Тема 4 Результативность и эффективность государственного управления
Содержание концепции управления, ориентированного на результат
Содержание понятий результативность и эффективность. Виды эффективности
Критерии и показатели результативности и эффективности государственного управления
Содержание концепции управления, ориентированного на результат
Управление, ориентированное на результат - это концепция управления, обеспечивающая повышение эффективности работы организаций и учреждений посредством изменения методов функционирования, процессов и оптимизации использования ресурсов на основе разработки и обеспечения выполнения программ.
Качество государственного управления может оцениваться с позициисбалансированности трёх «R»: результатов (results), охвата (reach) и ресурсов (resources).
Результаты -описываемые и измеряемые изменения состояния объекта государственного управления, которые являются следствием государственного управляющего воздействия.
Результаты – следствия производства продуктов (услуг) для группы стейкхолдеров (держателей интереса[6]) и бенефициаров (выгодопреобретателей).
Результаты – изменения состояния, которые можно измерить и описатьи которые обусловлены причинно-следственной связью.
Результаты - это достижения, которые получены в определенный момент времени.
Охват –количество людей, групп или организаций, которые получат прямую или непрямую выгоду или те, на кого будут воздействовать результаты государственного управления.
Ресурсы -человеческие (интеллектуальные и физические), организационные (в том числе - временные), и материальные затраты, которые прямо или косвенно связаны с государственным управляющим воздействием)[7].
Целевое управляющее воздействие описывает порядок действий для получения результата. Завершение целевого управляющего воздействия приводит к итогам, которые не всегда совпадают с запланированным результатом. Проанализировать причины отклонений на любом участке цепи «исходные ресурсы - действия органов власти – продукты (услуги) - результаты» позволяет система индикаторов эффективности исполнения.Анализ индикаторов проводится для управления программой, мониторинга, для оценки осуществления элементов программы и отчетности.
Индикаторы эффективности реализации программы - поддающиеся объективной проверке единицы измерения, которые используются для оценки и измерения прогресса – или отсутствия такового –
необходимого для получения результатов.
Индикаторы эффективности нацелены на то, чтобы показать те перемены, которые были вызваны или привнесены государственным вмешательством. Индикаторы являются указателями перемен. Они позволяют удостовериться в том, что в результате действий государства произошли те изменения, к которым оно стремилось. Индикаторы помогают мотивировать исполнителей на их достижение, оценивать их деятельность, могут использоваться для общения с заинтересованными сторонами.
Требования к индикаторам: 1) надёжность измерений, 2) понимание ситуации и механизмов, обусловливающих необходимые изменения; 3) индикатор должен указывать на достижение.
Виды индикаторов эффективного выполнения программы (достижения результатов):
1) Прямые статистические индикаторы
2) Замещающие индикаторы
3) Описательные индикаторы
1) Прямые статистические индикаторыдемонстрируют прогресс, когда результаты выражены в форме легко определяемых краткосрочных изменений.
2) Замещающие индикаторыявляются количественными, но не имеют прямого отношения к результату. Он должен применяться тогда, когда полные данные занимают слишком много времени или когда своевременность полных данных не соответствует временным рамкам обзора. Однако должна быть очевидная связь между заместителем и результатом.
3) Описательные индикаторыиспользуют, когда результаты трудно определить количественно и число реципиентов не так велико. Можно предусмотреть нестатистический подход (например использовать анкету – опросник) для того, чтобы проследить за «прогрессом». Назначение описательных индикаторов - акцентировать внимание на «процессе изменений», оценить удовлетворённость клиентов качеством услуг.
Риски при определении индикаторов выполнения программы:
1) Чрезмерное упрощение и неправильное понимание того, как происходит достижение результатов, путаница в отчетах о результатах;
2) Акцент на результаты, которые легче определить;
3) Механическое использование индикаторов для отчетности такими способами, которые не соответствуют стратегическому мышлению и организационной практике.
Содержание понятий результативность и эффективность. Виды эффективности
Государственное управление, ориентированное на результатне ограничивается тем, чтопроверяет степень затрат и степень выполнения плана, а оценивает выгоды,которыефактически обеспечивает целевое управляющее воздействие для целевых групп населения.
Результативность государственного управления – это характеристика результата целенаправленного вмешательства органов государственного управления в ключевые процессы жизнедеятельности территории, выраженная приростом целевых показателей роста и развитияи соизмеренная с затратами на его достижение.
Результативность - ключевая характеристика оценки качества деятельности органов государственного управления, а способом ее измерения должно быть соотношение изменения результативных и ресурсных показателей развития территории с учётом удовлетворенности населения деятельностью органов государственного управления.
Результативность– один из показателей оценки эффективности.
Эффект – абсолютный показатель, исчисляемый как разность между результатами и затратами.
Эффективность– относительный показатель, исчисляемый как отношение достигнутых результатов к затратам. Есть разные показатели измерения эффективности – производительность, рентабельность и т.п. В работе Питера Друкера «Эффективный управляющий» проводится разграничение понятий результативность, производительность (efficiency – исполнительская эффективность) и эффективность (effectiveness).
Производительностьпо П.Друкеру означает "делать что-то как следует" (цель уже поставлена), тогда как эффективность – "делать что следует" (цели еще нужно определить).
Эффективность управления в англоязычной литературе выражается двумя ключевыми терминами - как managerial effectiveness или системная эффективность и как management efficiency или операционная эффективность (исполнительская эффективность или производительность).
Системная эффективность зависит от того, насколько рационально организовано управление, от состава и количества звеньев, соблюдения норм управляемости, распределения функций, то есть от качества организационной структуры и процессов управления, но не от качеств конкретных управленцев.
Операционная эффективность - соотношение между результатами управленческой деятельности и затрачиваемыми усилиями, в первую очередь определяется деловыми качествами менеджеров и тем, насколько рационально используется их потенциал.
Социальная эффективность государственного управления состоит в установлении четких, работоспособных механизмов общественной координации и достижении запланированных показателей социальных индикаторов эффективности:
· занятость трудоспособного населения;
· средний совокупный душевой доход;
· средняя общая и жилая площадь на душу населения;
· среднегодовая младенческая смертность;
· средняя продолжительность жизни мужчин и женщин;
· индекс цен относительно потребительской корзины;
· количество действующих телефонов на семью;
· удельный вес расходов на питание в общих доходах населения;
· количество введенных в действие рабочих мест;
· рост официально зафиксированных денежных сбережений на душу населения;
· рост товарооборота на душу населения;
· изменения в уровне жизни населения;
· изменения в системе экологических факторов[8].
Политическая эффективность связана с распределением властных полномочий по вертикали власти, легитимностью решений, уровнем демократизации общества, скоростью принятия решений, степенью конфликтности, продолжительностью и остротой политического противостояния.
Экономическая эффективность выражается разнообразными показателями - от численных показателей производства и распределения национального богатства до степени открытости экономики и свободы предпринимательства и торговли.
Бюджетная эффективность — относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата (превышения доходов бюджета над расходами) к расходам на его получение.
Организационная эффективность -способность с наименьшими затратами времени и человеческих ресурсов реализовывать государственные решения и оказывать государственные услуги.