Институты вещного права. Виды договоров в Дхармашастре Ману и в Артхашастре Каутильи
История государства и права зарубежных стран
МОДУЛЬ 1 - Государство и право Древнего Востока
КЕЙС-СТАДИ
предназначен по теме:
«ДХАРМАШАСТРА МАНУ ("ЗАКОНЫ МАНУ") И АРТХАШАСТРА КАУТИЛЬИ»
Специальность«5В030100– Юриспруденция»
Академическая степень бакалавра
Форма обучения-дневное
Курс 1
Астана, 2012
КЕЙС-СТАДИсоставлен на основании типовой рабочей учебной программы по «Истории государства и права зарубежных стран» для высших учебных заведений.
КЕЙС-СТАДИподготовлен к.и.н., доцента кафедры теории и истории государства и права Нурмагамбетовой С.Б.
КЕЙС-СТАДИобсужден на заседании кафедры теории и истории государства и права.
Протокол от № _____ от«____» ___________20__ г.
Заведующий кафедрой
к.ю.н., доцент
Наурызбай А.Ж. «___» ____________20__г.
Рекомендовано УМС
Протокол № ___«___»____________20__ г.
№ | СОДЕРЖАНИЕ КЕЙС-СТАДИ | Стр. |
Структурные разделы кейс-стади | ||
Цель кейс-стади по заданной теме | ||
Вопросы для разрешения кей-стади по теме «Законы Ману» | ||
Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов | ||
Казусы-ситуации | ||
5.1 | Тестовые вопросы для закрепления знаний | |
5.2 | Иллюстративный материал | |
5.3 | Список использованной литературы | |
5.4 | Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов | |
Ответы по разрешению кей-стади по теме «Законы Ману» | ||
Структурные разделы кейс-стади
Цель кейс-стади по заданной теме
Необходимым элементом освоения богатого исторического и теоретического наследия является систематическая работа с правовыми документами, нормативными актами и другими источниками права и разрешение на их основе конкретных правовых ситуаций.
Вопросы для разрешения кейс-стади по теме:
«ДХАРМАШАСТРА МАНУ ("ЗАКОНЫ МАНУ") И АРТХАШАСТРА КАУТИЛЬИ»
Настоящий кейс-стади предназначен для студентов, изучающих историю государства и права Древней Индии и призван помочь приобрести практические навыки работы с нормативным материалом, его анализа применительно к вопросам теоретического характера и реальным жизненным ситуациям.
В качестве практических заданий кейс-стади предлагает сделать анализ ряда положений Законов Ману. Основная цель этой работы — научить понимать смысл Законов Ману, направленность их норм, возможность практического применения.
ДХАРМАШАСТРА МАНУ
("ЗАКОНЫ МАНУ") И АРТХАШАСТРА КАУТИЛЬИ
(1 час)
Дхармашастры — это произведения, представляющие собой сборники мировоззренческих догматов индуизма, норм индусской морали и права. Большая часть из сохранившихся текстов дхармашастр была создана в эпоху с IV в. до н. э. по V в. н. э. Дхармашастра Ману, называемая в европейской историко-правовой науке "Законами Ману", создавалась, по мнению исследователей, во II в. до н. э.— II в. н. э. На протяжении многих веков она являлась наиболее авторитетным в индуизме произведением данного жанра.
Артхашастрами в древней Индии назывались произведения, посвященные искусству управления государством. Они содержали рекомендации правителю государства по управлению государственным хозяйством, поддержанию внутреннего порядка в государстве, отправлению правосудия, организации обороны от внешних врагов, ведению внешней политики и т. д. Из всей массы подобных произведений до наших дней дошло лишь единственное — артхашастра, приписываемая брахману Каутилье. Исследователи датируют ее создание I в. до н. э. — III в. н. э. Более точная дата не может быть названа, поскольку на протяжении веков текст этой артхашастры, так же как и тексты многих дхармашастр, постоянно развивался — в него вносились различные изменения или дополнения.
Изучение Дхармашастры Ману ("Законов Ману") и Артхашастры Каутильи на семинарских занятиях призвано дать студентам представление о религиозной социо-нормативной культуре древней Индии, о способах закрепления в идеологических догматах, предписаниях религиозной морали и в правовых нормах сложившейся на практике общественной иерархии, деления общества на варны и другие социальные группы. Кроме того, студенты должны получить сведения о нормах брачно-семейного права, приобрести знание особенностей правового регулирования имущественных отношений в условиях древнеиндийского общества, усвоить отраженные в текстах указанных произведений представления о преступлении и наказании, ознакомиться с зафиксированными здесь элементами судоустройства и правилами судопроизводства. Для достижения указанных целей на семинарском занятии необходимо рассмотреть следующие вопросы:
1. Источники права в древней Индии. Общая характеристика Дхармашастры Ману ("Законов Ману") и Артхашастры Каутильи.
