Поддержка социально ориентированных НКО
В законе «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ[30], с поправками, внесенными в него законом №40-ФЗ от 05.04.10г., отдельно прописана и закреплена роль субъектов РФ в оказании поддержки СО НКО.
Во-первых, в соответствии с законом №40-ФЗ, они получили право в законодательном порядке дополнять указанные в ст.31.1 №7-ФЗ направления деятельности СО НКО, иными видами деятельности:
«2. Для признания некоммерческих организаций социально ориентированными, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с предусмотренными настоящей статьей видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации».
Во-вторых, за субъектами РФ закреплено право оказывать экономическую поддержку СО НКО за счет средств региональных и муниципальных бюджетов, в т.ч. в иных формах, помимо перечисленных в законе.
В-третьих, регионам также была предоставлена возможность получения субсидий на поддержку СО НКО из федерального бюджета.
В-четвертых, субъектам было дано право формировать перечни имущества, свободного от прав третьих лиц, для оказания имущественной поддержки СО НКО.
В-пятых, регионам было предписано формировать и вести реестры СО НКО, которым они оказывают различные виды поддержки — с целью обеспечения прозрачности этой процедуры.
Важным нормативным документом для создания эффективного механизма поддержки СО НКО на региональном уровне стало принятое с целью эффективного исполнения упомянутого закона Постановление Правительства РФ от 23 августа 2011 г. №713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям»[31]. Этим постановлением были приняты Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию программ поддержки СО НКО и выделено в текущем году на их реализацию 600 млн. руб., а также определен уполномоченный орган — Минэкономразвития России.
В соответствии с принятыми Правилами, субсидии для софинансирования региональных программ поддержки СО НКО предоставляются Правительством РФ только на конкурсной основе. Проведение открытого конкурса является принципиально важным для формирования прозрачного механизма выделения федеральных бюджетных средств субъектам РФ.
По итогам работы Комиссии Координационный совет по господдержке СО НКО сформировал список субъектов РФ — победителей конкурсного отбора (49 регионов) и определил размеры субсидий из федерального бюджета бюджетам регионов.
Средства Федерального бюджета в размере 600 млн. рублей, направленные в 2011 году на реализацию программ поддержки социально ориентированных НКО в форме субсидий субъектам, были распределены в следующем порядке:
· 30 процентов — поровну между бюджетами субъектов РФ;
· 30 процентов — пропорционально численности населения субъекта;
· 40 процентов — пропорционально средней численности работников, занятых в НКО субъекта.
Если на федеральном уровне программа поддержки СО НКО сформулирована и разработан понятный механизм ее реализации, то организация этой работы на региональном уровне вызывает вопросы.
Для поиска ответов на вопросы были проанализировали интернет-ресурсы регионов — победителей конкурса на предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ, проведенного Минэкономразвития РФ в 2011 году.
По данным Федеральной службы государственной статистики на конец 2011 года, наибольшее количество НКО зарегистрировано в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. Среди субъектов по численности зарегистрированных НКО (более 12 тыс. организаций) лидируют[32]:
· ЦФО: г. Москва и Московская область;
· СЗФО: г. Санкт-Петербург;
· ЮФО: Краснодарский край, Волгоградская область, Ростовская область;
· ПФО: Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Пермский край, Нижегородская область, Самарская область, Саратовская область;
· УФО: Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область;
· СФО: Красноярский край, Иркутская область, Новосибирская область.
В ряде субъектов на протяжении многих лет активно действуют многие из зарегистрированных НКО; существуют НКО, работающие по технологиям фондов местных сообществ; действуют законы и положения о благотворительности, благотворительной деятельности и грантах, а также региональные программы по выявлению и поддержке на конкурсной основе социальных инициатив и проектов НКО, направленных на улучшение качества жизни населения; работают благотворительные и грантовые советы; действуют профильные комитеты в общественных палатах субъектов и крупных городов регионов.
В некоторых регионах сложились институты партнерского взаимодействия: региональные и муниципальные органы власти через организацию общественных советов, палат, различных конференций и круглых столов вовлекают общественность в обсуждение основных приоритетов развития, проводят конкурсы социальных проектов, организуют ярмарки проектов НКО. В ряде субъектов Российской Федерации, лидирующих по развитию механизмов социального партнерства и межсекторного взаимодействия, активно разрабатываются и принимаются региональные правовые акты, направленные на регулирование предоставления муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов, субсидий, грантов НКО и прочим производителям социально-значимых услуг.
После принятия в 2010 г. законодательства о поддержке социально ориентированных НКО, разработка региональных законов в субъектах Российской Федерации существенно ускорилась. По данным Общественной палаты Российской Федерации, в 2011 г. в 53 субъектах Российской Федерации были приняты региональные программы поддержки социально ориентированных НКО с общим объемом финансирования более 3 млрд. рублей. В 2012 г. эта сумма составила более 4 млрд. рублей[33]. По данным интернет-портала некоммерческого партнерства «Юристы за гражданское общество», в настоящее время законодательство о государственной поддержке НКО и предоставлении грантов принято как минимум в 79 субъектах Российской Федерации.
Анализ практики взаимодействия региональных и муниципальных властей с некоммерческими организациями, проведенный по открытым источникам (официальные сайты органов власти), показывает, что в разных регионах и муниципалитетах эта работа ведется с разной степенью активности. Ее качество значительно отличается в зависимости от степени заинтересованности и нацеленности региональной и муниципальной власти на работу с НКО.
Основными формами поддержки НКО на региональном и муниципальном уровнях являются:
· выделение субсидий;
· распределение грантов;
· предоставление помещений (бесплатно или по льготным ставкам аренды);
· информационная поддержка.
· Обращает на себя внимание тот факт, что в регионах практически не используются такие формы поддержки, как:
· размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
· предоставление гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
· предоставление льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Впрочем, надо отметить, что сами некоммерческие организации в первую очередь хотят получать экономическую поддержку от властей, а не брать на себя некоторые социальные функции государства. Формы и размеры поддержки некоммерческих организаций определяются распоряжениями глав регионов, постановлениями региональных правительств, либо региональными законами.
В Калининграде в 2011 — 12 гг. мэрия города в лице Комитета социальной поддержки населения проводила открытый конкурс на получение муниципального гранта для реализации целевых социальных программ общественными объединениями по тематике «Поддержка инвалидов — жителей города Калининграда» и «Поддержка ветеранов — жителей Калининграда». Финансовую поддержку в виде субсидий предоставляли проектам, направленным на развитие творческих способностей граждан с ограниченными физическими возможностями и проведение реабилитационных мероприятий, а также на поддержку ветеранов. По итогам 2011 года по двум этим направлениям 20 общественных организаций — получателей муниципальных грантов реализовали свои социальные программы. На программу «Поддержка ветеранов-жителей города Калининграда» было выделено более 2 млн. руб., а на «Поддержку инвалидов-жителей города Калининграда» — 900 тыс. рублей.