Глава 2. Роль Конституционного Суда РФ в функционировании судебной системы
«Конституционный суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства»[27].
Данное определение говорит о двоякой правовой природе Конституционного Суда. Так, Конституционный Суд, на первый взгляд, – орган правосудия, который определяет фундаментальную часть судебной власти и, учитывая его полномочия, применяет и толкует конституционные и иные нормы, в рамках которых действуют властные органы государства, органы местного самоуправления и другие субъекты права. Иначе представляется Конституционный Суд, как федеральный орган независимой ветви государственной власти[28], в силу занимаемого им места вправе оказывать существенное воздействие на деятельность других ветвей власти, на определение объема их полномочий.
Как судебный орган конституционного контроля, он обладает определенными государственно-властными полномочиями особого характера, которые дают право принимать решения, которые имеют общеобязательный характер, а также во многих случаях обладают нормативностью. Стоит отметить, что речь идет ни сколько о негативном правотворчестве, когда Конституционный Суд признает неконституционным определенное положение нормативного акта, сколько о «позитивном правотворчестве», где суд выступает «позитивным законодателем», формулируя правовые позиции нормативного характера, имеющие повышенную юридическую силу.
Конституционный контроль – один из ключевых элементов правового государства и поэтому занимает важное положение в системе государственных органов.
Но, собственно, что представляет собой конституционный контроль? В мировой практике существуют две теории в понимании конституционного контроля. Согласно первой, американской, конституционный контроль осуществляется в конкретном деле, во время судопроизводства. Вторая теория, европейская, под конституционным контролем понимает право Конституционного Суда признавать закон неконституционным, не смотря на наличие конкретного судебного дела.
Судебная система Российской Федерации больше склона к теории европейской, где на первых порах суду предоставлялось право, как приостанавливать, так и отменять правовые акты, объявленные неконституционными, а также давать заключения о соответствии Конституции правоприменительной практики. Прежде всего, формирование правовых основ конституционного контроля связано с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. Данные акты и определили место и роль Конституционного Суда в судебной системе Российской Федерации.
Чтобы ощутить, насколько велика роль Конституционного Суда в функционировании судебной системы, стоит поговорить о полномочиях Конституционного Суда. Ведь судебная система России, как впрочем, и любой другой страны, – это сложный, многоуровневый аппарат, где каждый механизм, каждый винтик важен и необходим для слаженной работы всей системы.
«Конституционный Суд Российской Федерации выступает только в качестве суда первой инстанции, то есть рассматривает все дела, отнесенные к его юрисдикции (компетенции) статьей 125 Конституции Российской Федерации и федеральными конституционными законами по существу и в полном объеме»[29].
В данном контексте применимо слово «связанная» компетенция, что предполагает возможность Конституционного Суда осуществлять свои полномочия исключительно по запросам и жалобам лиц, упомянутых в Конституции. Из этого следует, что собственная инициатива Конституционного Суда не дает право рассматривать то или иное дело. Конституционный Суд может самостоятельно решать вопрос об использовании права законодательной инициативы по вопросам его ведения[30].
Собственно, компетенция Конституционного Суда включает в себя несколько основных, отличных от других полномочий:
· «по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле»[31];
· «разрешает споры о компетенции между федеральными органами и органами субъектов Российской Федерации»[32];
· дает толкование Конституции Российской Федерации
· «разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации» законов, нормативных правовых актов и договоров – функция нормокотроля[33].
Также, к полномочиям Конституционного Суда относят «дачу заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления» и «проверка соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации в отношении национального референдума, по запросу Президента Российской Федерации».
Конституция Российской Федерации выделяет конституционное судопроизводство в качестве самостоятельной формы осуществления судебной власти — наряду с гражданским, административным и уголовным судопроизводством. Данное выделение подчеркивает особое место Конституционного Суда в системе судебной власти как высшего судебного органа конституционного контроля в России[34].
Стоит сказать, что сейчас в целом созданы все условия для эффективной и независимой деятельности Конституционного Суда. Устранены многие недостатки прежнего законодательства о Конституционном Суде. В частности нашли более четкое процессуальное решение вопросы, которые слабо освещались ранее.
Заключение
На основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов.
Во-первых, конституционно-правовые основы повлияли на создание таких важных правовых форм, как судебный контроль в государственном управлении и судебный конституционный контроль, которые сравнительно недавно приобрели функциональное значение, стали самостоятельными формами реализации судебной власти. Ряд принципов и признаков, на которых строится судебная система, опираясь на конституционно-правовые нормы и, в частности, на Конституцию, обеспечивает функционирование данной системы, ее интеграцию.
Во-вторых, роль Конституционного Суда в судебной системе незаменима, а его значение в реализации судебной власти сложно переоценить. С одной стороны, Конституционный Суд – орган правосудия, который определяет фундаментальную часть судебной власти и, учитывая его полномочия, применяет и толкует конституционные и иные нормы, в рамках которых действуют органы государственной власти, местного самоуправления и другие субъекты права. С другой стороны, Конституционный Суд – федеральный орган независимой ветви государственной власти, который вправе оказывать существенное воздействие на деятельность других ветвей власти, на определение объема их полномочий. Функция конституционного контроля – одна из главных функций Конституционного Суда, которая разрешает множество задач, связанных, прежде всего, с государственными органами и их деятельностью.
«Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредствам конституционного судопроизводства». Данное определение не должно ставить под сомнение статус Конституционного Суда Российской Федерации, а также его роли в функционировании судебной системы.