Правовое положение основных групп населения в Дхарма-шастре Ману и в Артхашастре Каутильи.
Институты брачно-семейного права в Дхармашастре Ману и в Артхашастре Каутильи.
Институты вещного права. Виды договоров в Дхармашастре Ману и в Артхашастре Каутильи.
5. Преступления и наказания в Дхармашастре Ману и в Артхашастре Каутильи.
6. Суд и судебный процесс в Дхармашастре Ману и в Артхашастре Каутильи.
Первый вопрос.Дхармашастра Ману и Артхашастра Каутильи являются произведениями, каждое из которых представляет собой целый жанр традиционной древнеиндусской литературы, развивавшийся, по меньшей мере, тысячелетие. В рамках этого жанра сложились определенные правила системного построения текста, его концептуальная основа, понятийный и терминологический аппарат. В свою очередь, произведения в жанрах дхармашастры и артхашастры были неотъемлемой частью более широкой литературной традиции, истоки которой таились в священных книгах индуизма — Ведах. Естественно, что при таком положении тексты дхармашастр и артхашастр неизбежно впитывали в себя нормы, содержавшиеся в произведениях других жанров древнеиндусской литературы. В связи с этим, прежде чем обратиться к текстам Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи, необходимо описать всю систему источников права древней Индии. При этом следует особо выделить Веды, дхармашастры, артхашастры, обычаи, судебные решения, указы правителей, советы знатоков традиционных правил поведения. Значение всех названных источников права определяется в соответствующих статьях Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи. Студенты должны проанализировать эти статьи и объяснить их смысл. Главной же целью рассмотрения системы источников права древней Индии является определение места и роли дхармашастр и артхашастр в данной системе.
После этого необходимо остановиться на основных вехах истории дхармашастр. Студенты должны кратко охарактеризовать: во-первых, ранние дхармашастры — так называемые дхармасутры (Апастамбы, Гаутамы, Баудхаяны, Васиштхи), создание которых датируется IV—II вв. до н. э.; во-вторых, дхармашастры Ману и Яджнавалкьи, датируемые II в. до н. э. — II в. н. э.; и в-третъих, Дхармашастру Парады, созданную во II—IV вв. н. э.
Характеристика дхармашастр в качестве источников права должна начинаться с установления значения понятия "дхармашастра".
Дхарма представляет собой необыкновенно сложное, не имеющее никаких аналогов в европейских языках понятие1. В самом широком смысле оно обозначает всеобщий порядок в мире — порядок, пронизывающий все живые существа и всю неживую материю. В более же узком и распространенном значении дхарма — это долг, обязанности, правила поведения, образ жизни идеально благочестивого, добродетельного индуса. Причем образ жизни во всей его полноте, во всех его деталях: понятие дхармы охватывает своим значением одновременно и религиозные, и моральные, и правовые нормы.
Термин "шастра" обозначает трактат. Поэтому любую дхармашастру можно назвать трактатом о дхарме.
Центральное место в содержании дхармашастр занимает концепция "варнадхармы", оформляющая деление древне-индусского общества на четыре варны (брахманов, кшатриев, вайшиев, шудр), иерархию этих варн, их социальные функции, права и обязанности. С концепцией "варнадхармы" тесно связана теория "ашрамадхармы", согласно которой вся жизнь брахманов, кшатриев и вайшиев подразделяется на четыре стадии — "ашрамы": 1) стадия ученика, 2) стадия домохозяина, 3) стадия отшельника и 4) стадия аскета. Пребывание на:каждой из этих стадий налагает на индуса свои специфические обязанности, требует определенного образа жизни. Кроме того, дхармашастра, как правило, включает в себя дхарму мужа и жены, дхарму о наследовании, дхарму правителя государства, дхарму об эпитимии (покаянии).
Выявляя типические для дхармашастры признаки, студенты должны на примере "Законов Ману" показать комплексный характер данного рода произведений, где правовые нормы вплетены в массив религиозно-этических правил, мифологических и философских концепций.
После рассмотрения системы изучаемой дхармашастры необходимо предпринять попытку выявить закономерности в изложении собственно правового материала данного произведения, то есть 8-ой главы "Законов Ману". Следует, в частности, обратить внимание на порядок расположения правовых норм, их группировку, особенности терминологии.
