Внешняя политика СССР в начальный период Второй мировой войны(1939 - 22 июня 1941гг.)
Внешняя политика в начальный период Второй мировой войны.
1 сентября 1939 г. нападением гитлеровской Германии на Польшу началась Вторая мировая война. Советский Союз временно оставался в стороне от нее. В международноправовом плане он занял нейтральную позицию в отношении стран, участвовавших в войне, о чем было объявлено в ноте, врученной 17 сентября 1939 г. послам всех стран, с которыми СССР поддерживал дипломатические отношения. Укрепление собственной безопасности было главной заботой СССР в этот период. В сложившейся обстановке этой цели служило продвижение советских границ на запад. Почти все присоединенные территории до революции входили в состав России. В 19391940 гг. Красная Армия заняла территории, вошедшие согласно секретным договоренностям с Германией в советскую «сферу влияния». Затем плебисциты разных типов санкционировали присоединение этих земель к СССР.
17 сентября 1939 г. в обстановке военного разгрома Польши советские войска вступили в Западную Украину и Западную Белоруссию. 19 сентября было опубликовано совместное советскогерманское коммюнике, в котором говорилось, что цель этой акции состояла в том, чтобы «восстановить мир и нарушенный вследствие распада Польши порядок». Наступление советских войск почти не встретило сопротивления польской армии. До 250 тыс. польских бойцов сдали оружие Красной Армии. Результатом этих событий было присоединение к Советскому Союзу территорий в 190 тыс. кв. км с населением более
12 млн человек, где была провозглашена советская власть. В начале ноября эти территории вошли в состав УССР и БССР.
Украинцы и белорусы, населявшие восточные районы Польши, были в этом государстве угнетенным национальным меньшинством. Каково бы ни было их отношение к советскому строю, теперь они воссоединялись с собственной нацией в одном государстве.
По требованию СССР в 1939 г. Эстония (28 сентября), Латвия (5 октября) и Литва (10 октября) подписали с ним договоры о взаимопомощи, предоставлявшие Советскому Союзу право содержать на территории этих государств контингенты Красной Армии, создавать морские и воздушные базы.
5 октября 1939 г. советское руководство предложило заключить такой же пакт о взаимной помощи правительству Финляндии, однако оно отклонило предложение, ссылаясь на свой нейтралитет. Тогда советская сторона внесла новое предложение: в целях обеспечения безопасности Ленинграда, в 32 км от которого проходила государственная граница, передать СССР ряд островов в Финском заливе и часть Карельского перешейка, а также некоторые районы на берегах Баренцева моря для повышения безопасности Мурманска. В случае передачи этих территорий общей площадью 2,7 тыс. кв. км Советский Союз выражал готовность передать Финляндии территорию в Карелии площадью 5,5 тыс. кв. км, но она отказалась принять и это предложение. 13 ноября переговоры были прерваны. 26 ноября 1939 г. произошел пограничный инцидент — была обстреляна советская территория возле селения Майнила, расположенного в 800 м от границы. Советская сторона возложила ответственность за инцидент на Финляндию и 28 ноября расторгла с ней договор о ненападении. 30 ноября начались военные действия. В первые дни войны в Советском Союзе из финских коммунистов, проживавших в Москве, было создано «народное правительство Финляндии» во главе с Отто Куусиненом, одним из руководителей Коминтерна. СССР официально признал его, заключил с ним договор о дружбе и взаимопомощи.
План предусматривал создание Финляндской демократической республики. Это сразу же изменило характер только что начавшейся войны, превратив ее из ограниченного территориального конфликта в столкновение изза внутреннего строя и международного статуса Финляндии.
Следствием советской агрессии было исключение СССР из Лиги Наций 14 декабря 1939 г. Общественное мнение Франции и Великобритании было целиком на стороне Финляндии.
Началось спешное приготовление к отправке в Финляндию 50тысячного экспедиционного корпуса. Из Скандинавских и других государств прибыло 11,5 тыс. добровольцев. 2 декабря 1939 г. США наложили «моральное эмбарго» на торговлю с Советским Союзом.
Война показала слабую боевую подготовку Красной Армии. Только сосредоточив двукратное превосходство в людях, пятикратное в артиллерии, десятикратное в авиации, более чем семикратное в танках, ценою больших потерь (общие потери СССР составили около 300 тыс. человек, Финляндии — около 70 тыс.) советские войска с огромным трудом в начале 1940 г. преодолели линию финских пограничных укреплений. Финляндия вынуждена была 12 марта 1940 г. подписать мирный договор. По условиям договора к Советскому Союзу переходил весь Карельский перешеек и северозападное побережье Ладожского озера. В аренду на 30 лет Финляндия передавала СССР свою военноморскую базу на полуострове Ханко.
