Тема 8. Юридические символы и перечисления
Юридические символы
Перечисления
1. Юридические символы
Средством законодательной техники являются такжеюридические символы, с помощью которых закрепляются государственно-правовые веления. Юридические символы используются законодателем довольно часто. В качестве примера можно привести Федеральные конституционные законы от 25.12.2000 г. № 1-ФКЗ «О государственном флаге Российской Федерации»и от 25.12.2000 г. № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации».
Выделяют следующие признаки юридических символов:
1) это искусственный знак, представляющий собой отличительную примету, художественный образ, видимое, реже — слышимое образование;
2) создаются или санкционируются государством в особом процессуальном порядке и охраняются государством;
3) применяются в порядке, установленном законом;
4) служат для выражения и закрепления социально значимого юридического содержания.
Юридический символ — это создаваемый или санкционируемый государством условный образ, представляющий собой видимое или слышимое культурно-ценностное образование, которому субъект правотворчества придает особый политико-правовой смысл; охраняемый государством и используемый в особом процедурном порядке.
В качестве требований к использованию юридических символов выделяются следующие:
- наглядность;
- лаконичность;
- доступность для восприятия;
- сочетаемость с текстом закона.
Предлагается следующая классификация юридических символов:
1) по способу внешнего восприятия: предметные символы (флаг, печать); символы-действия (церемония поднятия флага); изобразительные (герб); звуковые (гимн); языковые (текст гимна);
2) по смысловому значению: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные и др.;
3) по сфере общественных отношений: символы в сфере экономики, образования и т.д.
Значение юридических символов:
- облегчают унификацию права;
- обеспечивают типизацию юридически значимого поведения (например, дорожные знаки).
Перечисления
Перечисление является средством законодательной техники, позволяющим располагать в определенном порядке в виде списка совокупность предметов или явлений (обстоятельств, действий, органов, лиц, условий применения и т.п.) в тексте закона. Перечисление имеет цель упорядочить изложение положений закона и тем самым облегчить его понимание.
Классифицируются перечисления следующим образом:
1) по порядку расположения составных частей:
- в строгом соподчинении составных частей;
- без строгого соподчинения (последовательность не имеет юридического значения);
2) по степени полноты перечисления:
- исчерпывающий перечень (не допускает расширенного толкования);
- примерный перечень;
3) по форме:
- перечисления, оформленные в виде сплошного текста (разделение составных элементов запятой);
- перечисления, в которых каждый компонент располагается
с нового абзаца или обозначается цифрой или буквой.
Пример: Исчерпывающее перечисление со строгимсоподчинением составных частей (пункт 1 статьи 20 Федеральногозакона «Об основных гарантиях избирательных прави права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»):
«1. В Российской Федерации действуют следующиеизбирательные комиссии, комиссии референдума:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
избирательные комиссии субъектом Российской Федерации;
избирательные комиссии муниципальныхобразований;
окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские и другие)комиссии;
участковые комиссии».
Исчерпывающее перечисление без строгого соподчинениясоставных частей (пункт 5.2. статьи 56 вышеназванногоФедерального закона):
«5.2. Зарегистрированный кандидат, избирательноеобъединение не вправе использовать эфирное время наканалах организаций, осуществляющих телевещание,предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:
а) распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов списков кандидатов;
б) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;
в) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями;
г) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов».
Примерный перечень (пункт 3 статьи 48 вышеназванного Федерального закона):
«3. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:
а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
г) иными не запрещенными законом методами».
Правильное использование перечислений делает изложение правового материала боле ясным, четким. Отрицательной же стороной перечислений можно признать увеличение объема законодательного акта.