Таким образом, данная т. преувеличивает роль насилия и ставит на первое место военно-политические факторы, недооцениваются роль причин соц.-эконом.
8. Понятие и структура государственного аппарата.
Аппарат государства - система государственно- властных органов с помощью которых решаются задачи и функции гос-ва. Структура: гос.органы, гос.учрежд.и организации, гос.служащие, оргпнизационные финансовые и иные ср-ва.
По конституции РФ- президент-глава государства-гарант конституции, прав и свобод человека и гражданина.Он определяет основные направления внеш.и внут.политики гос-ва. Представляет страну внутри и на международной арене. Явл. Верховным главнокамандующим ВС РФ. Избирается на 5 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Органы представительной и законадательной власти. Федеральное собрание- Совет федерации и Гос.Дума. В СФ по 2 представителя от субъекта. ГД=450 депутатов.(принятие законов). ФС-постоянно действующий орган. ФС образуют счётную палату для осуществления контроля за исполнением фед.бюджета. СФ- рассматривает и утверждает законы, принятые ГД, изменяет границы между субъектами, утвержает указы президента о введении ЧП,назначает выборы президента, назначает на должность судей Конституционного, аерховного и высшего арбитражного., назначает глав.прокурора и т.д.
ГД- даёт согласие президенту на назначение председателя правительства, объявляет амнистии ит.д.
Органы исполнительной власти- Правительство. Состоит из председателя, заместителей и фед.министров. Обеспечивает проведение единой политики в области фнансов, культуры, здравоохранения безопасности и т.д. Органы исполнительной власти: фед.министерства(внутренних дел, ЧС…), гос.комитеты(кинематогрофии, строительства…), фед.службы России(безопасности, архивная и т.д.), фед.надзоры России(горный, промышленный…), и т.д.
Судебная власть- самостоятельна. Конституционный суд является суд.органом конституционного контроля.Рассматривает дела, связанные с охраной Конституции и даёт её толкование.
Верховный суд- явл.высшим суд.органом по гр.уг.адм. делам, подсудным судам общей юрисдикции , осуществляет надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший арбитражный- высший суд.орган по экономическим вопросам.
Прокуратура- состовляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору.Прокуратура осуществляет разносторонний контроль за соблюдением конституции и исполнением законов, также осуществляет уголовное преследование.
ВС,воинские формирования и органы. ВС РФ- гос.военная организация, состовляющая оборону страны. Управление осуществляет министр обороны.