Меры по борьбе с коррупцией
Коррупция в России процветает и будет процветать, поскольку серьезно разбалансирована вся система управления и утрачен контроль за исполнением принятых решений. Безответственность, расхлябанность стали обычным явлением практически во всех структурах власти. На низком уровне находится исполнительская дисциплина в самом правительстве. Ответы на простейшие обращения по разрабатываемым законам приходится ожидать от правительства по полгода и больше. С таким отношением к делу страну вряд ли можно вывести из кризиса, преодолеть преступность.
Коррупция неизбежна, поскольку ныне действующая Конституция устранила всякий парламентский контроль за исполнительной и судебной властью. В Совете Федерации нет ни одной структуры, которая могла бы рассматривать жалобы и заявления на действия руководителей и судей, а также Генеральной прокуратуры. Не выработана четкая система не только отчетов, но даже предоставления информации о проделанной ими работе.
Реальная борьба с коррупцией возможна лишь на основе осуществления комплекса согласованных мер. Эти согласованные, скоординированные меры должны быть направлены, главным образом, на устранение причин и условий возникновения коррупции и, кроме этого, на смягчение ее последствий. Одни из таких наиболее насущных мер - законодательное закрепление и систематизация представлений о коррупции, определение ключевых направлений борьбы с ней, выработка стратегии и тактики противодействия ей и организация профилактической деятельности, внесение соответствующих подсказанных практикой изменений в законодательство.
При определении стратегических задач предупреждения коррупции должны быть обозначены:
· Классификация объективных и субъективных причин формирования её как системного явления;
· Совокупность социальных, экономических, политических, идеологических и морально-этических последствий существования и развития этого явления;
· Комплекс причин и условий, обусловивших недостаточную эффективность ранее применявшихся мер борьбы;
· Оценка реальных возможностей финансового, материально-технического и организационного характера для каждого определённого периода со стороны государства в целом и отдельных его институтов.
Реформаторские устремления, направленные на сокращение коррупции, должны сочетаться с реально определяемыми конкретными целями и задачами борьбы с ней. С позиции политики – это ясно выраженная политическая воля должностных лиц и согласие самим стать объектом проверок; с позиции экономики – это определение сфер деятельности правительства и чёткое регулирование экономических отношений без передачи должностным лицам права принятия решений по собственному усмотрению; с позиции права – совершенствование правовой системы не только в области уголовно-правового регулирования, но и гражданского, административного и т.д. С позиции уголовного преследования борьба с коррупционной деятельностью имеет ещё более конкретизированные цели31 [С.П. Кушниренко, В.Д. Пристансков «Коррупция и её преступные проявления», СПб, 2004, С.142-143]:
· Определение форм противоправного проявления коррупционной деятельности и её общественно опасных последствий;
· Усовершенствование законодательной техники, низкий уровень которой особенно проявляется в формулировках статей о преступлениях против интересов государственной службы, службы в коммерческих организациях, преступлениях в сфере экономики, результатом чего является появление «мёртвых» статей УК, которые на протяжении всего его существования практически не работают.
· необходимость скорейшего принятия законов о коррупции и борьбе с организованной преступностью, так как, начиная с 1993 года в Федеральном собрании тонут один за другим проекты ФЗ « О борьбе с коррупцией», также нет закона регулировавшего бы коррумпированность власти преступными структурами.
· Декриминализация отдельных составов преступления, не представляющих большой общественной опасности, и введение за них гражданско-правовой или административной ответственности;
· Повышение эффективности организации деятельности правоохранительных органов;
· Разработка частных методик выявления, расследования и предупреждения коррупционных преступлений.
Программа общесоциальных мер по борьбе с коррупцией должна включать:
· Декоммерциализацию государственной и муниципальной деятельности, в том числе путём передачи ряда социальных услуг институтам гражданского общества при законодательном установлении механизма деятельности и ответственности;
· Механизмы обеспечения подотчётности и гласности в ходе осуществления демократических процедур – выборов, парламентской деятельности, принятия общественно значимых решений;
· Разработку механизмов принятия реальных бюджетов всех уровней и их расходования;
· Введение по-настоящему открытых конкурсов на государственные заказы и закупки;
· Введение гласности в процедуры предоставления льгот, привилегий, повышения в должности, чёткая регламентация критериев наложения высказываний и объявления поощрений;
· Сокращение полномочий должностных лиц по принятию решений по своему усмотрению, введение чётких процедур принятия не только коллегиальных, но и личных решений должностного лица;
· Введения контроля за деятельностью должностного лица со стороны независимых организаций;
· Проведение в жизнь общесоциальной программы посредством реализации государственных планов экономического и социального развития;
· Разработку нравственно-идеологической модели развития государства и общества. Недопущение дальнейшего искажения морально-этических ценностей общества. За счёт подобного разделения возможно противопоставление коррупционеров и «экономических преступников» остальной части законопослушных граждан и формирование на этой основе в обществе нравственно-этических норм, осуждающих коррупционные деяния.
