Форма правления как элемент формы государства
ВОПРОСЫ К экзаменУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
“ОСНОВЫ ПРАВА”
2013-14 учебный год (специальность «Государственное управление и экономика»)
Понятие, сущность и происхождение государства.
Государство есть одна из форм человеческого общежития, один из видов общественных союзов. Исторически известны различные формы социальной организации жизни людей: семья, род, племя, союз племен, община, селение, город-государство и, наконец, государство в его современном виде. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная, органическая, историко-материалистическая, теория насилия и др. Датировка с точностью до тысячелетий не позволяет судить даже о том, что предшествовало государству – первобытное состояние, родоплеменная организация или какие-то иные политические общности, которые принципиально отличались от государства. Согласно традиционной теории, государство как социальное единство состоит из трех элементов: территории, населения и государственной власти. В современной теории права обязательными элементами государства признаются суверенитет и право. После чего необходимо отыскать существенные признаки, которыми государство отличается от других видов, входящих в данное родовое понятие. К таким признакам обычно относят следующие элементы: легитимная власть, территория, население, право, суверенитет и другие.
Существенные признаки государства.
К таким признакам относятся: публичная политическая власть; административно–территориальная организация населения; налоги и займы; право; государственный суверенитет.
Примеры определений государства:
«Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношения господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие»;
«Государство есть союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти»;
«Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны, располагает для этого специальным аппаратом принуждения, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом».
Понятие и виды функций государства.
Функции государства – это основные направления его деятельности, определенная работа, круг его деятельности, осуществляемой по установленной в законе или договоре обязанности.
По длительности осуществления той или иной государственной деятельности, можно выделить постоянные и временные функции государства. По сфере государственной деятельности различаются внутренние и внешние функции государства. Функции подразделяют также на охранительные и регулятивные.
В настоящее время чаще всего предлагается и единая классификация функций государства, независимо от его типа и сферы деятельности. В этом случае выделяют четыре функции, которые осуществляются любым государством:
Экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, планирования производства, организации внешнеэкономических связей и пр.).
Политическая (обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, охрана суверенитета государства от внешних посягательств и т.п.). Социальная (охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей граждан, поддержание необходимого жизненного уровня населения, обеспечение необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д.). Идеологическая (поддержка определенной идеологии, организация образования, науки, культуры и т.д.).
Понятие формы государства и ее элементы.
Понятие формы государства является одной из важнейших характеристик государства.
Форма государства – это организация и устройство государственной власти, обусловленные его сущностью и социальным назначением.
Форма государства в содержательном отношении выступает разными своими сторонами. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной власти.
Таким образом, форма государства – это комплексная характеристика внешних признаков государства, состоящая из формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
Так или иначе, на сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, заключающейся в единстве трех элементов – формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
Форма правления как элемент формы государства.
Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, особенности высший и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании.
Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором – республиканская.
Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.
Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Можно выделить следующие основные признаки республики:
-Выборность на определенный срок главы государства и других высших органов власти;
-Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
-Наличие юридической ответственности главы государства в случаях, предусмотренных законом.
-Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов.
По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями различают парламентские, президентские и смешанные республики.
В последние годы происходят изменения в теоретическом понимании формы правления в целом, поскольку появляются такие модели организации высших органов государственной власти, которые не представляется возможным с полной уверенностью отнести к той или иной группе в соответствии с традиционными классификациями.