Властно регулятивный характер права является ТЕТЬИМ ПРИЗНАКОМ права
Для характеристики данного признака права недостаточно отметить, что оно есть «СОЦИАЛЬНЫЙ РЕГУЛЯТОР», ибо роль подобного регулятора выполняют также обычаи, мораль, нормы общественных объединений и т.п. в сравнении с ними. Право особый, а именно ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГУЛЯТОР.
Данный признак проявляется в том, что право регулирует отношения между людьми в соответствии с воплощенной в нем государственной волей общества.
Следовательно, право является:
- высокоэффективным ИНСТРУМЕНТОМ проведения в жизнь политики государства,
- специфическим СРЕДСТВОМ (формой) организации и обеспечения разносторонней деятельности государства, осуществления задач и функций государства.
Право единственная нормативная система, регулирующеевоздействие которой на отношения между людьми влечет для их участников определенные юридические последствия.
Специфика РЕГУЛЯТИВНОЙ РОЛИ права связана с представитель-но-обязывающим характером его норм — правил поведения.
Эти нормы устанавливают для участников регулируемых отношений взаимные права и обязанности, которые гарантируются и охраняются государством. Тем самым ПРАВОМ фактическим отношениям придается характер ПРАВООТНОШЕНИЙ.
Все вышеизложенное позволяет праву быть:
- равной мерой, применяемой к различным людям,
- одинаковым масштабом их (людей) возможного и должного поведения, упорядочения и развития отношений между ними, в правовом урегулировании которых заинтересованы государство и общество.
Право выступает в качестве единственного официального определителя и критерия ПРАВОМЕРНОГО и НЕПРАВОМЕРНОГО, ЗАКОННОГО и ПРОТИВОЗАКОННОГО поведения,
т.е. меры свободы, что особенно важно для характеристики права как ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛЯТОРА общественных отношений.
ГОСУДАРСТВЕННО-РЕГУЛЯТИВНЫЙ ХАРАКТЕР ПРАВА в тесной связи с его ВОЛЕВЫМ и НОРМАТИВНЫМ признаками дает ответ на вопрос: почему именно право представляет собой наиболее всеобъемлющий и эффективный регулятор общественных отношений.
Конечно, возможности воздействия права на социальную действительность НЕ БЕСПРЕДЕЛЬНЫ, любые попытки их преувеличения, абсолютизации ведут к волюнтаризму. «Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 19. 142).
Итак, на основе обобщения приведенных выше основополагающих признаков права, можно предложить следующее общее определение понятия права.
Право есть система:
- общеобязательных, формально-определенных НОРМ, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер;
- НОРМ, которые издаются или санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения;
- НОРМ, которые являются государственным регулятором общественных отношений.
Вывод:
Нормативное понимание права делает упор:
- на обоснование и раскрытие роли права как четкого, властного регулятора общественных отношений в целях формирования гражданского общества и правового государства,
- на осуществления связанных с этим социально-экономических и других реформ,
- на обеспечения интересов, прав и свобод граждан,
- на воспитания членов общества в духе уважения и строжайшего соблюдения конституции и законов,
- на укрепления законности и правопорядка, борьбы с преступностью.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ ЧЕРТАМИ ДАННОЙ КОНЦЕПЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ :
- выделяется и подчеркивается основное свойство права — его нормативность;
- отмечается формальная определенность правовых норм, соблюдение которых сводит к минимуму произвол и беззаконие;
- четкая фиксированность государственного принуждения;
- отражается действительное соотношение юридической силы различных норм, а именно: высшей юридической силой обладают конституционные нормы, затем идут правовые нормы, содержащиеся в законах, указах президента, постановлениях правительства и других нормативных правовых актах.
НЕДОСТАТОК ДАННОЙ КОНЦЕПЦИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО государство, являясь источником права, само небезупречно.
Оно (государство) может издавать несправедливые нормы, не соответствующие интересам граждан, использовать устаревшие и т.д.
КРОМЕ ТОГО, В ЭТОЙ КОНЦЕПЦИИ НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ:
- реальные экономические, политические, социальные и иные условия жизни общества и государства, оказывающие влияние на формирование и создание права,
- а также роль и значение морали, нравственности, религии, состояние правосознания и законности. Право существует как бы совершенно самостоятельно.
2. Социологическая концепция возникла во второй половине XIX в., когда развивалось предпринимательство как свободная деятельность людей в сфере экономики. Основной тезис этой концепции звучит так: право нужно искать не в нормах права, а в самой жизни.
Законы — всего лишь пожелания вести себя определенным образом. Наполнять законы правом призваны судьи, администраторы — государственные чиновники, сами граждане.
Поэтому главным в праве являются реальные общественные отношения, создаваемые гражданами, должностными лицами, органами и организациями, которые охраняются и защищаются государством, государственной властью.
И решение правового вопроса основано на выяснении сути данного отношения между людьми или другими субъектами, а не на формальной норме права.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ черты данной концепции состоят в том, что:
- реальное право идет впереди формального, развивает его, создавая правовые нормы, соответствующие жизни;
- право тесно связано с обществом, его реальной жизнедеятельностью и образует с ним единое социально-правовое явление;
- данная теория придает большое значение судам, судебной и административной практике, в процессе которой создается действующее право.
Отрицательными чертами данной концепции являются:
- недостаточный учет значения действующих норм права, т.е. реальной юридической основы жизни и деятельности общества, организаций и граждан;
- опасность некомпетентного решения либо произвола со стороны должностных лиц и судей, принимающих правовые решения;
- возникновение и существование неравноправия между гражданами, вступающими в общественные правовые отношения;
- превалирование прав сильного, богатого и ущемление прав слабого и бедного.
3. Психологическая концепция основана на психологическом, эмоциональном отношении к имеющему юридическое значение факту, событию.
Один из главных теоретиков этой концепции Л.Н. Петражицкий утверждал, что право - это эмоции, обязательственно-притязательные переживания, психологическое состояние, вызванное определенным событием, и отношение к нему в этом психологическом состоянии.
Поэтому психологическое состояние, которое определяет поведение и деятельность человека, является реальным правом.
Достоинство данной концепции состоит в том, что в правотворческое регулирование включается общественная психология, психологическое состояние и отношение общества к социально-правовым явлениям, в том числе и преступного характера, которые имеют значение для оценки этих явлений, поведения и деятельности людей.
Недостаток данной концепции заключается в том, что право оказывается оторванным от реальных условий жизни общества и лишенным связи с государством, смешивает его с другими нормами, такими, как мораль, нравственность, а также обусловливает возможность произвола, самосуда, использования психологии толпы.