Единый свод законов ивана iii
"Конец XV века ознаменован созданием первого свода законов централизованного государства, который известен, как Великокняжеский первый Судебник или Судебник 1497 года. "[4]
"...И вот перед нами — единственный сохранившийся до нашего времени список судебного кодекса великого князя Ивана Васильевича. Это копия, близкая по времени к оригиналу."[5]
«Лета 7006 года месяца септемвриа уложил князь вел[ик]ий Иван Васильевич всея Руси с детьми своими и с бояры о суде» —таков заголовок этого уникального памятника. В течение долгого времени составителем Судебника считался Владимир Гусев, и лишь недавно распространилось мнение, что этот сын боярский не имеет, скорее всего, к Судебнику никакого отношения — просто в одном из списков летописи по невнимательности переписчика известие о Судебнике оказалось соединенным с упоминанием Гусева в следующей затем фразе. Это мнение, впервые обоснованное Я. С. Лурье и Л. В. Черепниным, в настоящее время разделяет большинство исследователей. По всей вероятности, оно справедливо. Владимир Гусев — весьма незначительный деятель, и трудно представить, что именно ему было поручено составление основного закона государства — первого после Русской Правды общерусского кодекса. Кроме того (и это главное), средневековье не знало авторского права. Кто бы ни был «составителем» Судебника, его имя не могло попасть на страницы официозного источника. Поиски «автора» Судебника столь же увлекательны, сколь и безнадежны. Скорее всего (но это тоже гипотеза), Судебник составляла комиссия из наиболее квалифицированных и доверенных лиц — дьяков, руководителей складывавшихся центральных ведомств, накопивших достаточный опыт в судебных и административных делах. Трудно оспорить мысль, что Судебник составлялся не по чьей-либо
частной инициативе, а по поручению главы государства и отражал правовые и социальные идеи великого князя Ивана Васильевича и основное направление его политики.
Так или иначе, составление Судебника стало важнейшим государственным делом, а его утверждение — актом большого политического значения. Нет сомнений, что в этом деле действительно принимали участие высшие чины государства — дети великого князя (совершеннолетними были к тому времени Василий, Юрий и Дмитрий) и бояре. Скорее всего, в утверждении Судебника участвовал и внук великого князя Дмитрий Иванович, которому было уже почти 14 лет.
Судебник впервые устанавливает центральный суд Русского государства — это суд бояр и окольничих, в котором непременное участие принимают дьяки — секретари, а фактически руководители ведомств. Впервые было узаконено, что суд — не только право, но и обязанность боярина. Только в особых случаях он мог отказывать «жалобнику» в суде и посылать его к великому князю.
Судебник зафиксировал важную дифференциацию в правах местной администрации. Только наместники «с судом боярским» могли судить уголовные дела и дела о холопах. Наместники и волостели без боярского суда в соответствующих случаях должны были обращаться в Москву. За внешними успехами последовали большие внутренние перемены.
После «стояния на Угре», после присоединения Новгорода и Твери, важнейшей задачей обеспечения существования независимого единого Русского государства была проблема уделов внутри самого Московского великокняжеского дома, где сквозь пеструю картину братоубийственных войн и ложных клятв виден главный политический стержень происходящего – прекращение феодальных усобиц, которое расчётливому Ивану III всё чаще
удавалось осуществить без пролития крови.
В 1479 году в Москве было закончено строительство нового каменного Успенского собора. В 1485 году Иван III начал большое строительство на территории Московского Кремля. По его приказу строилась Колокольня Ивана Великого, Грановитая Палата и др. В 1492 году на побережье Балтийского моря была заложена крепость Ивангород.
По приказу Ивана III греческий монах Максим Грек переводил греческие церковные книги на русский язык.
В 1497 году Иван III ввел в действие первый со времен Киевской Руси судебник, то есть свод законов государства. Он был составлен по приказу Ивана III дьяком Гусевым на основании «Русской Правды», судных грамот и традиций московского судопроизводства.
Время Ивана III ознаменовалось определённой конфликтностью отношений между руководством государства и церкви. В основе своей этот конфликт был вызван не политическими притязаниями церкви, а, наоборот, военно-политическими интересами государства. Церковь владела значительным фондом населённых земель – около 1/5 их общего количества в стране; среди церковных вотчин было немало экономически процветающих. Между тем государство остро нуждалось в населённых землях для обеспечения служилых людей – воинов Русской земли. К тому же сложные идеологические процессы привели к возникновению ересей, сторонники которых обличали церковь за её земельные и другие богатства. Сходные обвинения прозвучали и внутри самой церкви, где сформировалось течение «нестяжателей». Взгляды их совпадали с интересами великого князя, и он долгое время поддерживал «нестяжателей» и противился инквизиционной расправе руководителей церкви с еретиками.
Все противоречия между Иваном III и духовными иерархами имели место всё-таки внутри того союза церкви и государства, который соответствовал традициям как русской православной церкви, так и Русского государства. Идеологическая поддержка церкви была неоценима для государства. Активная политика национального государственного строительства шла при Иване III при самой деятельной поддержке церкви согласно византийской традиции.
Желая показать, что Москва во всех отношениях является преемницей Константинополя, Иван III впервые на Руси ввёл обряд венчания на царство. Кроме того, он объединил Московский герб с гербом Византии: московского Георгия Победоносца, убивающего змея, с византийским двуглавым орлом.
Иностранцы и подданные называли Ивана III Великим князем Всея Руси и дали ему прозвище «Великий».
Карамзин Н.М. писал о нём: «Иоанн, рождённый и воспитанный данником степной Орды….сделался одним из знаменитейших государей в Европе, чтимый, ласкаемый от Рима до Царьграда, Вены и Копенгагена, не уступая первенства ни императорам, ни гордым султанам; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, дал себе мудрые правила в политике внешней и внутренней; силою и хитростию восстановляя свободу и целостность России, губя царство Батыево, тесня, обрывая Литву, сокрушая вольность Новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения Московские до пустынь Сибирских и Норвежской Лапландии, изобрёл благоразумную для нас систему войны и мира, которой его преемники долженствовали единственно следовать постоянно, чтобы утвердить величие государства. ….разодрав завесу между Европою и нами, с любопытством обозревая престолы и царства, не хотел мешаться в дела чуждые; принимал союзы, но с условием ясной пользы для России; искал орудий для собственных замыслов, и не служил никому орудием, действуя всегда как свойственно великому, хитрому монарху, не имеющему никаких страстей в политике, кроме добродетельной любви к прочному благу своего народа» [6].Следствием было то, - утверждает Н.М.Карамзин, - что Россия, как держава независимая, величественно возвысила главу свою на пределах Азии и Европы, спокойная внутри, и не боясь врагов внешних».
Именно сильную державную власть так высоко ценил Н.М.Карамзин, обобщая результаты деятельности Ивана III.
Государь Иван III умер 27 октября 1505 года и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Эпоха правления Ивана III является одним из трёх великих ускорений, которые знала дореформенная Россия.