В тексте "Законов Ману" имеется уже определенная тенденция к преодолению казуистичности, закономерной для правовых памятников эпохи Древности. В частности, здесь присутствуют элементы простейшего юридического понятийного аппарата. В чем проявляется указанная тенденция? Какие простейшие юридические понятия можно обнаружить Р "Законах Ману"?
Общая характеристика Артхашастры Каутильи должна начинаться с установления значения термина "артхашастра". В переводе с санскрита "артха" — это польза. Следовательно, термин "артхашастра" обозначает дословно трактат о пользе. Согласно древнеиндусскому учению, положенному в основание Артхашастры Каутильи, в человеческой жизни существуют три ценности или цели: 1) артха, 2) дхарма, и 3) кама. Названным ценностям или целям должен был, по мнению Каутильи, служить мудрый правитель государства. При этом род служением артхе понималось стремление правителя к накоплению в стране материальных богатств, под служением дхарме — поддержание правителем общественного порядка, соблюдение им и его подданными моральных и правовых норм, служение же каме осознавалось автором рассматриваемого трактата как достижение правителем любви к себе со стороны своих подданных. Возводя артху на самое высокое место в иерархии указанных ценностей или целей, Каутилья пояснял, что дхарма и кама основаны на артхе. В дхармашастрах на высшее место ставилась, естественно, дхарма.
Артхашастра Каутильи признает разработанные в дхармашастрах концепции "варнадхармы" и "ашрамадхар-мы", однако излагает их не столь подробно, как это делает Дхармашастра Ману. С другой стороны, в Артхашастре Каутильи более детально излагаются правила судопроизводства и нормы, регулирующие имущественные отношения.
В тексте Артхашастры Каутильи так же, как и в Дхармашастре Ману, можно увидеть простейший юридический понятийный аппарат, очевидную тенденцию к преодолению казуистичности. Студенты должны сравнить с этой точки зрения Артхашастру Каутильи с Дхармашастрой Ману для того, чтобы определить, в каком из этих двух произведений элементы абстрактного юридического мышления выражены сильнее и соответственно юридический понятийный аппарат развит в большей степени.
Второй вопрос.Начиная рассмотрение данного вопроса, следует в первую очередь установить, о каких социальных группах идет речь в тексте Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи. Наиболее подробно здесь описывается правовой статус варн. При анализе статей, излагающих права и обязанности брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр, следует выделить способы закрепления варновой иерархии, обеспечивающие господствующее положение в обществе брахманов. Студенты должны выявить в тексте изучаемых трактатов служащие достижению указанной цели идеологические концепции, религиозно-обрядовые правила, моральные и правовые нормы. На основе конкретных статей Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи необходимо показать характер взаимоотношений правителя государства с брахманами.
При рассмотрении правового статуса варн следует также обратить внимание на предписания, закрепляющие обособленное положение шудр по отношению к остальным трем варнам.
Текст дхармашастры Ману показывает, что в рамках каждой из варн выделялись отдельные социальные группы со своим особым статусом, отличавшим их от других представителей той же самой варны. Что это за группы? Какие факторы определяли их особый статус?
После рассмотрения норм, закрепляющих правовое положение варн, следует обратиться к статьям Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи, устанавливающим статус других социальных групп.
В частности, необходимо остановиться на статьях, отражающих правовой статус рабов в древнеиндийском обществе. Следует иметь в виду, что в переводе "Законов Ману" на русский язык для обозначения рабов иногда употребляется санскритский термин "дасью". Студенты должны назвать семь разрядов рабов, выделяемых в указанном произведении. Рекомендуется также сравнить правовое положение рабов с правовым статутом шудр.
Третий вопрос.
Институтам брачно-семейного права посвящено более половины статей 9-ой главы "Законов Ману", излагающих так называемую "вечную дхарму для мужа и жены, пребывающих на пути дхармы, — будут ли они вместе или в разлуке". Вместе с тем статьи, регулирующие брачно-семейные отношения, имеются и в других главах указанного произведения (см.: гл. II, III, V, VIII). В Артхашастре Каутильи нормы брачно-семейного права выделяются в особую группу статей, которая обозначается как "правила, связанные с браком" (см.: главы 2, 3, 4 книги III).
Содержащиеся в "Законах Ману" нормы брачно-семейного права пронизаны духом сословности. Студенты должны показать на примере конкретных статей данного трактата, какое значение придается в нем варновой принадлежности супругов при заключении брака, при распределении наследства.
В "Правилах, связанных с браком" Артхашастры Каутильи принцип сословности проявляется менее заметно. Данный принцип обнаруживается здесь лишь там, где говорится о вторичном выходе замуж. По правилам, установленным Артхашастрой Каутильи, "жены шудр, вайшиев, кшатриев и брахманов, уехавших на короткое время (но не возвращающихся), должны ждать соответственно: один, два, три и четыре года, если У них нет потомства. Если жены имеют потомство, то они (соответственно) должны ждать на год больше".
