Таможенных органов Российской федерации
Должности ФТС России | ФТС России (центральный аппарат) | Региональное таможенное управление, специализиро- ванное регио- нальное тамо- женное управ- ление | Таможня, таможенный пост (со статусом юридического лица) |
Руководство (от начальника таможенного органа до начальника отделения) | Не более 30% <2> | Не более 25% | Не более 20% |
Главный инспектор , главный государственный таможенный инспектор, помощник (советник) начальника таможенного органа, ведущий специалист 3 разряда | Не более 50% | Не более 40% | Не более 40% |
Ведущий инспектор | |||
Старший инспектор , старший государственный таможенный инспектор, старший специалист 1 - 3 разряда | Не более 20% | Не более 20% | Не более 20% |
Инспектор государст- венный таможенный инспек- тор, специалист 1 - 3 разряда, младший инспектор | <*> | Не менее 15% | Не менее 20% |
При составлении штатного расписания наименование структурного подразделения указывается в таком порядке, в котором оно предусмотрено типовым штатным расписанием. Должности указываются по старшинству, а специальное звание – предельное для конкретной должности. После каждого структурного подразделения указывается численность сотрудников и работников, а в конце расписания – их общая численность.
Все таможенные органы ведут рабочую, справочную и аналитическую документацию по организационно-штатным вопросам. При разработке предложений об изменении штатов должны быть указаны цель и обоснование предлагаемых изменений организационной структуры и штатной численности таможенного органа. Следствием могут быть изменения расходов таможенного органа, поэтому указывается источник финансирования данного мероприятия. Новый штат таможенного органа разрабатывается при создании таможен (постов) и при изменениях штата, затрагивающих 30 и более процентов должностей сотрудников и работников. При составлении штатного расписания наименование структурных подразделений указываются в таком порядке, в котором оно предусмотрено типовым штатным расписанием таможенного органа.
Рациональное распределение штатной численности строится на изучении внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность таможенных органов. Кроме уже отмеченных факторов, при установлении штата и структуры таможенных органов необходимо учесть, что они должны соответствовать экономическому потенциалу региона, его отраслевой специализации, усредненной величине грузопотока и номенклатуре товаров, следующих из других регионов, но оформляемых в зоне деятельности данного таможенного органа, учитывать сезонность перемещения грузов и пассажиров, состав участников ВЭД. К числу внутриотраслевых факторов, определяющих потребность в кадрах, относятся: производительность труда должностных лиц, концентрация услуг по таможенному оформлению, характер таможенного оформления грузов (завершенный или незавершенный), рациональность распределения штатной численности по направлениям работы, специализация таможенного органа.
При анализе загруженности и распределения штатной численности используют следующие показатели: количество обработанных грузовых таможенных деклараций; оформленных документов контроля доставки; пропущенных физических лиц; оформленных автомобилей (в том числе грузовых, легковых, автобусов) и других видов транспорта; количество иных оформленных в таможенных целях документов всего и в расчете на одного сотрудника соответствующего отдела.
Сравнение плановых показателей с нормативными говорит о резерве штатов или перегруженности отдела (таможенного органа). Сокращению потребности в кадрах способствует совершенствование организации и структуры управления таможенным делом, внедрение передовых таможенных технологий и других достижений НТП, повышение квалификации кадров и мотивации сотрудников к труду, так как все перечисленные факторы в конечном итоге способствуют росту производительности труда.
Кроме нормативного метода при планировании кадров в таможенных органах могут быть использованы другие подходы. Типовые штаты разработаны с ориентацией на средние условия деятельности. Нормативы труда и численности сотрудников таможенных органов требуют уточнения в связи с меняющими условиями деятельности и таможенными технологиями, спецификой отдельных регионов. Для уточнения штатной численности и ее рационального распределения по подразделениям могут использоваться аналитический подход и методы математического моделирования. Примеры возможного их применения описаны в специальной литературе.
При экспертно-аналитическом подходе на первом этапе изучается труд специалистов непосредственно на рабочих местах по видам деятельности (основная, вспомогательная, дополнительная) в рамках технологий таможенного дела. Все виды деятельности представлены совокупностью операций. По всем видам операций и работ приводятся оперативные данные, например число операций, количество оформленных документов, время их оформления, периодичность и др. Для повышения достоверности данные уточняются с использованием экспертных оценок специалистов таможенных органов, хронометража и фотографий рабочего дня.
Для изучения трудоемкости операций таможенного контроля могут применяться методы имитационного моделирования. Используют количественные характеристики внешней экономической среды и ее влияния на деятельность таможенного органа. На втором этапе определяют, насколько существующая структура, и штатная численность соответствуют реальному объему выполняемых операций и требуемой квалификации специалистов.
Математическое моделирование состоит в использовании статистических методов (корреляционного, регрессионного и др.) в анализе производительности труда должностных лиц в таможенных органах. В качестве показателей производительности (результативности) труда принимаются количество оформленных таможенным органом документов, транспортных средств, физических лиц, наименований товаров. Перечисленные показатели при использовании математических моделей анализируют как в абсолютном значении, так и относительно штатной численности. Устанавливаются закономерности их изменения во времени, а также количественная связь результативности труда со штатной численностью, структурой контролируемых товаров, таможенными процедурами и др. Выявленные математические зависимости, удовлетворяющие критериям прогнозирования, могут использоваться при определении потребности в кадрах для таможенной службы на перспективу.
