Тема 13. Способы обеспечения законности в административной деятельности правоохранительных органов
Законность-это точное соблюдение и исполнение правовых предписаний всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.
Принципы законности–это основные идеи, положения, выражающие содержание законности.
К принципам законности относятся:
· верховенство закона;
· единство законности;
· недопустимость противопоставления законности и целесообразности;
· реальность законности.
К способам обеспечения законности в административной деятельности полиции относятся:
· контроль;
· прокурорский надзор;
· обжалование неправомерных действий сотрудников полиции;
· ответственность сотрудников полиции.
Контроль:
Внешний - осуществляют Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации путем изучения материалов, характеризующих законность в ОВД, истребованием письменных отчетов, справок о принимаемых мерах по укреплению законности, изучения общественного мнения о работе полиции по материалам печати, по жалобам и заявлениям граждан о нарушении их законных прав и интересов. Заслушивают руководителей ОВД о состоянии законности в их работе.
Осуществляя контроль за работой полиции, указанные органы исполнительной власти не могут вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельность полиции и в производство по делам об административных правонарушениях.
К внешнему контролю за законностью в административной деятельности правоохранительных органов относится и судебный контроль, который осуществляется Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Конституционный Суд РФ, в целях обеспечения законности, рассматривает дела связанные с индивидуальными или коллективными жалобами граждан о нарушениях их конституционных прав и свобод в конкретном деле.
Суды общей компетенции осуществляя судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам, решая дело по существу, рассматривают с позиции закона правомерность действий органов исполнительной власти, должностных лиц, осуществляет контроль за их деятельностью. Если при рассмотрении дела суд усмотрит нарушения законности в работе органа, он вправе вынести частное в адрес руководителя органа, который должен в течение месяца рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах.
Важные функции по обеспечению законности в административной деятельности суд выполняет при рассмотрении жалоб граждан и должностных лиц на постановления ОВД о наложении административных взысканий. Установив обоснованность жалобы. Суд признает обжалуемое постановление о наложении взыскания незаконным, обязывает удовлетворить требования заявителя, отменяет примененную к нему меру ответственности.
Внутренний (внутриведомственный) контроль осуществляют: Министр внутренних дел РФ, вышестоящие органы полиции и их руководители.
Контроль осуществляется в трех наиболее распространенных формах:
1. непосредственная проверка соблюдения законности исполнителями на местахпроизводится начальником подразделения (соблюдение законности при несении службы, при применении мер административного принуждения, при задержании и доставлении граждан и т.д.);
2. изучение информационных материалов, характеризующих соблюдение законности,включает в себя: систематический анализ оперативной и статистической информации о состоянии законности в деятельности подразделений, изучение дел об административных правонарушениях, изучение жалоб и заявлений граждан.
3. заслушивание руководителей административных служб полиции о соблюдение законностив службах и подразделениях на заседаниях коллегий, оперативных и селекторных совещаниях.
Методамиведомственного контроля являются:
- оперативный контроль (составная часть непосредственного руководства подчиненными подразделениями, сотрудниками);
- комплексные и контрольные проверки;
- контроль при рассмотрении жалоб на действия сотрудников полиции.
Прокурорский надзор. Предметом прокурорского надзора является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
Формы реагирования прокурора на нарушения законности.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами в соответствии с законом «О прокуратуре»:
- выносит постановлениеоб освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решения несудебных органов, о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении;
- приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу его издавшему, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Протест подлежит обязательному рассмотрению в течении 10 дней с момента поступления. В случае принесения протеста на решения представительного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме;
- вносит представлениеоб устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которое уполномочено устранить допущенные нарушения, которые подлежат безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих, о чем письменно сообщается прокурору.
- при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в целях их предупреждения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережениео недопустимости нарушения закона.