Принадлежность индивида к той или иной варне учитывается Артхашастрой Каутильи и в правилах, регламентирующих порядок наследования. В частности, по предписаниям Артхашастры, при отсутствии наследников имущество поступает в пользу правителя государства. Однако для выморочного имущества, принадлежавшего умершему брахману, который являлся знатоком вед, Артхашастра Каутильи устанавливает исключение из данного правила — такое имущество отдается не государству, а другим знатокам вед. Если умерший брахман оставил после себя детей от разных жен, принадлежащих к различным варнам, то, согласно Артхашастре, сын брахманки получает 4 доли в наследстве, сын кшатрийки — 3 доли, сын женщины-вайшьи — 2 доли, сын шудрянки — 1 долю.
И Дхармашастра Ману, и Артхашастра Каутильи выражают вполне определенные представления о сущности брака и семьи. В чем заключается суть этих представлений?
Какие формы брака выделяют указанные правовые памятники?
При рассмотрении правового положения женщины в семье, следует обратить внимание, с одной стороны, на такие статьи, как 56 и 57 главы III "Законов Ману", и с другой стороны, на статьи, подобные 147, 148, 154 главы V, статьи 13, 14, 15 и 17 главы IX "Законов Ману". Студенты должны сравнить содержание этих двух групп статей и ответить на вопрос, каков смысл расхождений между ними? Не отражают ли они два противоречащих друг другу представления о положении женщины в семье? Или же противоречие между названными группами статей только кажущееся, внешнее?
Подобным же образом следует сравнить статьи 213 и 214 главы II со статьями 226 и 233 той же главы "Законов Ману". Не противоречат ли они друг другу?
Для общей оценки установленного "Законами Ману" правового положения женщины и детей в семье большое значение имеет и статья 416 главы VIII данного произведения. Какое представление о положении жены и сына в семье выражает эта статья?
Четвертый вопрос.
При рассмотрении статей Дхармашастры
Ману и Артхашастры Каутильи, посвященных вещным правам, необходимо в
первую очередь провести различие между правовыми нормами, отражающими практику, и чисто идеологическими декларациями, выражающими скорее желания автора указанного произведения, нежели действительность. Статей последнего рода особенно много в Дхармашастре Ману. Какие статьи данного трактата можно отнести к разряду идеологических деклараций?
В обоих рассматриваемых произведениях проводится достаточно четкое различие между институтами права собственности и владения. Студенты должны показать это на примере конкретных статей Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи. Далее необходимо рассмотреть статьи, касающиеся споров по поводу границ земельных участков (статьи 245, 254, 262, 263, 265 главы VIII "Законов Ману"; 8 и 9 главы книги III Артхашастры Каутильи). Какую роль играет правитель государства в разрешении данных споров? Является ли она ролью только судьи, арбитра или же выражает нечто большее?
Как регулируется Артхашастрой Каутильи право владения оросительными сооружениями?
Обращаясь к нормам, регулирующим договорные отношения, следует прежде всего уделить внимание условиям действительности сделок, а также факторам, которые давали основание признать ту или иную сделку недействительной. При каких обстоятельствах та или иная сделка могла быть признана недействительной в рассматриваемых правовых памятниках?
При анализе статей, посвященных отдельным видам сделок, необходимо уделить главное внимание наиболее разработанным в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи разновидностям договора, например — договору купли-продажи, договору займа, договору найма. Тексты указанных трактатов зафиксировали некоторые специфические черты указанных договоров, отражающие уровень развития древнеиндийского общества и государства в ту эпоху, когда создавались Дхармашастра Ману и Артхашастра Каутильи. Какие это черты?
Пятый вопрос. Приступая к изучению указанного вопроса, необходимо в первую очередь выяснить, какие деяния трактуются в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи в качестве преступлений? В чем усматривают данные произведения сущность наказания?
Отвечая на эти вопросы, следует иметь в виду, что выраженные в текстах Дхармашастры Ману и Артхашастры Каутильи представления о сущности преступления и наказания несут на себе заметный отпечаток общих мировоззренческих установок и религиозно-этических принципов индуизма. В большей степени это касается Дхармашастры, в меньшей — Артхашастры.
С другой стороны, указанные представления отражают соответствующий этап исторической эволюции древнеиндийского общества и государства.
В чем конкретно — в каких статьях "Законов Ману" и Артхашастры Каутильи — проявляется влияние индусской философии и религиозной этики на понятия преступления и наказания?
