Направления развития культурной сферы города

КУРСОВАЯ

Выполнила студентка 4-го курса

группы ИМ-01-11

Чижова А.С.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ………………………………………...5

1.1 Содержание государственной политики города в сфере культуры..5

1.2 Направления развития культурной сферы города.............................8

1.3 Нормативно-правовая база Департамента культуры в г. Москве..14

ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПАРТАМЕНТА КУЛЬТУРЫ Г. МОСКВЫ……..18

2.1 Функции и приоритеты Департамента культурной политики г.Москвы..18

2.2 Анализ программ в сфере культуры г.Москвы……………………………26

2.3 Финансирование государственной программы «Культура Москвы»2012-2018гг………………………………………………………………………….40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….47

Список литературы…………………………………………………………….48

Введение.

В современных экономических условиях роль сферы культуры возрастает, что обусловлено переходом к постиндустриальной эпохе, в которой конкурентные преимущества получают страны, в наибольшей степени трансформировавшие свои хозяйственные комплексы с целью внедрения современных технологий, активного инновационного развития в стратегическом периоде времени. При этом обеспечить высокие темпы инновационного роста, активное применение современных технологий можно лишь в условиях высокого уровня культурного развития страны, поскольку качество трудовых ресурсов является определяющим фактором при осуществлении инновационной деятельности субъектов хозяйствования. Следовательно, уровень развития сферы культуры становится одним из факторов, определяющих условия осуществления инновационной деятельности, способствующих активному внедрению нововведений во всех отраслях народнохозяйственного комплекса[28].

Необходимо также отметить, что уровень развития такой структурной составляющей сферы культуры, как библиотеки, оказывает непосредственное влияние на результаты инновационной деятельности субъектов хозяйствования. Именно библиотечные учреждения обеспечивают хранение и трансформацию знаний, создают условия их эффективного использования при осуществлении инноваций, проведении научных исследований, производстве новых современных технологий и их внедрении в разнообразных условиях внешней и внутренней среды различных организационно-правовых структур.

Объектом исследования является департамент культуры города Москвы.

Предмет исследования – государственная политика в сфере культуры (на примере Департамента культуры города Москвы).

Цель исследования – чтобы изучить государственную политику в сфере культуры, а также представить реализацию функций культурной политики в городе Москве.

Для достижения поставленной цели необходимо разрешить ряд задач:

1. Рассмотреть теоретические основы государственной политики в сфере культуры.

2. Рассмотреть сущность и направления развития государственной политики в сфере культуры.

3. Проанализировать нормативно-правовую базу Департамента культуры города Москвы.

4. Рассмотреть функции Департамента культурной политики г. Москвы.

5. Проанализировать программы в сфере культуры г.Москвы.

6. Рассмотреть финансирование государственной программы «Культура Москвы»2012-2018гг.

Теоретическую и методическую основу исследования составили научные труды зарубежных и отечественных авторов, совокупность научных представлений теории и методологии государственной политики в сфере культуры.

При достижении цели и решении поставленных задач использовались научные методы исследования, такие как анализ и синтез, сравнение, экономический анализ, экспертные и рейтинговые оценки, наблюдение.

Курсовая работа состоит из Введения, 2 Глав, 6 Параграфов, Заключения, Списка литературы.

Курсовая работа объемом 45 страниц, содержит 2 таблицу.

ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ.

Содержание государственной политики города в сфере культуры.

Культурная политика – это направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества.

Таким образом, целью культурной политики является не что иное, как стремление сохранить или изменить картину мира людей таким образом, чтобы это соответствовало интересам субъекта культурной политики.

Функции культурной политики ;

К функциям культурной политики можно отнести защитную - сохранение культуры; конструктивную - создание культурных ценностей; их распространения и пропаганды; оценки и установления иерархии культурных ценностей, явлений и фактов; общественного контроля всего процесса развития культуры.

Задачами культурной политики являются:

- разработка и внедрение в действие общегуманистических и общесоциальных идеалов, ценностей, критериев оценки происходящего;

- разработка нормативных целей развития культуры в соответствии с социальным идеалом;

- оценка реальных перспектив и коррекция принятых решений на основе обратной связи;

- государственно-правовое и финансово-экономическое обеспечение системы производства, распространение и потребление культурных ценностей и благ;

- обеспечение социальных гарантий, широты выбора культурных ценностей и доступности их для всех социальных слоев;

- сохранение национальной специфики культуры и искусства; - создание гарантий сохранения культурной микросреды и единого культурного пространства.

Основными органами, планирующими и принимающими решения по вопросам направленности культурной политики, являются органы государственной власти (как правило, принимающие решения на основании их обсуждения экспертами, а также художественной общественностью или избранными корифеями в области искусства и литературы), а основными органами, реализующими культурную политику государства, являются культурные институты. Последние сравнительно четко делятся на институты, функционально привязанные к перечисленным выше основным задачам культурной политики. Например, институтами, занимающимися вопросами сбора и сохранения культурного наследия, являются библиотеки, архивы, разнопрофильные музеи, государственные историко-культурные заповедники и т. п.

