Тема 8. Юридические символы и перечисления

Юридические символы

Перечисления

1. Юридические символы

Средством законодательной техники являются такжеюриди­ческие символы, с помощью которых закрепляются государс­твенно-правовые веления. Юридические символы используют­ся законодателем довольно часто. В качестве примера можно привести Федеральные конституционные законы от 25.12.2000 г. № 1-ФКЗ «О государственном флаге Российской Федерации»и от 25.12.2000 г. № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации».

Выделяют следующие признаки юридических символов:

1) это искусственный знак, представляющий собой отличи­тельную примету, художественный образ, видимое, реже — слы­шимое образование;

2) создаются или санкционируются государством в особом про­цессуальном порядке и охраняются государством;

3) применяются в порядке, установленном законом;

4) служат для выражения и закрепления социально значимого юридического содержания.

Юридический символ — это создаваемый или санкционируемый государством условный образ, представляю­щий собой видимое или слышимое культурно-ценностное образова­ние, которому субъект правотворчества придает особый политико-правовой смысл; охраняемый государством и используемый в особом процедурном порядке.

В качестве требований к использованию юридических симво­лов выделяются следующие:

- наглядность;

- лаконичность;

- доступность для восприятия;

- сочетаемость с текстом закона.

Предлагается следующая классификация юридических символов:

1) по способу внешнего восприятия: предметные символы (флаг, печать); символы-действия (церемония поднятия флага); изобра­зительные (герб); звуковые (гимн); языковые (текст гимна);

2) по смысловому значению: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные и др.;

3) по сфере общественных отношений: символы в сфере экономики, образования и т.д.

Значение юридических символов:

- облегчают унификацию права;

- обеспечивают типизацию юридически значимого поведения (например, дорожные знаки).

Перечисления

Перечисление является средством законодательной техники, позволяющим располагать в определенном порядке в виде списка со­вокупность предметов или явлений (обстоятельств, действий, ор­ганов, лиц, условий применения и т.п.) в тексте закона. Перечис­ление имеет цель упорядочить изложение положений закона и тем самым облегчить его понимание.

Классифицируются перечисления следующим об­разом:

1) по порядку расположения составных частей:

- в строгом соподчинении составных частей;

- без строгого соподчинения (последовательность не имеет юридического значения);

2) по степени полноты перечисления:

- исчерпывающий перечень (не допускает расширенного тол­кования);

- примерный перечень;

3) по форме:

- перечисления, оформленные в виде сплошного текста (раз­деление составных элементов запятой);

- перечисления, в которых каждый компонент располагается
с нового абзаца или обозначается цифрой или буквой.

Пример: Исчерпывающее перечисление со строгимсоподчинени­ем составных частей (пункт 1 статьи 20 Федеральногозако­на «Об основных гарантиях избирательных прави права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»):

«1. В Российской Федерации действуют следующиеиз­бирательные комиссии, комиссии референдума:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

избирательные комиссии субъектом Российской Федерации;

избирательные комиссии муниципальныхобразова­ний;

окружные избирательные комиссии;

территориальные (районные, городские и другие)ко­миссии;

участковые комиссии».

Исчерпывающее перечисление без строгого соподчинениясо­ставных частей (пункт 5.2. статьи 56 вышеназванногоФе­дерального закона):

«5.2. Зарегистрированный кандидат, избирательноеобъ­единение не вправе использовать эфирное время накана­лах организаций, осуществляющих телевещание,предо­ставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:

а) распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов списков кандидатов;

б) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;

в) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями;

г) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов».

Примерный перечень (пункт 3 статьи 48 вышеназванного Федерального закона):

«3. Предвыборная агитация, агитация по вопросам рефе­рендума может проводиться:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в пери­одических печатных изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных ме­роприятий;

в) посредством выпуска и распространения печатных, ау­диовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами».

Правильное использование перечислений делает изложение правового материала боле ясным, четким. Отрицательной же сто­роной перечислений можно признать увеличение объема законо­дательного акта.

Наши рекомендации