Общая характеристика механизма исчисления пенсий
Исчисление пенсии это модель расчета ее размера, которая может содержать как индивидуально влияющие на этот размер компоненты (трудовой стаж, индивидуальный заработок и т.д.), так и объективно установленные компоненты (количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости и т.д.). В любом случае исчисление пенсии важная процедура при ее назначении, непосредственно влияющая на реализацию гражданином своих пенсионных прав и приводящая к трансформации субъективных пенсионных прав (сумма обязательств государства по пенсионированию конкретного гражданина) в соответствующий размер ежемесячной денежной суммы, предназначенной к получению пенсионером.
Современная пенсионная система России использует несколько моделей исчисления пенсий, в зависимости от вида пенсии и ряда других факторов.
Правила исчисления пенсий закреплены в Законе о трудовых пенсиях в РФ (ст. 14-17.2), Законе о государственном пенсионном обеспечении в РФ (ст.14-18), Законе РФ от 12.02.1993 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (ст. 14-17, 22-24, 36-38).
Для исчисления трудовых пенсий – применяется смешанная формула, общими элементами которой являются: сформированный у пенсионера расчетный пенсионный капитал («ПК»), количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости («Т») и фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии («Б»), который дифференцируется в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств, например возраста, группы инвалидности, количества иждивенцев или территории проживания.
Однако, в механизм исчисления конкретного вида трудовой пенсии включены еще и дополнительные элементы. Так, трудовая пенсия по старости содержит обособленную накопительную часть, размер которой зависит от суммы пенсионных накоплений (ПН).
В трудовых пенсиях по инвалидности появляется коэффициент отношения нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) к 180 месяцам (К), зависящий только от возраста инвалида на дату назначения пенсии.
И, наконец, в трудовых пенсиях по случаю потери кормильца дополнительно вводится такой элемент как количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии (КН).
В любом случае, основой пенсионной формулы для трудовых пенсий является сумма страховых взносов, поступивших за данное лицо, начиная с 1 января 2002 г. по день обращения за пенсией, отраженная в его лицевом счете в ПФР. Именно этот элемент по расчетам специалистов будет доминировать в структуре трудовой пенсии. Предполагается, что со временем степень влияния фиксированного базового размера на общую сумму пенсии будет уменьшаться и данная «подушка безопасности», солидарная минимальная твердая сумма внутри любой трудовой пенсии, перестанет играть существенную роль. Правда, для трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца роль фиксированного базового размера может быть решающей, зачастую в связи с незначительными суммами страховых взносов на лицевых счетах соответствующих застрахованных лиц.
В то же время введение в механизм исчисления страховых пенсий такого элемента как фиксированный базовый размер в науке права социального обеспечения и в практике применения пенсионного законодательства оценивается неоднозначно. Первоначально, данная часть трудовой пенсии, введенная в 2002 г, называлась базовой. С 2010 г. она переименована в фиксированный базовый размер страховой пенсии. По существу эта часть трудовой пенсии была необоснованно выделена из собственно трудовой пенсии в результате пенсионной реформы 2002 г. Данный элемент в механизме исчисления пенсий, фактически выполняя роль социальной пенсии, искажает индивидуализацию расчета трудовых пенсий, поскольку никакого отношения не имеет к системе пенсионного страхования: размер фиксированного базового размера не зависит ни от стажа застрахованного лица, ни от его заработка. Представляется, что фиксированный базовый размер необходимо, как минимум, «растворить» в пенсионной формуле, индивидуально увеличив пенсионные права застрахованных, а соответствующую фиксированную выплату включить в систему государственного пенсионного обеспечения, финансируя ее за счет средств федерального бюджета в целях предупреждения «пенсионного» обнищания населения.