Институтами, решающими вопросы развития художественной деятельности, являются творческие союзы и объединения, архитектурные, художественные и реставрационные мастерские, киностудии и кинопрокатные учреждения, театры (драматические и музыкальные), концертные структуры, цирки. А также - книгоиздательские и книготорговые учреждения, средние и высшие учебные заведения художественного профиля и др. (в России далеко не все перечисленные культурные институты административно относятся к ведению Министерства культуры и централизованно управляются им; в частности, архитектура, кино, литература и книгоиздательский комплекс являются автономными структурами). Институтами досуговой работы к настоящему времени остались лишь клубы и кружки, просветительские общества, а также некоторые туристические организации. Весьма развитая еще недавно система организации детского культурно-просветительского досуга в России фактически деградировала. Задачи социальной педагогики решаются преимущественно в системе образовательных учреждений, международное культурное сотрудничество осуществляется главным образом центральными управленческими органами культуры. Важную роль в развитии культурной политики играют научно-исследовательские и учебные заведения культуры и искусства.[29]

К инструментам культурной политики относятся: распределение грантов и премий; занятость и создание рабочих мест; создание культурной инфраструктуры – зданий, оборудования, пространства для осуществления культурной деятельности; формирование законодательной и нормативной базы для деятельности учреждений культуры и искусства.[30]

Государственная политика в сфере культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года направлена на сохранение и развитие культуры, обеспечение социальной стабильности, экономического роста и национальной безопасности государства[31].

Для оценки эффективности культурной инфраструктуры используем базовую идею, заключающуюся в том, что культура – пространство, создаваемое деятельностью учреждений культуры и культурными событиями. Ценность культуры оценивается не через ее экономическую отдачу, а через ее способность привлекать участников.

Существует три измерения культурной жизни:

1) институциональное измерение. В этом измерении действуют учреждения культуры. Оно определяется агентами (учреждениями культуры), их деятельностью (услугами в сфере культуры) и результатами их деятельности (вкладом в культурную жизнь и удовлетворение культурных потребностей жителей города);

2) информационное. Оно состоит из информационных потоков, касающихся событий культурной жизни;

3) социографическое измерение культурных практик жителей города. [32].

Направления развития культурной сферы города.

Основными направлениями государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года являются:

-сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства России;

Необходимость сохранения и развития единого культурного и информационного пространства России обусловлена неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры в силу географических особенностей страны и ряда факторов экономического характера. Такая ситуация порождает социальное неравенство в творческом развитии детей и молодежи, социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями и в целом оказывает негативное влияние на социальное самочувствие населения.

В связи с этим предполагается осуществить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры и создание условий для повышения качества жизни населения.

Поскольку основным ресурсом создания условий для оказания услуг в области культуры и гарантией их предоставления является деятельность учреждений культуры и искусства, необходимо осуществить мероприятия, направленные на модернизацию сети указанных учреждений в соответствии с разграничением полномочий всех уровней власти, обеспечить разработку нормативной правовой и методической базы, регулирующей преобразование инфраструктуры отрасли и системы ее управления в соответствии с требованиями административной реформы и реформы местного самоуправления. Необходимо предусмотреть принятие правовых актов, закрепляющих гарантии и условия обеспечения населения услугами организаций культуры, в том числе социальные нормы и модельные стандарты межпоселенческих библиотек, учреждений культуры клубного типа, музеев, детских школ искусств, а также документы, определяющие порядок и объемы предоставления услуг в области культуры на приграничных территориях[33].

В целях выравнивания обеспечения населения услугами в области культуры необходимо разработать нормативы обеспеченности населения организациями культуры с учетом нового административного деления (сельские и городские поселения, муниципальные районы, городские округа).

Для реализации этого направления необходимо разработать номенклатуру государственных и муниципальных услуг в области культуры и модельные стандарты инфраструктуры отрасли на селе и в малых городах, которые должны предусматривать оптимизацию действующей сети организаций культуры путем: создания многофункциональных учреждений (социально-культурные центры, культурно-спортивные комплексы); создания передвижных систем обслуживания (автоклубы, библиобусы); технического переоснащения объектов культуры, в этих целях будут разработаны натуральные и финансовые нормативы ресурсного обеспечения; совершенствования системы материального стимулирования специалистов.

-сохранение и развитие многонационального культурного наследия народов России;

Необходимость сохранения и развития многонационального культурного наследия народов России обусловлена проблемой стремительного разрушения памятников истории и культуры, неудовлетворительным состоянием сохранности предметов Музейного и Архивного фондов Российской Федерации, особенно в муниципальных образованиях, утратой основ традиционной народной культуры.

