Эволюция функций российского государства
В процессе исторического развития государства в его функциях происходят существенные изменения: одни функции теряют свою значимость, другие — изменяют содержание, третьи — возникают вновь. Вместе с тем во всех случаях они предопределяются теми или иными задачами государства, его социальным назначением.
В этой связи вопрос об эволюции функций государства также представляет значительный интерес. Он обусловлен тем, что с изменением содержания государства изменяется и его деятельная сторона (возникают новые структуры и функции государства, средства и способы, их обеспечивающие). Рассмотрим более обстоятельно этот процесс.
Известно, что в нашей стране на этапе становления диктатуры пролетариата и ее укрепления (период после октября 1917 г.) в качестве самостоятельной существовала функция подавления сопротивления эксплуататорских классов. Продолжительность ее выполнения ставилась в зависимость от особенности развития классовой борьбы.
Как видим, эта функция «переросла» временные рамки и в более поздний период была приспособлена к нуждам тоталитарного режима для борьбы с любыми антисоциальными группами. Последствия осуществления этой функции в нашей стране хорошо известны.
В советский период было общепризнано, что все функции государства предопределяются классовыми противоречиями, носят классовый характер. Утверждалось, что, по сути, нет надклассовых, общесоциальных функций. Это не соответствовало реальной действительности, поскольку даже общество, разделенное на классы, заинтересовано в осуществлении государством общесоциальной деятельности. Так, феодальные государства, наряду с осуществлением функций классовой направленности, прилагали усилия к тому, чтобы воздействовать на социально-экономическую жизнь страны (политика протекционизма и др.). И рабовладельческие, и феодальные государства обеспечивали правопорядок, в котором нуждается каждое общество. При переходе общества к капиталистическим отношениям функции государства постепенно приобретают более значительное социальное содержание.
Обратим внимание на содержание функций государства советского периода.
Главное содержание хозяйственно-организаторской функции составляло руководство экономикой со стороны государства, государственное планирование, организация и регулирование производства в масштабах всей страны.
Функция регулирования меры труда и потребления была ориентирована на организацию и регулирование социальных отношений, возникающих в связи с трудовой деятельностью в общественном производстве, распределением предметов потребления (заработная плата, фонды общественного потребления и др.), регулированием торгового и бытового обслуживания населения и др.
Культурно-воспитательная функция была нацелена на решение задач в идеологической сфере. В условиях, когда в стране существовала единая государственная идеология, эта функция приобрела особую значимость для организации и руководства образованием, развитием культуры, искусства и т. д. Задача внедрения официальной идеологии в сознание и поведение граждан обусловила принятие Советским государством на себя обязанности проводить постоянную и целеустремленную воспитательную работу среди населения, массированно воздействовать на сознание граждан.
Функция охраны правопорядка была предназначена для охраны социалистического общественного строя, социалистической собственности, укрепления государства. Защита прав и свобод граждан, личной собственности занимала в деятельности государства подчиненное положение по сравнению с государственными интересами.
В научной и учебной юридической литературе к внешним функциям Советского государства относились: оборона страны; взаимопомошь и братское сотрудничество государств мировой системы социализма; борьба за мир и мирное существование с капиталистическими странами; поддержка национально-освободительного движения и сотрудничество с развивающимися странами. Названные и функции отвечают на вопросы: какую деятельность осуществляло государство в советский период? какие цели преследовало? какие задачи решало? Необходимости в более обстоятельном анализе этих Н функций в рамках рассматриваемой темы нет. В настоящее время на функции современного российского государства заметное влияние оказывают обновление экономики (обеспечение ее нормального функционирования и развития) и необходимость решения социальных задач (осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей и др.), экологических проблем (охрана окружающей среды, рациональное использование ,природных ресурсов). В этой связи важно по-новому оценить иные направления деятельности российского государства.
Разумеется, названные актуальные направления деятельности современного российского государства не являются исчерпывающими. Вместе с тем они свидетельствуют о новых подходах к анализу функций государства в существующих обновленных условиях.