Очевидно, что механизм расчёта трудовой пенсии должен выполнять стимулирующую роль зарабатывания пенсионных прав. Большинство специалистов пришло к выводу, что по результатам реформы 2001 году этого не получилось. Формула пенсионного капитала с установленными взносами должна была вывести зарплаты из теневого сектора экономики, что способствовало бы стабильности финансовой базы страховой пенсионной системы. Однако при этом не было учтено, что взносы платит исключительно работодатель, а пенсионные права образуются или не образуются у работника, который экономически зависит от работодателя и никак не может на него повлиять. В этом одна из ключевых ошибок законодателя, сделавшего в 2001 году ставку на учет пенсионных прав через поступившие взносы, а не через заработок застрахованного лица и его стаж.
В этой связи справедлива критика некоторыми учеными данной пенсионной формулы.[143]
Следует сказать, что на момент написания настоящего учебника продолжается активная дискуссия по возможной кардинальной смене пенсионной формулы для трудовых пенсий. Минтруд России разработал так называемую «балльную» формулу, которая по еще более сложной методике переводит пенсионные права в оцениваемые ежегодно накопленные «коэффициенты». Проект пенсионной формулы подменяет конкретное содержание накапливаемых пенсионных прав абстрактными условными единицами, которые не влекут никаких четких обязательств перед будущими пенсионерами и создают широкие возможности для манипуляций путем «подгона» размера пенсий под имеющиеся средства. Более того, соответствующий проект закроет для России возможность ратификации Конвенции МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» с понятным социальным стандартом расчета пенсий.
Минимальный уровень пенсии по старости типичного ее получателя в указанной конвенции определен не ниже 40% среднемесячного заработка. В случае, когда стаж отклоняется от 30 лет в большую или меньшую сторону, пенсия исчисляется "в разумном соотношении с размером пенсии типичного получателя". Это означает, что при меньшем стаже, чем 30 лет, пенсия сокращается, а при большем - увеличивается.
В этой связи заслуживает поддержки предложение о принципиально ином механизме исчисления страховых пенсий: общая сумма пенсии, исчисляемой из заработка, постепенно наращивается с учетом того, что в пенсию переходит определенная часть заработка за каждый год страхового стажа. Коэффициент наращивания разный, обычно его величина составляет около 1,5%. При стажевом стандарте в 30 лет он примерно равен 1,33 - 1,34% заработка (40:30). Такая система исчисления трудовой пенсии проста и понятна каждому. Она обычно именуется стажево-заработковой формулой и предполагает установление определенного минимума пенсии и максимума пенсии, если страховые взносы взимаются со всего заработка. Максимальный размер государственной пенсии вряд ли должен превышать минимальный более чем в три раза, поскольку возможности страховой пенсионной системы не безграничны. В то же время минимальный размер трудовой пенсии при нормативном стаже в 30 лет призван гарантировать, согласно Конституции России, достойный уровень пенсии.».[144]
Государству предстоит сделать сложный выбор механизма исчисления трудовых пенсий. Российские правоведы выступают за объективную оценку недостатков существующей формулы и за крайне ответственный подход к формированию возможной замены порядка исчисления пенсий. В процессе очередной пенсионной реформы нельзя допустить ущемления прав людей и создания удобной лишь вечно экономящему государству методики расчета пенсий для миллионов людей, для которых пенсия является единственным или основным средством существования.
Для государственных пенсий используются две модели их исчисления. Первая, для государственных служащих, военнослужащих (по контракту) и иных приравненных к ним служащих, а также для особого обеспечения судей и некоторых иных категорий граждан. Это модель – стажево-заработковая (прямая зависимость размера пенсии от величин стажа и прошлого заработка/денежного довольствия). Причем в отличие от трудовых пенсий, при исчислении государственных пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца для военнослужащих и их семей на размер государственной пенсии по инвалидности оказывает прямое влияние причина инвалидности/смерти военнослужащего.
Практически для всех иных государственных пенсий используется модель – установления твердой (в абсолютных значениях) суммы. Как правило, это установление размеров пенсии путем его процентного соотношения с размером социальной пенсии, указанным в соответствующем пункте статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».