Тема 4 Результативность и эффективность государственного управления

Содержание концепции управления, ориентированного на результат

Содержание понятий результативность и эффективность. Виды эффективности

Критерии и показатели результативности и эффективности государственного управления

Содержание концепции управления, ориентированного на результат

Управление, ориентированное на результат - это концепция управления, обеспечивающая повышение эффективности работы организаций и учреждений посредством изменения методов функционирования, процессов и оптимизации использования ресурсов на основе разработки и обеспечения выполнения программ.

Качество государственного управления может оцениваться с позициисбалансированности трёх «R»: результатов (results), охвата (reach) и ресурсов (resources).

Результаты -описываемые и измеряемые изменения состояния объекта государственного управления, которые являются следствием государственного управляющего воздействия.

Результаты – следствия производства продуктов (услуг) для группы стейкхолдеров (держателей интереса[6]) и бенефициаров (выгодопреобретателей).

Результаты – изменения состояния, которые можно измерить и описатьи которые обусловлены причинно-следственной связью.

Результаты - это достижения, которые получены в определенный момент времени.

Охват –количество людей, групп или организаций, которые получат прямую или непрямую выгоду или те, на кого будут воздействовать результаты государственного управления.

Ресурсы -человеческие (интеллектуальные и физические), организационные (в том числе - временные), и материальные затраты, которые прямо или косвенно связаны с государственным управляющим воздействием)[7].

Целевое управляющее воздействие описывает порядок действий для получения результата. Завершение целевого управляющего воздействия приводит к итогам, которые не всегда совпадают с запланированным результатом. Проанализировать причины отклонений на любом участке цепи «исходные ресурсы - действия органов власти – продукты (услуги) - результаты» позволяет система индикаторов эффективности исполнения.Анализ индикаторов проводится для управления программой, мониторинга, для оценки осуществления элементов программы и отчетности.

Индикаторы эффективности реализации программы - поддающиеся объективной проверке единицы измерения, которые используются для оценки и измерения прогресса – или отсутствия такового –

необходимого для получения результатов.

Индикаторы эффективности нацелены на то, чтобы показать те перемены, которые были вызваны или привнесены государственным вмешательством. Индикаторы являются указателями перемен. Они позволяют удостовериться в том, что в результате действий государства произошли те изменения, к которым оно стремилось. Индикаторы помогают мотивировать исполнителей на их достижение, оценивать их деятельность, могут использоваться для общения с заинтересованными сторонами.

Требования к индикаторам: 1) надёжность измерений, 2) понимание ситуации и механизмов, обусловливающих необходимые изменения; 3) индикатор должен указывать на достижение.

Виды индикаторов эффективного выполнения программы (достижения результатов):

1) Прямые статистические индикаторы

2) Замещающие индикаторы

3) Описательные индикаторы

1) Прямые статистические индикаторыдемонстрируют прогресс, когда результаты выражены в форме легко определяемых краткосрочных изменений.

2) Замещающие индикаторыявляются количественными, но не имеют прямого отношения к результату. Он должен применяться тогда, когда полные данные занимают слишком много времени или когда своевременность полных данных не соответствует временным рамкам обзора. Однако должна быть очевидная связь между заместителем и результатом.

3) Описательные индикаторыиспользуют, когда результаты трудно определить количественно и число реципиентов не так велико. Можно предусмотреть нестатистический подход (например использовать анкету – опросник) для того, чтобы проследить за «прогрессом». Назначение описательных индикаторов - акцентировать внимание на «процессе изменений», оценить удовлетворённость клиентов качеством услуг.

Риски при определении индикаторов выполнения программы:

1) Чрезмерное упрощение и неправильное понимание того, как происходит достижение результатов, путаница в отчетах о результатах;

2) Акцент на результаты, которые легче определить;

3) Механическое использование индикаторов для отчетности такими способами, которые не соответствуют стратегическому мышлению и организационной практике.

Содержание понятий результативность и эффективность. Виды эффективности

Государственное управление, ориентированное на результатне ограничивается тем, чтопроверяет степень затрат и степень выполнения плана, а оценивает выгоды,которыефактически обеспечивает целевое управляющее воздействие для целевых групп населения.

Результативность государственного управления – это характеристика результата целенаправленного вмешательства органов государственного управления в ключевые процессы жизнедеятельности территории, выраженная приростом целевых показателей роста и развитияи соизмеренная с затратами на его достижение.

Результативность - ключевая характеристика оценки качества деятельности органов государственного управления, а способом ее измерения должно быть соотношение изменения результативных и ресурсных показателей развития территории с учётом удовлетворенности населения деятельностью органов государственного управления.

Результативность– один из показателей оценки эффективности.

Эффект – абсолютный показатель, исчисляемый как разность между результатами и затратами.

Эффективность– относительный показатель, исчисляемый как отношение достигнутых результатов к затратам. Есть разные показатели измерения эффективности – производительность, рентабельность и т.п. В работе Питера Друкера «Эффективный управляющий» проводится разграничение понятий результативность, производительность (efficiency – исполнительская эффективность) и эффективность (effectiveness).

Производительностьпо П.Друкеру означает "делать что-то как следует" (цель уже поставлена), тогда как эффективность – "делать что следует" (цели еще нужно определить).

Эффективность управления в англоязычной литературе выражается двумя ключевыми терминами - как managerial effectiveness или системная эффективность и как management efficiency или операционная эффективность (исполнительская эффективность или производительность).

Системная эффективность зависит от того, насколько рационально организовано управление, от состава и количества звеньев, соблюдения норм управляемости, распределения функций, то есть от качества организационной структуры и процессов управления, но не от качеств конкретных управленцев.

Операционная эффективность - соотношение между результатами управленческой деятельности и затрачиваемыми усилиями, в первую очередь определяется деловыми качествами менеджеров и тем, насколько рационально используется их потенциал.

Социальная эффективность государственного управления состоит в установлении четких, работоспособных механизмов общественной координации и достижении запланированных показателей социальных индикаторов эффективности:

· занятость трудоспособного населения;

· средний совокупный душевой доход;

· средняя общая и жилая площадь на душу населения;

· среднегодовая младенческая смертность;

· средняя продолжительность жизни мужчин и женщин;

· индекс цен относительно потребительской корзины;

· количество действующих телефонов на семью;

· удельный вес расходов на питание в общих доходах населения;

· количество введенных в действие рабочих мест;

· рост официально зафиксированных денежных сбережений на душу населения;

· рост товарооборота на душу населения;

· изменения в уровне жизни населения;

· изменения в системе экологических факторов[8].

Политическая эффективность связана с распределением властных полномочий по вертикали власти, легитимностью решений, уровнем демократизации общества, скоростью принятия решений, степенью конфликтности, продолжительностью и остротой политического противостояния.

Экономическая эффективность выражается разнообразными показателями - от численных показателей производства и распределения национального богатства до степени открытости экономики и свободы предпринимательства и торговли.

Бюджетная эффективность — относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата (превышения доходов бюджета над расходами) к расходам на его получение.

Организационная эффективность -способность с наименьшими затратами времени и человеческих ресурсов реализовывать государственные решения и оказывать государственные услуги.

Наши рекомендации