Общая характеристика механизма исчисления пенсий

Исчисление пенсии это модель расчета ее размера, которая может содержать как индивидуально влияющие на этот размер компоненты (трудовой стаж, индивидуальный заработок и т.д.), так и объективно установленные компоненты (количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии, стоимость «пенсионного балла» и т.д.). В любом случае исчисление пенсии важная процедура при ее назначении, непосредственно влияющая на реализацию гражданином своих пенсионных прав и приводящая к трансформации субъективных пенсионных прав (сумма обязательств государства по пенсионированию конкретного гражданина) в соответствующий размер ежемесячной денежной суммы, предназначенной к получению пенсионером.

Современная пенсионная система России использует несколько моделей исчисления пенсий, в зависимости от вида пенсии и ряда других факторов.

Правила исчисления пенсий закреплены в главе 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», статье 7 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", Законе о государственном пенсионном обеспечении в РФ (ст.14-18), Законе РФ от 12.02.1993"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (ст. 14-17, 22-24, 36-38).

Определение размерасамых массовых в нашей стране страховых пенсий с 01.01.2015 г. производится на основании новой пенсионной формулы, базирующейся на принципе подсчёта специальных баллов (пенсионных коэффициентов). Коэффициенты, применяемые в этой пенсионной формуле, являются условными (относительными) единицами оценки пенсионных прав застрахованных лиц. Более подробно о порядке исчисления страховых пенсий смотрите в следующем параграфе настоящей главы.

Следует отметить, что в процессе принятия новых законов о пенсиях, вступивших в силу в 2015 году, не было приведено четких обоснований необходимости перехода к данной формуле от действующей пенсионной формулы, применяемой с 2002 года, в которой оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется в конкретных (абсолютных) единицах – в сумме страховых взносов, зафиксированной на индивидуальном лицевом счёте работника.

В новых законах о пенсиях фактически произошел переход к формуле, в которой все пенсионные права имеют не конкретный, а условный (практически недоступный для понимания населением) вид.

Кроме того, не установлено целостного вида новой пенсионной формулы, имеются лишь отдельные ее фрагменты, определяющие порядок подсчета каждой составляющей формулы (СПК, ИПК). Такой подход является большим недостатком новых законов о пенсиях и существенным образом затрудняет восприятие и понимание пенсионной формулы.

Все известные в мире балльные пенсионные формулы основаны на сопоставлении индивидуального заработка застрахованного лица со средним заработком по экономике в целях актуализации (индексации) полученного отношения заработков, выраженного в баллах (коэффициентах), применительно к современному значению средней заработной платы в стране на момент установления пенсии. Таким образом, достигается сохранение (защита от обесценивания) пенсионных прав застрахованных лиц, формируемых в течение длительного временного периода, то есть обеспечивается непосредственная связь размера пенсии с размером заработка, исходя из которого производились за конкретного работника отчисления в пенсионный страховой фонд.

С одной стороны, новая формула является разновидностью «балльного варианта» формулы с установленными выплатами, поскольку в ней оценка пенсионных прав осуществляется не прямым образом, а через сопоставление двух показателей, выраженных в баллах (коэффициентах). Однако сопоставлению подлежат не размеры заработной платы: индивидуальной (застрахованного лица) и средней (либо взносооблагаемой) по стране в соответствующем календарном году, как это имеет место быть в традиционных бальных формулах, а страховые взносы: уплаченные за год за конкретное застрахованное лицо и предельно возможные к уплате в соответствующем календарном году.

С другой стороны, использование при оценке пенсионных прав страховых взносов является элементом формулы с установленными взносами за той принципиальной разницей, что в подобных формулах страховые взносы учитываются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц напрямую, а не через сопоставление с общими взносами.

Не представляется возможным с необходимой степенью достоверности спрогнозировать влияние действия данной пенсионной формулы на формирование объёма пенсионных прав застрахованных лиц и сбалансированность бюджета Пенсионного фонда России. Невозможность осуществления необходимых расчётов объёма расходов на реализацию новых законов о пенсиях определяется правовой конструкцией предлагаемой пенсионной формулы, в которой для ежегодного определения стоимости пенсионного коэффициента необходимо знать размер дефицита ПФР соответствующего года, подлежащего покрытию за счёт выделения трансфертов из федерального бюджета, поскольку согласно формуле общее количество пенсионных коэффициентов сопоставляется с доходами ПФР, образуемыми за счёт страховых взносов и трансфертов из федерального бюджета на покрытие дефицита ПФР[169]. В тоже время для определения размера дефицита ПФР необходимо знать стоимость пенсионного коэффициента в связи с тем, что без этого показателя невозможно рассчитать расходы ПФР на выплату пенсий.