Как отразились на содержании норм уголовного права рассматриваемых правовых памятников сословность древнеиндийского общества, неразвитость функционировавшего в его рамках аппарата государственной власти?
В поисках ответа на поставленные вопросы следует обратиться прежде всего к седьмой и восьмой главам "Законов Ману", но при этом нельзя игнорировать содержание и других глав данного трактата: тема преступления (нарушения дхармы) и наказания за него — стержневая тема любой дхармашастры.
В Артхашастре Каутильи преступлениям и наказаниям специально посвящены главы 17, 18, 19 и 20 книги III. Однако отдельные статьи, устанавливающие наказания за совершенные правонарушения, встречаются и в других главах данной книги.
Уяснив смысл воплощенных в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи представлений о сущности преступления и наказания, можно приступать к более конкретному анализу содержащихся в указанных произведениях уголовно-правовых норм.
В процессе этого анализа следует определить, выделяются ли в них различные стадии совершения преступления, формы соучастия в преступном деянии, различаются ли преступления умышленные и неосторожные. Далее необходимо определить правила или принципы, по которым в Дхармашастре Ману и Артхашастре Каутильи назначается то или иное наказание за совершенное преступление, выделить обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание.
Какое влияние на характер наказания за преступление оказывает сословный (варновый) статус преступника и потерпевшего?
Студенты должны научиться отличать в тексте "Законов Ману" уголовно-правовые нормы от простых деклараций или призывов. Юридическая норма ближе к практике, она конкретна — декларация же или призыв носят предельно общий характер. К примеру, статья 358 главы VIII "Законов Ману", устанавливающая, что "брахман, виновный в прелюбодеянии, заслуживает смертной казни: жены [всех] четырех варн всегда должны быть охраняемы", или ранее идущая статья 350, разрешающая "убивать, не колеблясь, нападающего убийцу — [даже] гуру, ребенка, престарелого или брахмана, весьма ученого в Веде", более похожи на юридические нормы, нежели статья 380 той же главы, гласящая: "Никогда нельзя убивать брахмана, даже погрязшего во всяческих пороках; надо изгнать его из страны со всем его имуществом без [телесных] повреждений". В последнем случае перед нами лишь призыв. Таким же призывом является и статья 102 главы VIII, заявляющая, что "к брахманам, пасущим скот, занимающимся торговлей, а также к [брахманам] — ремесленникам, актерам, слугам и ростовщикам надо относиться, как к шудрам".
Последняя статья противоречит своим содержанием выше цитированной статье 380, но в этом ничего удивительного нет — различные призывы или декларации часто противоречат друг другу, поскольку они отражают более желания их авторов, нежели общественную практику.
При рассмотрении отдельных видов преступлений и наказаний следует прежде всего обратить внимание на то, что в Дхармашастре Ману и в Артхашастре Каутильи предпринимаются отдельные попытки дать определения преступлений. Наиболее очевидные случаи — статья 332 главы VIII "Законов Ману" и первые по счету статьи глав 17, 18, 19 книги III Артхашастры Каутильи.
После рассмотрения отдельных видов преступлений и наказаний рекомендуется провести сравнение уголовно-правовых норм Дхармашастры Ману с подобными нормами Артхашастры Каутильи.
Шестой вопрос.Текст "Законов Ману" дает лишь самое общее представление о суде и судебном
процессе. Тем не менее, на основе анализа конкретных статей данного произведения можно сделать определенные выводы относительно характера суда, его состава, видов, процедур судебного разбирательства и т. д. (См., например: ст. 16, 31, 140, 141 главы VII и ст. 1, 2, 3, 8, 20, 53, 54, 55, 56, 58, 60, 63, 64,65, 66, 70, 73 главы VIII и др.).
Более детально регламентируется судоустройство и судопроизводство в Артхашастре Каутильи. Следует обратить особое внимание на главу 1 книги III Артхашастры, но нельзя упускать из виду и другие главы данной книги (например: ст. 1 главы 8, ст. 15 главы 9, ст. 25, 26, 27, 28, 30, 31, 32, 34, 39, 45, 50 главы 11, ст. 17, 19, 20 главы 19, ст. 17, 22 главы 20 и др.). После рассмотрения статей, которыми регулируются все перечисленные аспекты судоустройства и судопроизводства, необходимо обратиться к нормам, юридически санкционирующим самоуправство (см., например: ст. 48, 49, 50 главы VIII "Законов Ману" и другие). Студенты должны проанализировать их и установить, в каких случаях и каким лицам "Законы Ману" разрешают применять внесудебные средства восстановления нарушенного права.