В середине июня 1940 г. во время немецкого наступления во Франции советское правительство сделало представление правительствам стран Прибалтики. Под предлогом усиливавшейся антисоветской деятельности на их территории СССР потребовал изменения состава правительств и ввода дополнительного количества советских войск. Через несколько дней «народные правительства» были созданы: 17 июня в Литве, 20 — в Латвии, 21 — в Эстонии; 1415 июля в этих странах были проведены «свободные выборы» в парламенты, в которых участвовали лишь кандидаты, выдвинутые местными компартиями. Избранные таким образом высшие органы власти в один и тот же день 21 июля 1940 г. провозгласили в своих республиках советскую власть и обратились к Верховному Совету СССР с просьбой принять их страны в состав СССР. В начале августа эта просьба была удовлетворена.
26 июня 1940 г. советская сторона потребовала от правительства Румынии в 24часовой срок возвратить СССР Бессарабию и передать Северную Буковину, населенную преимущественно украинцами. Румыния приняла эти требования, и 28 июня 1940 г. части Красной Армии вступили на территорию Бессарабии и Северной Буковины. На вновь приобретенных территориях начались социалистические преобразования, сопровождавшиеся массовыми репрессиями, депортацией значительной части населения во внутренние области Советского Союза. Из Западной Украины, Западной Белоруссии, Бессарабии, Северной Буковины и Прибалтики были вывезены многие сотни тысяч «классово чуждых» элементов.
Важнейшей проблемой внешней политики СССР в 19391941 гг. с точки зрения обеспечения его безопасности были отношения с фашистской группировкой. Правительство СССР в своих отношениях с Германией строго придерживалось обязательств по пакту о ненападении и прилагало усилия к тому, чтобы и ее удержать в рамках этих обязательств.
Советский Союз тщательно выполнял все условия договоренностей с Германией в области торговли. Советскогерманские экономические отношения определялись соглашениями от 19 августа 1939 г., 10 февраля 1940 г. и 11 января 1941 г. Для ведения войны Германия нуждалась в стратегических материалах. Советский Союз в обмен на немецкое оборудование и некоторые виды военного снаряжения поставил сельскохозяйственной продукции, лесоматериалов, разнообразного минерального сырья на общую сумму около 1 млрд рейхсмарок. Существенное значение для Германии имели поставки из других стран, осуществляемые через советскую территорию. Советский Союз с исключительной пунктуальностью выполнял свои обязательства. Последний поезд с сырьем пересек границу в сторону Германии за несколько часов до нападения на СССР.
Вместе с тем с расширением фашистской агрессии в распоряжении «третьего рейха» оказались значительные людские, экономические и военные ресурсы стран Европы. Оккупация 11 европейских государств резко улучшила стратегическое положение Германии. В ее «хозяйственное пространство» вошла вся зарубежная Европа, за исключением Великобритании, Ирландии и Исландии.
В Советском Союзе с беспокойством следили за действиями Германии. 13 апреля 1940 г. Москва предупредила Берлин, что Советский Союз заинтересован в нейтралитете Швеции. Германия вынуждена была прислушаться. В августесентябре 1940 г. произошло первое ухудшение советскогерманских отношений, вызванное предоставлением Германией внешнеполитических гарантий Румынии после присоединения к СССР Бессарабии и Северной Буковины. Германия также подписала серию экономических соглашений с Румынией и направила туда военную миссию для подготовки румынской армии. О предстоящем подписании 27 сентября 1940 г. Тройственного пакта Берлин уведомил Москву лишь накануне этого события, что было нарушением статьи 3 Договора о ненападении, предусматривавшей консультации между двумя государствами. В сентябре 1940 г. Германия направила свои войска в Финляндию. Серьезное обострение советскогерманских противоречий наметилось на Балканах. Таким образом, к осени 1940 г. отношения между Советским Союзом и Германией начали ослажняться.
В этой ситуации 13 октября 1940 г. И. Риббентроп направил пространное письмо И.В. Сталину. В нем содержался анализ двусторонних отношений, предложение СССР примкнуть к Тройственному пакту и принять участие в разделе мира на сферы влияния, а также приглашение главе советского правительства приехать в Берлин для обсуждения всего комплекса вопросов.
Визит В.М. Молотова в Берлин состоялся 1213 ноября 1940 г. Он провел переговоры с А. Гитлером и И. Риббентропом. Немецкие руководители стремились добиться от СССР одобрения всех агрессивных действий Германии и уйти от обсуждения претензий, выдвигаемых советским правительством. В.М. Молотову предлагалось прекратить разговоры о разногласиях, возникших между Германией и СССР, присоединиться к Тройственному пакту и «заняться исключительно расчленением Британской империи». Политика гитлеровской дипломатии заключалась в изолировании Советского Союза накануне войны с ним.
