Романо-германская правовая семья: общая характеристика
К основным признакам, раскрывающим содержание этой правовой семьи, отличающим ее от других, прежде всего от англосаксонской, относятся историческое возникновение и эволюция развития; рецепция римского права; иерархия источников права и верховенство закона; судоустройство и судебные кадры и др.
Романо-германская правовая семья исторически сложилась первоначально в континентальной Европе, поэтому ее еще называют и континентальной в результате накопления многовекового технико-юридического опыта и развития специфической правовой культуры и правовых традиций.
Создание романо-германской правовой системы связано с возрождением, происходившим в Западной Европе в XII-XIII вв. Новое общество осознало необходимость права; оно начало понимать, что только право может обеспечить порядок и безопасность. За правом вновь была признана его собственная относительно самостоятельная роль.
Основным источником идей возрождения и создания нового права являлись университеты и церковь как очаги культуры.
Рецепция римского права означала:
во-первых, возрождение изучения римского права в университетах, в ходе которого осуществлялось восприятие правовых концепций, взглядов и образа мыслей школы римского права;
во-вторых, применение терминов римского права, использование принятых в нем структур и понятий (деление на частное и публичное, классификация прав на вещные и личные, понятия пользования, сервитута, давности, представительства, найма и др.).
В течение длительного времени основным источником права в романо-германской правовой системе была доктрина именно в университетах (в период XXIII-XIX вв.) были главным образом выработаны основные принципы права. И лишь с победой идей демократии и кодификации первенство доктрины было заменено первенством закона.
Значение доктрины проявляется в том, что именно она создает словарь и правовые понятия, которыми пользуется законодатель. Важная роль доктрины состоит также в установлении тех методов, с помощью которых открывают право и толкуют законы. Кроме того, она оказывает влияние на самого законодателя, выражающего лишь те принципы, которые устанавливались в доктрине. Доктрина влияет на законодателя, являясь лишь косвенным источником права. Она создает в различных странах инструментарий для работы юристов.
На развитие романо-германской правовой семьи большое влияние оказала школа естественного права, которая по существу стала доктринальной основой этой системы.
Для школы естественного права характерен не отказ от римского права, а новый, более прогрессивный подход к его применению и толкованию.
Во всех странах, где действует романо-германская правовая система, существует фундаментальное деление права на публичное и частное, которое основано на том, что отношения между правящими и управляемыми требуют иной регламентации, чем отношения между частными лицами. Общий интерес и частные интересы не могут регламентироваться одними и теми же правовыми нормами и методами.
Необходимость публичного права обусловлена тем, что органы государства руководят социальным и экономическим развитием страны, устанавливают ограничение права собственности, регламентируют профессиональную деятельность, выдают разрешения и лицензии, предоставляют льготы и т. д.
Публичное право во всех странах романо-германской семьи имеет одни и те же основные отрасли: конституционное право, административное право, уголовное право, процессуальное право.
Во всех странах романо-германской семьи правовую норму понимают как общее правило поведения, имеющее более серьезное значение, чем только ее применение судьями в конкретном деле.
Для романо-германской правовой семьи характерно «писаное право». Основным источником этого права служит закон. Здесь прежде всего необходимо обращаться к законодательным и регламентирующим актам, принятым парламентом, или к правительственным и административным актам, чтобы при помощи различных способов толкования найти решение, которое в каждом конкретном случае соответствует воле законодателя.
Романо-германская правовая система с ее принципами верховенства закона существенно отличается от англосаксонской правовой системы. Различие состоит в том, что романо-германская правовая система подходит к решению вопроса, ссылаясь на закон, тогда как англосаксонская правовая система стремится к тому же результату, основываясь, в первую очередь, на судебных решениях. Отсюда и различный подход к норме права, которая в странах романо-германской правовой системы понимается в ее законодательном и доктринальном аспектах, а в странах англосаксонской правовой системы — в аспекте судебной практики.
Изданные органами законодательной власти или административного управления нормы «писаного права», которые юристам предстоит толковать и применять для вынесения решения в каждом конкретном случае, составляют в странах романо-германской правовой системы определенную иерархическую структуру. На верхней ее ступени стоят конституции или конституционные законы.
В романо-германской правовой системе роль обычая как источника права незначительна и область его применения очень ограничена. Обычай редко признается самостоятельным источником права, он используется при отсутствии закона и не имеет значения сам по себе. Обычай важен лишь в той мере, в какой служит нахождению справедливого решения.
В странах романо-германской правовой системы судебная практика не является источником права, что подтверждается общим правилом: «Не конкретные примеры, а законы имеют юридическую силу».
Определенная иерархия источников права и главенствующая роль принципа «верховенства закона» обусловливают и такую характерную особенность романо-германской правовой семьи, как кодификация законодательства (наличие кодексов). Образцом послужила Франция с ее пятью наполеоновскими кодексами.
Таким образом, к основным особенностям романо-германской правовой семьи относятся:
— длительность исторического формирования, рецепция римского права, влияние канонического права;
— деление на публичное и частное право;
— деление права на отрасли;
— верховенство закона;
— иерархия источников «писаного права»;
— кодификация законодательства;
— незначительная роль обычая как источника права;
— отсутствие прецедентного права;
— понятие нормы права как общего правила поведения, установленного государством.