При планировании штатов в таможенных органах используют и метод технико-экономических расчетов, например, для определения штатной численности сотрудников охраны таможенных объектов. Специальная комиссия устанавливает перечень объектов таможенной охраны с указанием их категории в зависимости от значимости объекта. Число назначаемых нарядов охраны определяет начальник таможенного органа в зависимости от категории объекта, количества используемых пунктов пропуска (проходов, проездов), наличия технических средств охраны, условий расположения на местности и обстановки в регионе деятельности. Наряд таможенной охраны - один или несколько вооруженных (невооруженных) сотрудников таможенного органа, осуществляющих охрану объекта.
Устанавливаются маршруты патрулирования, места обеспечения пропускного режима, время несения службы охраны (суточное, ночное, дневное). Приказом ГТК РФ № 226 от 07 марта 2002 года утверждена Инструкция об установлении категорий таможенных объектов и организации их охраны». Потребность в штатной численности сотрудников охраны рассчитывается согласно инструкции с учетом следующих факторов:
- количество нарядов охраны и их численного состава, чел.;
- продолжительность несения службы одним сотрудником соответствующего наряда в сутки, час;
- плановая норма служебного времени на одного сотрудника, час.
Для расчета числа нарядов и сотрудников, обеспечивающих охрану объекта, вводится понятие суточной нормы охраны Q.
Суточная норма охраны – это минимально необходимое число сотрудников для выполнения задачи охраны объекта (объектов) в течение суток.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
Q = (С x Тс + Н x Тн + Д x Тд) / 24, (7.1)
где С, Н, Д - численный состав назначаемых (соответственно суточных, ночных, дневных) нарядов таможенной охраны, чел.;
Тс, Тн, Тд - продолжительность несения службы одним сотрудником соответствующего наряда в сутки, час.
Пример. Объект охраняется одним нарядом охраны объекта (2 чел.) в течение суток, два контролера КПП обеспечивают соблюдение пропускного и внутриобъектового режимов при проходе лиц и проезде автотранспорта в дневное время, контрольно-охранная группа (2 чел.) обеспечивает патрулирование в ночное время.
Q = (2 чел. x 24 час. + 2 чел. x 12 час. ++ 2 чел. x 12 час.) / 24 час. = 4 чел.
При расчете суточной нормы охраны учитывается число объектов, их категория, расположение на местности, число нарядов и их численный состав.
Охрана объектов I категории.
Пример 1. Административное здание, оборудованное техническими средствами охраны, с комнатой хранения оружия, кассой таможенного органа, одним используемым входом.
Охрану простого объекта I категории выполняют следующие наряды:
- оперативно-дежурная смена (ОДС) - 2 чел.;
- наряд охраны объекта (НОО) - 2 чел.;
- наряд обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов (НОПВР) - 1 чел.
Суточная норма охраны равна:
Q = [(ОДС + НОО) x 24 час. + НОПВР x 12 час.] / 24 час. =
= [(2 + 2) чел. x 24 час. + 1 чел. x 12 час.] / 24 час. = 4,5 чел.
Пример 2. Комплекс из трех административных зданий с общим ограждением по периметру и одним используемым КПП для прохода лиц и проезда автотранспорта. Административное здание N 1 имеет комнату для хранения оружия, режимные помещения и один используемый вход. Административные здания N 2 и N 3 имеют по одному входу. Объект оборудован техническими средствами охраны, в том числе системой теленаблюдения по периметру.
Охрану сложного объекта I категории выполняют следующие наряды:
- оперативно-дежурная смена (ОДС) - 2 чел.;
- наряд охраны объекта в каждом здании (НОО) - 5 чел. на три поста (два - на посту в административном здании N 1 и три - на двух постах охраны в административных зданиях N 2 и N 3);
- наряд обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на КПП сложного объекта (НОПВР) - 3 чел. на два поста;
- контрольно-охранная группа (КОГ) - 2 чел.
Суточная норма охраны равна:
Q = [(ОДС + НОО) x 24 час. + НОПВР x 12 час. + КОГ x
x 12 час.] / 24 час. = [(2 + 5) чел. x 24 час. + 3 чел. x 12 час. + 2 чел. x 12 час.] / 24 час. = 9,5 чел.
Охрана объектов II категории.
Пример. Производственно-складская территория с несколькими строениями, оборудованными техническими средствами охраны, с общим ограждением по периметру.
Охрану объекта II категории выполняют следующие наряды:
- наряд охраны объекта (НОО) - 2 чел.;
- наряд обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов (НОПВР) - 1 чел.;
- контрольно-охранная группа (КОГ) - 2 чел.
Суточная норма охраны равна:
Q = [НОО x 24 час. + НОПВР x 12 час. + КОГ x 12 час.] / 24 час. =
= [2 чел. x 24 час. + 1 чел. x 12 час. + 2 чел. x 12 час.] / 24 час. = 3,5 чел.
Охрана объектов III категории.
Пример. Комплекс из двух жилых домов, гостиницы, предприятий торговли с общим ограждением по периметру и одним используемым КПП для прохода лиц и проезда автотранспорта.
Охрану объекта III категории выполняет наряд охраны объекта на КПП (НОО) в составе одного работника таможенного органа.
Суточная норма охраны равна:
Q = НОО x 24 час. / 24 час. = 1 чел. x 24 час. / 24 час. = 1 чел.
Суточная норма охраны учитывается при расчете требуемой численности подразделений таможенной охраны. Результаты расчета суточной нормы охраны N-ского таможенного органа, произведенного по указанным выше формулам, приведены в таблице 7.3.
Таблица 7.3