В условиях действия новой пенсионной формулы рост количества пенсионных коэффициентов по общему числу застрахованных лиц влечёт за собой прямо пропорциональное снижение их стоимости, что существенным образом затрудняет прогнозирование изменения расходной части бюджета ПФР.

Для исчисления страховых пенсий – применяется смешанная формула, общими элементами которой являются: произведение ИПК и СПК (ИПК –накопленный за весь период жизни пенсионера индивидуальный пенсионный коэффициент, по сути – сумма «пенсионных баллов», СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия) и фиксированная выплата к страховой пенсии («Б»), которая дифференцируется в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств, например возраста, группы инвалидности, количества иждивенцев или территории проживания. При этом, к обоим указанным элементам могут применятся установленные в законе так называемые «премиальные» (повышающие) коэффициенты, зависящие от более позднего (по сравнению с общеустановленным пенсионным возрастом) выхода конкретного гражданина на страховую пенсию.

Однако, в механизм исчисления конкретного вида страховой пенсии включены еще и дополнительные элементы. В страховых пенсиях по инвалидности появляется коэффициент отношения нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) к 180 месяцам (К), зависящий только от возраста инвалида на дату назначения пенсии. А в страховых пенсиях по случаю потери кормильца дополнительно вводится такой элемент как количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии (КН).

В любом случае, основой пенсионной формулы для страховых пенсий является сумма накопленных пенсионных прав, выраженная в ИПК («пенсионных баллах», как правило учитывающих ежегодное соотношение страховых взносов, поступивших за данное лицо и отраженных в его лицевом счете в ПФР к максимально возможным в соответствующий год страховым взносам за застрахованное лицо с максимальной взносооблагаемой заработной платой).Именно этот элемент по расчетам специалистов будет доминировать в структуре страховой пенсии. Предполагается, что со временем степень влияния фиксированной выплаты к страховой пенсии на общую сумму пенсии будет уменьшаться и данная «подушка безопасности», солидарная минимальная твердая сумма внутри любой страховой пенсии, перестанет играть существенную роль. Правда, для страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца роль фиксированной выплаты к страховой пенсии может быть решающей, зачастую, в связи с незначительными суммами страховых взносов учтенными на лицевых счетах соответствующих застрахованных лиц.

В то же время введение в механизм исчисления страховых пенсий такого элемента как фиксированная выплата к страховой пенсии («Б») в науке права социального обеспечения и в практике применения пенсионного законодательства оценивается неоднозначно. Первоначально, данная часть трудовой пенсии, введенная в 2002 г, называлась базовой. С 2010 г. она переименована в фиксированный базовый размер страховой пенсии. По существу эта часть трудовой пенсии была необоснованно выделена из собственно трудовой пенсии в результате пенсионной реформы 2002 г. Данный элемент в механизме исчисления пенсий, фактически выполняя роль социальной пенсии, искажает индивидуализацию расчета трудовых пенсий, поскольку никакого отношения не имеет к системе пенсионного страхования: размер фиксированного базового размера (а с 2015 года размер фиксированной выплаты к страховой пенсии) не зависит ни от стажа застрахованного лица, ни от его заработка. Представляется, что фиксированную выплату к страховой пенсии необходимо, как минимум, «растворить» в пенсионной формуле, индивидуально увеличив пенсионные права застрахованных, а соответствующую фиксированную выплату включить в систему государственного пенсионного обеспечения, финансируя ее за счет средств федерального бюджета в целях предупреждения «пенсионного» обнищания населения.

Очевидно, что механизм расчёта страховой пенсии должен выполнять стимулирующую роль зарабатывания пенсионных прав. Большинство специалистов пришло к выводу, что по результатам реформ 2002и 2015 годов этого не получилось. Пенсионные формулы должны были вывести зарплаты из теневого сектора экономики, что способствовало бы стабильности финансовой базы страховой пенсионной системы. Однако при этом не было учтено, что взносы платит исключительно работодатель, а пенсионные права образуются или не образуются у работника, который экономически зависит от работодателя и никак не может на него повлиять. В этом одна из ключевых ошибок законодателя, сделавшего в 2001 году ставку на учет пенсионных прав через поступившие взносы, а не через заработок застрахованного лица и его стаж.

В этой связи справедлива критика некоторыми учеными пенсионной формулы применявшейся в 2002-2014 годах[170].

