Принципы научного познания государственно-правовых явлений
С философскими основаниями науки тесно связаны принципы научного познания, которые непосредственно вытекают из соответствующих философских концепций.
В философской и науковедческой литературе называются разные принципы познания. Так, например, А. М. Новиков и Д. А. Новиков полагают, что современная наука руководствуется тремя основными принципами познания: принципом детерминизма, принципом соответствия и принципом дополнительности.
Принцип детерминизма, который является общенаучным и организует построение знания в конкретных науках, характеризует связь явлений и процессов, когда одно явление, процесс (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление, процесс (следствие).
Согласно принципу соответствия в его обобщенной формулировке теории, справедливость которых экспериментально установлена для той или иной области явлений, с появлением новых, более общих теорий не отбрасываются как нечто ложное, но сохраняют свое значение для прежней области явлений как предельная форма и частный случай новых теорий. Принцип соответствия означает также и преемственность научных теорий.
Принцип дополнительности, сформулированный Н. Бором, означает: воспроизведение целостности явления требует применения в познании взаимоисключающих «дополнительных» классов понятий. С помощью дополнительности устанавливается эквивалентность между классами понятий, комплексно описывающими противоречивые ситуации в различных сферах познания. При этом одна и та же предметная область может, в соответствии с принципом дополнительности, описываться разными теориями[120].
П. Я. Папковская в качестве основных принципов научного познания, образующих основу метода любой науки, называет такие принципы, как: принцип единства теории и практики; принцип определенности; принцип конкретности; принцип познаваемости; принцип объективности; принцип причинности; принцип развития[121].
О. Г. Данильян и В. М. Тараненко к основным требованиям (принципам) науки относят: объективность исследования, всесторонность рассмотрения, конкретно-исторический подход, раздвоение целого и познание его противоположных сторон, единство количественного и качественного анализа, соединение критического подхода и преемственности в познании, познание от явления к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности[122].
По мнению С. В. Бусова и М. Р. Зобовой, научное мировоззрение подразумевает следующие принципы: 1) принцип объективности; 2) принцип познаваемости; 3) принцип детерминизма (признание существования объективной закономерности в природе); 4) принцип эволюционизма (мир рассматривается как результат эволюционных изменений); 5) принцип рациональности (подразумевает критерий осмысленности, отсутствие логических противоречий); 6) принцип верифицируемости (прямой или косвенной опытной проверки суждений); 7) принцип соответствия (подразумевает связь между абсолютной и относительной истинами)[123].
П. В. Алексеев, рассматривая в качестве всеобщего, мировоззренческого метода диалектику, выделяет в ней две группы принципов: предпосылочные и конструктивные. К предпосылочным он относит принципы объективности, системности, историзма и диалектической противоречивости. К конструктивным принципам в качестве главного – метод восхождения от абстрактного к конкретному[124].
По мнению В. М. Сырых, в российской философской и юридической литературе в числе всеобщих принципов научного познания чаще всего называют принципы объективности, познаваемости объективного мира, всесторонности познания, исторического и конкретно-исторического подходов, познания отдельного явления через выделение противоречивых его сторон и др.[125].
В философской, науковедческой и юридической литературе встречаются и иные высказывания относительно принципов научного познания.
Не вдаваясь в анализ названных и иных взглядов на принципы научного познания, отметим еще раз тесную связь принципов научного познания с философскими основаниями науки, поскольку принципы познания науки непосредственно обусловлены этими основаниями. В то же время независимо от того, какие философско-мировоззренческие подходы составляют методологическую основу того или иного научного исследования, оно должно опираться на ряд принципов, которые должны быть незыблемыми, если не для всех, то по крайней мере для большинства научных исследований. Это так называемые всеобщие принципы научного познания, к наиболее важным из которых представляется возможным отнести, во-первых, принцип плюрализма, во-вторых, принцип познаваемости окружающего мира, в-третьих, принцип объективности, в-четвертых, принцип всесторонности и, в-пятых, принцип историзма. На данные принципы должна опираться и юридическая наука.
Принцип плюрализма говорит о том, что ученые не должны быть связаны какими-то строго определенными философско-мировоззренческими подходами при исследовании тех или иных явлений действительности, в том числе и государственно-правовых явлений. Если, например, советская наука требовала при исследовании государственно-правовых и иных явлений действительности опираться только на марксистско-ленинскую философию, то современная российская наука может использовать различные философско-мировоззренческие подходы при исследовании как государственно-правовых, так и иных явлений действительности. Кроме того, принцип плюрализма требует учитывать взгляды различных исследователей на те или иные явления действительности, независимо от того, на каких философско-мировоззренческих идеях они основаны.
Принцип познаваемости окружающего мира говорит о способности науки познавать окружающий мир и его закономерности, проникать в сущность явлений и процессов действительности. Так, например, философия диалектического материализма исходит из того, что никаких гносеологических препятствий в познании объективного мира не существует, есть трудности только практического порядка. И тот факт, что какие-то явления до сих пор не познаны или познаны не в полном объеме, является вопросом времени.
Принципобъективности требует изучать предметы и явления действительности, в том числе и государственно-правовые явления, такими, какими они были или есть в действительности, ничего к ним не прибавляя и не убавляя. Наука не должна приписывать тем или иным явлениям действительности таких качеств, которых у них объективно не существует.
Согласно принципу всесторонности все явления действительности, включая государственно-правовые явления, должны исследоваться с различных сторон, с различных позиций, в их взаимосвязи друг с другом, ибо только такой подход способен избежать неполноты и односторонности.
В соответствии с принципом историзма различные явления действительности, прежде всего, общественные явления, должныизучаться как с учетом их исторического развития, так и в конкретных исторических условиях[126].