Для сохранения и охраны объектов культурного наследия прежде всего необходимо: совершенствовать законодательство об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России, в том числе путем отмены моратория на приватизацию объектов культурного наследия федерального значения и регистрацию права собственности на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности; урегулировать правовое положение особо ценных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; урегулировать отношения, связанные с культурным наследием, предусмотрев специальный режим его правового регулирования; провести общероссийский мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а также их инвентаризацию, уточнение пообъектного состава и прав собственности.

Особую актуальность в связи с необходимостью формирования комплексного подхода к сохранению особо охраняемых территорий приобретает разработка государственной стратегии формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в Российской Федерации[34].

Условием сохранения культурного наследия является модернизация архивного дела путем: совершенствования законодательства о разграничении полномочий в области архивного дела; создания условий для повышения уровня безопасности хранения архивных документов; совершенствования условий доступа населения к информации архивов.

В целях сохранения государственной части Музейного фонда Российской Федерации необходимо создать единую федеральную базу данных о музейных предметах и коллекциях, что позволит осуществлять эффективный контроль за их учетом и хранением, расширит условия доступа граждан к культурным ценностям, создаст благоприятные условия для научного использования.

Для улучшения условий деятельности музеев, архивов, сохранения и популяризации памятников истории и архитектуры необходимо осуществить компьютеризацию, перевод на электронные носители музейных и архивных фондов, разработку и внедрение новых технологий формирования, учета и экспонирования музейных и архивных фондов и музейных коллекций[35].

-совершенствование отечественной системы художественного образования и науки;

Актуальность совершенствования отечественной системы художественного образования обусловлена необходимостью восполнения кадрового потенциала отрасли. Поскольку сегодня в сфере культуры средний возраст работников составляет 40 лет, количество специалистов с высшим специальным образованием составляет около 50 процентов. Наблюдается отток из детских музыкальных школ и школ искусств детей из малообеспеченных семей по причине высокой оплаты за обучение.

В целях восполнения кадрового потенциала отрасли необходимо обеспечить совершенствование отечественной системы профессионального художественного образования, предполагающее непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования, где обучение начинается с раннего возраста. Целью художественного образования является формирование и развитие эстетических потребностей населения, создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства, сохранение и передача новым поколениям лучших традиций отечественного профессионального образования в области искусства[35].

Сохранение традиций преемственности процесса художественного образования необходимо осуществлять путем закрепления за Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации права на участие в выработке государственной политики в сфере художественного образования Российской Федерации, на методическое обеспечение системы художественного образования.

К приоритетным исследованиям следует отнести фундаментальные исследования, направленные на совершенствование механизмов реализации государственной политики в сфере культуры, в том числе: определение воздействия культуры на все сферы общественной жизни, включая экономику; определение особенностей государственной политики в сфере культуры в эпоху глобализации; создание социокультурных условий развития личности; проведение прикладных исследований, связанных с реализацией проектов по сохранению и изучению историко-культурного наследия народов России; проведение исследований по вопросам социокультурного проектирования, развития культурных индустрий, совершенствования маркетинговых стратегий продвижения услуг в сфере культуры; проведение социологических исследований в установленной сфере деятельности.

Для реализации поставленных задач необходимо разработать систему мер по укреплению материально-технической базы научно-исследовательских организаций культуры и обеспечить участие научно-педагогических работников высшей школы в проведении научных исследований.

-дальнейшая интеграция России в мировой культурный процесс и укрепление ее позитивного образа за рубежом.

Реализация дальнейшей интеграции России в мировой культурный процесс и укрепление ее позитивного образа за рубежом обусловлена необходимостью сохранения национальной культурной идентичности в условиях глобализации.

В плане международного сотрудничества приоритетным направлением является укрепление позитивного образа России путем дальнейшей интеграции в мировой культурный процесс. Приоритетом остается сотрудничество с Росзарубежцентром при Министерстве иностранных дел Российской Федерации.

Основой этого направления является подготовка и реализация международных проектов в сфере культуры, способствующих росту престижа российской культуры, формированию позитивного образа России за рубежом. Для этого необходимо активно осуществлять продвижение классического и национального искусства народов России в форме гастролей, конкурсов, выставок, фестивалей и стажировок за рубежом.

Действенным механизмом культурного влияния должно стать международное телерадиовещание как инструмент внешней государственной политики, обеспечивающий информационное присутствие России и создание ее позитивного образа на территории других государств, в первую очередь тех, где существенную часть населения составляют русскоязычные диаспоры.

Реализация основных направлений государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в России на основе стратегического партнерства государства, общества и бизнеса позволит создать условия для эффективной интеграции отрасли в процесс повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны[36].

Наши рекомендации