Важную роль в противодействии коррупции играет национальное законодательство, соответствующее установленным международным нормам, определяющим тенденцию развития усилий мирового сообщества по преодолению коррупции. Для противодействия коррупции должны разрабатываться и приниматься законы, регулирующие различные отрасли экономической деятельности : внешнеэкономические операции, кредитование, банковскую деятельность, регистрацию юридических лиц, лицензирование и пр., чтобы исключить произвол и злоупотребления должностных лиц, осуществляющих контрольные, разрешительные, управленческие функции. Повышение законодательного регулирования экономических отношений, несомненно, будет способствовать уменьшению масштабов коррумпированности чиновничьего аппарата.
В качестве мер по реформированию государственной и муниципальной службы видятся следующие:
· Существенное увеличение денежного содержания служащих на фоне сокращения льгот;
· Внедрение общественного контроля за деятельностью служащих на основе широкого доступа к информации и прозрачности принятия решений;
· Строгое разграничение компетенции между служащими, сокращение сферы принятия решений по личному усмотрению;
· Принятие кодексов чести, разработка и внедрение этических норм государственной и муниципальной службы;
· Повышение престижа государственной и муниципальной службы
Важное значение СМИ в предотвращении коррупции трудно переоценить. Начиональные и международные СМИ зачастую играют ведущую роль в разоблачении коррупционеров. «Положительная роль свободы СМИ в борьбе с коррупцией хорошо изучена экономистами как на международных данных, так и на примере отдельных стран, в том числе и без развитых демократических институтов. Сами коррупционеры хорошо понимают это. Например, архив руководителя контрразведки Перу Владимиро Монтесиноса показывает, что он, раздававший сотни взяток членам правительства, депутатам и судьям, больше всего ценил именно четвертую власть, особенно телевидение. Именно владельцам телеканалов господин Монтесинос платил на порядок или два больше остальных. По иронии судьбы единственная не купленная им газета и опубликовала материалы, которые в конце концов и привели Владимиро Монтесиноса за решетку.»32 (Бурный рост коррупции в России имеет политэкономические причины// Газета «Коммерсантъ» №128/П (№3459) от 17.07.2006)
Независимые СМИ и так называемая следственная журналистика служат орудием в борьбе с коррупцией благодаря тому, что они:
o Способствуют расследованию деятельности, отставке, импичменту или уголовному преследованию коррумпированных должностных лиц;
o Предпринимают собственные расследования и публикуют их результаты и рекомендации наблюдательных и пропагандистских групп;
o Усиливают политический плюрализм, способствуют развитию принципов взаимозависимости и взаимоограничений в рамках системы;
o Повышают чувство ответственности государственных учреждений путём обнародования и вынесения на суд общественности результатов их деятельности.
Также с целью профилактики коррупции успешно могут быть использованы:
· Разработка антикоррупционных общественных программ, информирование населения об их выполнении;
· Механизмы постоянного контроля со стороны гражданского общества, прежде всего через СМИ;
· Введение обязанности декларирования а последующая периодическая проверка предвыборных программ, публичная ответственность и подотчётность;
· Внедрение «горячих линий», по которым можно было бы сообщать о фактах коррупции, при этом обязательна юридическая защита информаторов и жертв коррупции; возможность публикации сообщений о коррупционных деяниях, полученных по телефонам доверия, например, на специальном сайте в Интернете;
· Создание специальных сайтов на которых можно было бы ознакомиться с процедурой принятия решений должностными лицами различных уровней по конкретным вопросам; с перечнем необходимых документов для обращения в государственный орган; со сроками принятия решений и пр.;
· Популяризация примера успешных антикоррупционных программ в других регионах России и зарубежных странах;
· Избрание на местах (как я уже указывала выше) «уполномоченных по правам человека» (омбудсменов) либо создание специальной независимой службы, призванной принимать и расследовать жалобы на плохое исполнение органами государства и местного самоуправления своих функций и др.