Перед отъездом в Москву В.М. Молотову были вручены проекты соглашений о разделе мира на сферы влияния между четырьмя государствами — Германией, Италией, Японией и СССР. 25 ноября советское правительство вручило немецкому послу в Москве Ф. Шуленбургу меморандум, излагавший условия вхождения СССР в этот союз четырех: 1) территории, расположенные южнее линии БатумиБаку в направлении к Персидскому заливу, должны рассматриваться как сфера советских интересов; 2) уход немецких войск из Финляндии (экономические интересы Германии в Финляндии будут сохранены); 3) создание советской военноморской базы в черноморских проливах, заключение пакта о взаимной помощи с Болгарией, которая будет являться частью советской зоны безопасности; 4) отказ Японии от своих угольных и нефтяных концессий на Северном Сахалине.
Требования Советского Союза остались без ответа. В.М. Молотов несколько раз запрашивал об этом Берлин, но германское правительство больше к своим предложениям не возвращалось. А. Гитлер окончательно склонился к иному решению — начать войну против СССР. К Тройственному пакту присоединяются Венгрия, Румыния, Словакия, Болгария. Протесты советской стороны остались без внимания.
Весной 1941 г. обострилась ситуация в ЮгоВосточной Европе вблизи южных границ СССР. 6 апреля 1941 г. немецкие войска вторглись в Югославию и Грецию, невзирая на то, что на берлинских переговорах в ноябре 1940 г. советское руководство выразило заинтересованность в том, чтобы зона военных действий не распространялась на Балканский полуостров, а также на заключенный днем ранее, 5 апреля 1941 г., советскоюгославский договор о дружбе и ненападении. Стремясь к усилению своего влияния в странах, — южных соседях СССР, Германия 18 июня 1941 г. подписывает договор о дружбе и ненападении с Турцией, согласно которому стороны обязывались «войти в будущем в дружественный контакт относительно всех дел, затрагивающих их совместные интересы».
С февраля 1941 г. Германия начала скрытую переброску войск к советским границам. Несмотря на настораживающий ход событий, советское правительство отказывалось принимать во внимание поступавшие с начала 1941 г. многочисленные сообщения о готовящемся нападении на СССР.
Серьезным успехом внешней политики Советского Союза накануне Великой Отечественной войны было урегулирование отношений с Японией. Изменение политической ситуации в Европе в результате военных успехов Германии усилило позиции тех кругов Японии, которые считали, что японская экспансия должна быть направлена не на север, против СССР, а на юг — против колониальных владений Англии, Франции, США и Нидерландов. Японские рыбопромышленники были заинтересованы в подписании новой рыболовной конвенции с СССР, так как срок прежней истек в 1939 г. Принятая японским правительством 27 июля 1940 г. «Программа мероприятий, соответствующих изменениям в международном положении», предусматривала экстренное урегулирование японосоветских отношений с тем, чтобы избежать войны на два фронта. Длившиеся в течение девяти месяцев непростые переговоры завершились подписанием 13 апреля 1941 г. договора о нейтралитете между СССР и Японией.
Отношения Советского Союза с Англией в начальный период Второй мировой войны были довольно сдержанными. С июня 1940 г. новое британское правительство У. Черчилля неоднократно выступало с инициативой их улучшения. Однако в Советском Союзе подобные шаги вызывали определенную настороженность. СССР опасался, чтобы его позиция не была воспринята как отказ от политики нейтралитета. Непростыми были
отношения советского руководства с США. Осложняющим моментом было неприятие правительствами США и Англии факта вхождения Прибалтийских государств в состав СССР.
С 1 апреля 1940 г. в течение девяти месяцев в Вашингтоне велись советскоамериканские переговоры по торговоэкономическим вопросам. В письме государственного секретаря К. Хэлла от 1 июня 1940 г. заявлялось, что американское правительство готово сотрудничать с СССР и поддерживать нормальные торговые отношения, которые возможны при нынешнем международном положении. 22 января 1941 г. госдепартамент объявил об отмене «морального эмбарго» против Советского Союза, введенного в декабре 1939 г. В марте 1941 г. в конгрессе США была отклонена поправка, предлагающая исключить СССР из программы помощи, предусмотренной законодательством о лендлизе.
Однако несмотря на наметившиеся тенденции к улучшению отношений Советского Союза с Англией и США до сближения с этими странами дело тогда не дошло, так как СССР продолжал скрупулезно придерживаться соглашений с Германией и старался не давать ей повода для обвинения в их нарушении. Сознание неподготовленности СССР к военному столкновению, страх спровоцировать Германию на военное выступление против Советского Союза лежали в основе политики СССР в это время.