Состав, порядок формирования и структура конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации
Субъекты Российской Федерации самостоятельны в выборемодели организации своих конституционных (уставных) судов:состава, способа и порядка формирования, структуры, требований,предъявляемых к кандидатам на должность судей. Приэтом учитываются принципы правового государства, традиции,кадровые, финансово-материальные возможности, опыт политико-правовой культуры, а также другие факторы и обстоятельства.Численный состав конституционных (уставных) судов всубъектах Российской Федерации определяется в пределах от пяти (Дагестан, Кабардино-Балкария, Коми, Марий Эл, Тыва) до девяти (Адыгея) судей. Судьи конституционных (уставных) судов выполняют свои обязанности на постоянной профессиональной основе. В отдельных случаях судейские полномочия осуществляются по совместительству либо на общественных началах (Адыгея, Ханты-Мансийский автономный округ). При работе по совместительству судьи освобождаются от выполнения основной работы на срок, необходимый для участия в судебном заседании, получают суточные и возмещение всех расходов (транспортных, телефонных и др.), связанных с судебной деятельностью. Конституционные (уставные) суды формируются законодательными органами власти (парламентами) по представлению глав субъектов Федерации (президента, губернатора) либо на основе равного представительства кандидатов на должность судей в соответствии с принципом разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти (Адыгея, Тыва), либо на основе равного количества кандидатов, выдвигаемых президентом республики и верховным советом (Татарстан). Право выдвижения кандидатов на должность судей конституционных (уставных) судов может быть предоставлено более широкому кругу субъектов. Так, в Башкортостане право выдвижения кандидатов на должность судей Конституционного суда предоставлено депутатам Государственного собрания,, высшим судебным органам Республики, Министерству юстиции, республиканским юридическим сообществам, юридическим научным и учебным заведениям. Кандидатами на должность судей конституционных (уставных) судов могут быть: граждане Российской Федерации; лица, достигшие установленного возраста — от 30 до 65 лет; обладающие обширными знаниями в области права (наличие высшего юридического образования, ученой степени по
праву) и опытом практической работы по юридической специальности(не менее 5, чаще 10 лет); постоянно проживающие либо проживающие не менее
пяти лет на территории субъекта Российской Федерации (Свердловская область, Кемеровская область); имеющие безупречную репутацию. Процесс избрания (назначения) судьи конституционного (уставного) суда заканчивается принятием присяги. Срок пребывания судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, согласно законам субъектов Российской Федерации, составляет от пяти лет в г. Санкт-Петербурге до 15 лет в Республике Саха (Якутия). Предельный возраст пребывания в должности судьи в республиках Дагестан, Северная Осетия — Алания, Саха (Якутия) установлен в 70 лет, в ряде других субъектов Российской Федерации — в 65 лет, а в республиках Карелия, Коми, Тыва, в г. Санкт-Петербурге он не установлен (в этом случае действует установленный Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. предельный возраст пребывания в должности — 70 лет). Конституционные суды субъектов осуществляют свою деятельность как единый коллегиальный орган. Они правомочны принимать решения при наличии в их составе квалифицированного большинства судей; например, в Башкортостане их должно быть четверо из пяти, в Карелии, Тыве и Марий Эл — трое из пяти, в Якутии — не менее 2/3 из семи. Конституционная палата Республики Адыгея в зависимости от характера вопросов разрешает дела в полном (девять членов) и неполном (пять членов) составах. В Республике Саха (Якутия) кроме пленарных заседаний Конституционного суда предусмотрено формирование коллегий из трех судей, которые предварительно рассматривают обращения и в случае необходимости уведомляют заявителей о неподведомственности им обращений и об их несоответствии требованиям закона. Организационные и представительские функции в конституционных (уставных) судах выполняют их должностные лица — председатель, заместитель председателя и секретарь (где он
предусмотрен). Они избираются разными способами: судьями из своего состава (республики Адыгея, Дагестан,тМарий Эл, Саха (Якутия); Свердловская область); парламентом: по представлению президента (главы) республики (Башкортостан, Бурятия, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми); по предложению судей суда (Татарстан); по предложению судей суда и с согласия президента (Тыва). Полномочия этих лиц, как правило, ограничены определенным сроком; при недобросовестном исполнении обязанностей,
злоупотреблении своими правами они могут быть прекращены досрочно. В Тыве Председатель и другие должностные лица Конституционного суда слагают свои полномочия перед вновь избранным Верховным Хуралом Республики без прекращения полномочий судьи Конституционного суда.
В структуре конституционного (уставного) суда для обеспечения его деятельности предусматривается создание аппарата (секретариата).