Все перечисленные меры могут дать эффект лишь при условии их комплексного осуществления. Без активной позиции в этом вопросе Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ И Президента уменьшение масштабов коррупционной преступности немыслимо. Коррупция хотя и многолика, но в целом как социальное явление она едина. Для неё не существует ни государственных границ, ни территориальной, ни ведомственной подследственности. Следовательно, ей необходимо противопоставить сбалансированную во всех отношениях (законодательно, процессуально, организационно, материально обеспеченную) единую систему органов, призванных вести с ней борьбу.
Заключение
Итак, Россия на данный момент уверенно выбивается в мировые лидеры по коррупции. Коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит невосполнимый вред стране. Это явление появилось не вчера и представляет собой серьезную опасность.
В сегодняшней России коррупция проявляется в весьма разнообразных формах. Со временем это многообразие расширяется, появляются новые формы, которые еще не имеют названия и точного описания.
Влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность рыночной экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны. Масштабы коррупции в России так велики, что власти грозит полная утрата контроля над жизнедеятельностью государства.
Коррупцию, однако, можно уменьшить путем принятия комплексных мер по борьбе с ней. Конечно же, ее нельзя устранить за один день, но все-таки должны осуществляться действия в этом направлении. Нельзя сказать, что в России борьба с коррупцией идет полным ходом, но, во всяком случае, эта проблема выносится на обсуждение и разрабатываются различные стратегии, что не маловажно. Но всё-таки хочется надеяться, что дело не кончится только обсуждением и выработкой стратегий, а непременным воплощением этих стратегий в жизнь.
В завершении остается подчеркнуть, что при чётком и добросовестном выполнении всех комплексных мер, сплоченности общества в борьбе с любыми видами проявлений коррупции, личной заинтересованности правоохранительных органов по обеспечению правопорядка в стране, у России появляется шанс миновать криминализации всех сфер жизни путем коррупции, также это будет служить важнейшим шагом вперед на пути построения гражданского общества.
Сноски
1. www.strategy.spb.ru
2. Альхименко В.В., Жданов Ю.Н. Организационно-правовые основы международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Учеб.пособие/ Моск. юридич.ин-т – М., 1998, С. 15
3. Долгова А.И. Криминология. – М., 1999, С. 101-104
4. Рева А.М. Коррупция как социальное явление общества (обзор нормативных актов и литературы)// Предупреждение коррупции в милиции: материалы международного научно-практического семинара. – М., 2002, С.86
5. Рева А.М. Коррупция как социальное явление общества (обзор нормативных актов и литературы)// Предупреждение коррупции в милиции: материалы международного научно-практического семинара. – М., 2002, С.87-88
6. Агыбаев А.Н. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с коррупцией: Учеб. Пособие. – Алматы, 2003, С.3
7. Альхименко В.В., Жданов Ю.Н. Организационно-правовые основы международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Учеб.пособие/ Моск. юридич.ин-т – М., 1998, С. 18
8. Рева А.М. Коррупция как социальное явление общества (обзор нормативных актов и литературы)// Предупреждение коррупции в милиции: материалы международного научно-практического семинара. – М., 2002, С.91]
9. Волженкина В.М. Российское законодательство Х-ХХ веков// М., 1985 с.181
10. Астанин В.В. Борьба с коррупцией в России XVI-XX веков: диалектика системного подхода. – М., 2003, С.24
11. там же, С.28
12. там же, С.35-36
13. Седов П.В. На посуле как на стуле. Из истории российского чиновничества XVII в.// Звезда. 1998. №4 с.28
14. там же с.31
15. Тимофеев Л.М. Институциональная коррупция. – М., 2000, с.41
16. У Лубянки на заметке более 2000 казнокрадов и взяточников// Комсомольская правда, 1998, 14 июля
