Органы государства: понятие, признаки, виды
Первичной единицей государственного аппарата является государственный орган.
Орган государства - это относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, осуществляющий определённый вид управленческой деятельности государства и наделённый для этого властными полномочиями.
Орган государства обладает следующими признаками:
1) представляет собой относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, связанный с другими государственными органами отношениями координации и соподчинения;
2) действует от имени государства и по его поручению;
3) образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов); на государственные органы не распространяется правовой принцип "разрешено все, что не запрещено законом
4) государственный орган обладает, как правило, внутренней структурой, то есть состоит из подразделений (отделов, департаментов, секторов), объединённых единым руководством и единством целей;
5) государственный орган состоит из служащих, то есть людей, которые выполняют работу по управлению, наделены для этого соответствующими правами и обязанностями, связаны служебной дисциплиной;
Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
6) имеет определённую закреплённую в нормативно-правовых актах компетенцию, то есть совокупность его властных прав и обязанностей, посредством которых государственный орган и осуществляет свою властную деятельность;
7) для реализации своих полномочий государственный орган наделяется необходимой материальной базой (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовыми средствами (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы).
8) осуществляет свою компетенцию тремя способами:
принятием нормативных актов (предписаний общего характера);
принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);
конкретно-организационной деятельностью;
9) обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание. Деятельность органа государства всегда юридически оформлена. Она осуществляется на основании нормативного правового акта статутного характера, как правило специального положения (устава) о государственном органе. В таком акте определяется правовой статус данного органа, его полномочия, закрепляется внутренняя структура, порядок, процедура его деятельности, основы взаимоотношений с другими органами, учреждениями и организациями и т.д.
10) в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
11) действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).
12) выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);
ВИДЫ ГОС. ОРГАНОВ
При всем многообразии органов государства их можно определенным образом классифицировать. В основу классификации могут быть положены разные основания.
1) по способам формирования органов государственной власти различаются органы власти, избираемые населением, избираемые или назначаемые другими органами власти и т.п.
- К первичным органам государства относятся представительные учреждения (учредительное собрание, парламент), образуемые непосредственно в результате выборов. Сюда же может быть отнесен и глава государства (президент), если он избирается непосредственно населением.
- К производным (или вторичным) государственным органам относятся органы, образуемые органами государственной власти. Таковы, например, органы исполнительной власти (правительства, министерства и т.д.). Круг их полномочий, как правило, четко определен и закреплен в нормативных правовых актах об этих органах (статутных законах, положениях), а деятельность носит в основном подотчетный характер. К этой же категории можно причислить органы правосудия.
2) В унитарных государствах система государственных органов обычно централизована и построена по иерархическому принципу. В федерациях это обычно двухуровневая система, состоящая из федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации.
3) С точки зрения теории разделения властей структура механизма государства включает три основных элемента: органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
- К законодательным органам относится высший представительный орган государства - парламент, основной функцией которого является принятие и издание законов.
-К исполнительным органам относится правительство, которое непосредственно управляет государством. Свою многостороннюю деятельность правительство осуществляет с помощью многочисленных органов государства.
- К судебным органам относятся суды различных компетенций, которые реализуют правосудие посредством судопроизводства.
4) По объему полномочий и характеру осуществляемых функций государственные органы делятся на:
- органы общей компетенции (глава государства, правительство) и
- органы специальной компетенции (министерства, ведомства; их компетенция распространяется на какую-либо ограниченную, узкую сферу общественной жизни).
5) По процедуре принятия решений различают:
- коллегиальные - решения принимаются большинством голосов правомочных принимать такие решения должностных лиц органа
- единоначальные органы - решение принимает единолично руководитель органа и он же несет за него персональную ответственность.
6) По структуре или способу организации государственные органы классифицируются на простые и сложные.
- Простые не имеют внутренних подразделений (нотариат).
- Сложные, обладают внутренней организацией (министерства и ведомства и др.).
7) По объему властных полномочий выделяются: высшие и местные органы государства.
- Высшие органы государства осуществляют властные полномочия на территории всего государства.
- Местные органы государства осуществляют свою деятельность в пределах административно-территориальных единиц.
8) По срокам полномочий - постоянные и временные.
- Постоянные органы государства создаются без ограничения срока действия.
- Временные органы создаются для выполнения краткосрочных задач и для достижения краткосрочных целей.
9) По соподчиненности органов между собой- вышестоящие инижестоящие.
10) По форме реализации государственной деятельности выделяют контрольно-надзорные органы государства.
11) По источнику финансирования - бюджетные и внебюджетные, экономически самостоятельные.