Правовое государство и тоталитарное (этатическое) государство
Правовое государство – это такое государство, которое своей основной целью ставит правовую защищенность прав и свобод личности и общества.
Основными признаками правового государства являются:
1) верховенство закона во всех сферах жизни общества;
2) деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
3) взаимная ответственность личности и государства;
4) реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
5) политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;
6) стабильность законности и правопорядка в обществе.
К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:
- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
- выработка высокой политико-правовой грамотности;
- появление действенной способности противостоять произволу;
- разграничение партийных и государственных функций;
- торжество политико-правового плюрализма;
- выработка нового правового мышления и правовых традиций.
Тоталитари́зм — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества и человека.
Тоталитарное общество – это этатическое общество. Термин “этатизм”
означает “государство”. Этатическое общество – это такое общество, в
котором все стороны общественной жизни пронизаны жестким контролем со
стороны государства. Тоталитарные системы доводят практику этатизма до
высшей степени интенсивности, уничтожая все островки частной,
независимой от государства деятельности. В тоталитарном обществе и
социальная, и политическая, и экономическая жизнь каждого человека
возможна только в условиях государственного контроля.
Тоталитаризм — это политическая система, в которой властные органы стремятся к полному (тотальному) контролю над жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности.
Государство включает в сферу своего принудительного регулирования жизнь всех граждан, полностью лишая их права на самостоятельность мышления и действия.
Признаки тоталитаризма
Среди базовых признаков и сущностных характеристик тоталитаризма, определяющих его «естество» как враждебного демократии режима, следует выделить и уяснить:
-идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же детерминируется)
-единовластие одной партии — «ордена-меченосцев» (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы)
-организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс)
-монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие)
централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики)
-милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).
25.Принципы правового государства и их воплощение в Конституции РК. Проблемы построения правового государства и гражданского общества в РК.
Правовое государство – это такое государство, которое своей основной целью ставит правовую защищенность прав и свобод личности и общества, базируясь при этом на следующих принципах:
а) приоритета права;
б) правовой защищенности человека и гражданина;
в) разделения властей;
г) верховенства закона;
д) единства права и закона;
е) взаимной ответственности государства и личности;
ж) наличии гражданского общества;
и) высокой правовой культуры и высокого уровня правосознания общества;
д) независимости судов;
е) существование антимонополистических структур.
В правовом государстве деятельность всех субъектов должна строиться на взаимной ответственности и правовом равенстве. Поэтому в правовом государстве существуют следующие принципы деятельности субъектов:
а) принцип “разрешено только то, что прямо указано в законе” – для государственных органов и должностных лиц;
б) принцип “разрешено все, что прямо не запрещено законом” – для остальных субъектов права, в частности для граждан, юридических лиц и иных субъектов хозяйствования.
Главным принципом правового государства является разделение властей в целях недопущения произвола, диктатуры, тирании.
Основное требование принципа разделения властей заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах в виде системы “сдержек и противовесов”.
Система “сдержек и противовесов”, установленная в конституции, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти большую роль в системе противовесов играет Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя; в отношении исполнительной власти сдерживающими являются сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству; со стороны парламента запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью; для судебной власти правоограничивающими средствами, выраженными в конституции, процессуальном законодательстве, являются следующие принципы: презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судей и т.п.
Согласно 1 статье I раздела Конституции РК, Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Единственным источником государственной власти является народ
(I раздел, статья №3, пункт 1 Конституции РК).
Правовое государство — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей. Доказательством этих слов служит основной Закон нашей страны. Принципы правовой государственности РК закреплены нормами действующей Конституции, в частности ст.1, 3, 4, 5, 6 и др. Гражданское общество в РК находится в стадии становления, принципы гражданского общества это, в первую очередь, принципы свободы и равенства. Они нашли свое закрепление в Конституции РК и действующем законодательстве, особенно в гражданском. Основные положения теории разделения властей следующие: разделение властей закрепляется Конституцией, ст.3, согласно Конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам. Все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена другой. Никакая власть не может пользоваться правами, предоставляемыми Конституцией другой власти. Судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом пожизненного пребывания в должности.
Становление правового государства в постсоветских странах, в том числе и в Казахстане, – сложный процесс.
К сожалению, в реформах последних десяти лет основное внимание уделялось экономике, в то время как приоритеты нравственной идеологии и политической философии отошли на второй план. Сосредоточившись на инвестициях, налогах, ценных бумагах, фондовых рынках, власть забыла о таких атрибутах конституционного народовластия, как ограничение властного произвола, разделение функций между ветвями власти, между центром и местными органами, построение системы сдержек и противовесов, гражданское общество.
Для стабильного экономического роста необходимо развивать гражданское общество, которое служит противовесом государству. К сожалению, в Казахстане гражданское общество до сих пор не стало альтернативой государству.
Современный этап становления правового общества в Республике Казахстан можно характеризовать как переходной или транзитный. Переходные общества испытывают большое давление авторитарных тенденций, поэтому естественны опасения о возможности становления авторитарных, тоталитарных режимов в этих государствах.
Одним из главных препятствий в формировании государства в новом тысячелетии является такой негативный фактор, как коррупция. Ни одно общество в истории не смогло избежать коррупции.
В Казахстане наблюдается рост коррупционных преступлений, что не может не тревожить.