17. Сатаров Г.А. Россия и коррупция: кто кого? Аналитический доклад рабочей группы регионального общественного фонда «ИНДЕМ». – М., 1998, С.56
18. Проблемы коррупции в России// Независимая газета, 2001, 8 мая
19. Организованная преступность, терроризм и коррупция: Криминологический ежеквартальный альманах. Вып. 1. – М., 2003, С.127
20. Голик Ю.В., В.И. Карасёв. Коррупция как механизм социальной деградации. – СПб, 2005, С.219
21. Антикоррупционная политика. Учеб пособ/ Под ред. Г.А. Сатарова. – М., 2004, С.149
22. Клямкин И.М., Тимофеев Л.М. Теневая Россия: экономико-социологическое исследование. – М., 2000, С. 254
23. Кудрявцев В.Н. Социальные причины организованной преступности в России// Организованная преступность, 2000, ч.1, С.13
24. Цыплакова О.Г. Организованная преступность в России: факторы развития и меры контроля. Труды Санкт-Петербургского филиала Института социологии РАН. Серия III. №9, С.58
25. Даньшин И.Н. Преступность и реформы в России. – М., 1998, С.115, 249
26. Бородин С.В. Преступность в России и проблемы борьбы с ней. – М., 2001, С.32
27. Кудрявцев В.Н. Социальные причины организованной преступности в России// Организованная преступность и коррупция, 2000, ч.1., С.28
28. Голик Ю.В., В.И. Карасёв. Коррупция как механизм социальной деградации. – СПб, 2005, С.237
29. Антикоррупционная политика. Учеб. Пособие/ Под ред. Г.А. Сатарова. – М., 2004, С.67
30. Голик Ю.В., В.И. Карасёв. Коррупция как механизм социальной деградации. – СПб, 2005, С.247
31. С.П. Кушниренко, В.Д. Пристансков «Коррупция и её преступные проявления», СПб, 2004, С.142-143
32. Бурный рост коррупции в России имеет политэкономические причины// Газета «Коммерсантъ» №128/П (№3459) от 17.07.2006
Список литературы
Печатная литература:
33. Альхименко В.В., Жданов Ю.Н. Организационно-правовые основы международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Учеб.пособие/ Моск. юридич.ин-т – М., 1998
34. Долгова А.И. Криминология. – М., 1999
35. Рева А.М. Коррупция как социальное явление общества (обзор нормативных актов и литературы)// Предупреждение коррупции в милиции: материалы международного научно-практического семинара. – М., 2002
36. Агыбаев А.Н. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с коррупцией: Учеб. Пособие. – Алматы, 2003
37. Волженкина В.М. Российское законодательство Х-ХХ веков// М., 1985
38. Астанин В.В. Борьба с коррупцией в России XVI-XX веков: диалектика системного подхода. – М., 2003
39. Тимофеев Л.М. Институциональная коррупция. – М., 2000
40. Сатаров Г.А. Россия и коррупция: кто кого? Аналитический доклад рабочей группы регионального общественного фонда «ИНДЕМ». – М., 1998
41. Организованная преступность, терроризм и коррупция: Криминологический ежеквартальный альманах. Вып. 1. – М., 2003
42. Голик Ю.В., В.И. Карасёв. Коррупция как механизм социальной деградации. – СПб, 2005
43. Антикоррупционная политика. Учеб пособ/ Под ред. Г.А. Сатарова. – М., 2004
44. Клямкин И.М., Тимофеев Л.М. Теневая Россия: экономико-социологическое исследование. – М., 2000
45. Кудрявцев В.Н. Социальные причины организованной преступности в России// Организованная преступность, 2000, ч.1
46. Цыплакова О.Г. Организованная преступность в России: факторы развития и меры контроля. Труды Санкт-Петербургского филиала Института социологии РАН. Серия III. №9
47. Даньшин И.Н. Преступность и реформы в России. – М., 1998
48. Бородин С.В. Преступность в России и проблемы борьбы с ней. – М., 2001
49. С.П. Кушниренко, В.Д. Пристансков «Коррупция и её преступные проявления», СПб, 2004
50. Бурный рост коррупции в России имеет политэкономические причины// Газета «Коммерсантъ» №128/П (№3459) от 17.07.2006
51. Проблемы коррупции в России// Независимая газета, 2001, 8 мая
52. У Лубянки на заметке более 2000 казнокрадов и взяточников// Комсомольская правда, 1998, 14 июля
53. Седов П.В. На посуле как на стуле. Из истории российского чиновничества XVII в.// Звезда. 1998. №4 с.28
Электронная литература:
1. www.anti-corr.ru/
2. www.strategy.spb.ru
3. www.indem.ru