Однако, еще большую критику вызвало введение с 2015 года так называемой «балльной» формулы, которая по еще более сложной методике переводит пенсионные права в оцениваемые ежегодно накопленные «коэффициенты».

Новая пенсионная формула подменяет конкретное содержание накапливаемых пенсионных прав абстрактными условными единицами, которые не влекут никаких четких обязательств перед будущими пенсионерами и создают широкие возможности для манипуляций путем «подгона» размера пенсий под имеющиеся средства.

Более того, соответствующий порядок расчета пенсий сделает крайне затруднительной для России возможность ратификации Конвенции МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» с понятным социальным стандартом расчета пенсий. Минимальный уровень пенсии по старости типичного ее получателя в указанной конвенции определен не ниже 40% среднемесячного заработка. В случае, когда стаж отклоняется от 30 лет в большую или меньшую сторону, пенсия исчисляется "в разумном соотношении с размером пенсии типичного получателя". Это означает, что при меньшем стаже, чем 30 лет, пенсия сокращается, а при большем - увеличивается.

В этой связи заслуживает поддержки предложение о принципиально ином механизме исчисления страховых пенсий: общая сумма пенсии, исчисляемой из заработка, постепенно наращивается с учетом того, что в пенсию переходит определенная часть заработка за каждый год страхового стажа. Коэффициент наращивания разный, обычно его величина составляет около 1,5%. При стажевом стандарте в 30 лет он примерно равен 1,33 - 1,34% заработка (40:30).Такая система исчисления трудовой пенсии проста и понятна каждому. Она обычно именуется стажево-заработковой формулой и предполагает установление определенного минимума пенсии и максимума пенсии, если страховые взносы взимаются со всего заработка. Максимальный размер пенсии вряд ли должен превышать минимальный более чем в три раза, поскольку возможности страховой пенсионной системы не безграничны. В то же время минимальный размер трудовой пенсии при нормативном стаже в 30 лет призван гарантировать, согласно Конституции России, достойный уровень пенсии».[171]

Для введенной с 2015 годанакопительной пенсиистатья 7 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" закрепила, что ее размер определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений (ПН), учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия.

Размер накопительной пенсии определяется по формуле:

НП = ПН / Т,

где НП - размер накопительной пенсии;

ПН - сумма средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, применяемого для расчета размера накопительной пенсии и определяемого в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".До 1 января 2016 года ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчета размера накопительной пенсии, устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев). С 1 января 2016 года продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии ежегодно определяется федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии в соответствии с методикой оценки ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Таким образом, если, например, сумма средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, составила на день назначения накопительной пенсии 342 000 рублей, то при делении этой суммы в 2015 году на «Т» (228 месяцев), мы получаем размер накопительной пенсии данного гражданина равный 1500 рублей.

Таким образом, размер накопительной пенсии и накопительной части трудовой пенсии, которая предоставлялась до 1 января 2015 года, определяется по одинаковым формулам, в том числе и применительно к порядку подсчета «Т».

Необходимо отметить, что показатель «Т» является исключительно расчетным и на фактическую продолжительность выплаты накопительной пенсии не влияет. Поэтому если пенсионер по факту переживет срок, взятый в качестве показателя «Т» при подсчете его накопительной пенсии (что, по сути означает исчерпание его пенсионных накоплений), выплата накопительной пенсии не прекращается. Для балансировки соответствующих обязательств по выплате накопительных пенсий создается выплатной резерв (в ПФР, в НПФ).

При установлении накопительной пенсии необходимо иметь в виду, что если ее размер составляет5 и менее процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, и размера накопительной пенсии, рассчитанной по состоянию на день назначения накопительной пенсии, то вместо накопительной пенсии гражданину устанавливается единовременная выплата, предусмотренная Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».

Для государственных пенсий используются две модели их исчисления. Первая, для государственных служащих, военнослужащих (по контракту) и иных приравненных к ним служащих, а также для особого обеспечения судей и некоторых иных категорий граждан. Это модель – стажево-заработковая (прямая зависимость размера пенсии от величин стажа и прошлого заработка/денежного довольствия). Причем в отличие от страховых пенсий, при исчислении государственных пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца для военнослужащих и их семей на размер государственной пенсии по инвалидности оказывает прямое влияние причина инвалидности/смерти военнослужащего.

Практически для всех иных государственных пенсий используется модель – установления твердой (в абсолютных значениях) суммы. Как правило, это установление размеров пенсии путем его процентного соотношения с размером социальной пенсии, указанным в соответствующем пункте статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Наши рекомендации