Транспортная система центрального федерального округа
Транспорт характеризуется огромными масштабами перевозок грузов и пассажиров. Исторически сложилась радиально-кольцевая транспортная сеть в фокусе с Москвой. От Москвы расходятся 11 электрифицированных железных дорог, связывая Центральный район со всеми частями страны. Через Москву проходит несколько автомобильных дорог федерального значения. Москва — крупнейший авиационный узел страны. Через Центральный район проходят нефтепроводы и газопроводы.
Доля услуг транспорта и связи в валовом региональном продукте Центрального федерального округа составила 8,6 процента (общероссийский показатель - 9,8 процента). Наибольшую долю валового регионального продукта показала Ярославская область (17,3 процента) и Брянская область (15,1 процента), наименьшую - Липецкая область (5 процентов) и Белгородская область (6,1 процента).
Транспортная сеть округа представлена железнодорожным, автомобильным, авиационным, водным (речным) и подземным (Московский метрополитен) видами транспорта.
На территории округа:
- 70 крупных железнодорожных транспортных узлов, в том числе МТУ (московский) - наиболее крупный в России;
- Центрального федерального округа обслуживается Московской, Юго-Восточной, Октябрьской, Северной, Горьковской и Куйбышевской железными дорогами. В структуре объема отправления грузов наибольшую долю занимали минеральные строительные материалы, рудные и нефтяные грузы. В структуре объема прибытия грузов наибольшую долю занимали минеральные строительные материалы, уголь и рудные грузы.
- 28 аэродромов и 11 международных аэропортов, включая крупнейшие «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево».
По территории округа проходят:
- международные транспортные коридоры: «Транссиб» - от границы с Белоруссией через Смоленск - Москву - Нижний Новгород до Владивостока; «Север-Юг» и панъевропейский коридор №9.
- магистральные нефтепроводы: Нижний Новгород - Рязань протяженностью 230 км, Рязань - Москва протяженностью 31 км;
- магистральные нефтепродуктопроводы: Рязань - Москва протяженностью 34 км, Новки - Рязань - Тула - Орел протяженностью 52 км;
- магистральные газопроводы: Череповец - Нижний Новгород - Москва протяженностью 182 км; Средняя Азия - Центр протяженностью 190 км, Саратов - Москва протяженностью 325 км, Ямбург - Тула протяженностью 270 км, Уренгой - Ужгород протяженностью 35 км, Ямал-Европа (через Беларусь) протяженностью 293,6 км.
Густота автодорог общего пользования с твердым покрытием в 2013 г. в округе составила 215 км дорог на 1000 кв. км территории (1 место среди всех округов).
Густота железнодорожных путей общего пользования в 2013 г. в округе составила 261 км на 10 000 кв. км территории (1 место среди всех округов). Объем отправления и прибытия грузов в целом по округу превысил 551 млн. т.
Межрайонное значение получил внутренний водный транспорт – по Днепру, Волге и их притокам. Водные транспортные перевозки имеют важное значение, особенно грузоперевозки по Москве и области крупногабаритных и сыпучих грузов.
Речное сообщение по Москве, Оке, каналу имени Москвы и Волге имеет выходы к морям Балтии, Каспию, Азово-Черноморскому бассейну.
Обеспечение развития транспортной сети, удовлетворяющей потребности округа и других регионов страны с учетом растущей транспортной нагрузки, рациональная организация транспортных потоков с учетом снижения загрязнения атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ от автотранспорта - ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ
Проблемы:
Существующая автодорожная инфраструктура Центрального федерального округа ограничена по пропускной способности и придорожному сервису. Стихийная парковка грузовых автомобилей, автобусов и легкового транспорта на обочинах дорог создает предпосылки для увеличения аварийности на дорогах, роста преступности и нарушения санитарных норм.
Одним из решений этой проблемы должно стать создание на федеральных трассах развитой сети крупных сервисных автозаправочных станций, способных оказывать услуги не только по продаже автомобильного топлива и сопутствующих товаров, но также обеспечивать условия для безопасного и полноценного отдыха автоперевозчиков и водителей частного автотранспорта.
Для развития авиационного транспорта будут разработаны мероприятия по совершенствованию принципов содержания и реконструкции аэродромов совместного базирования.
Развитие водного транспорта будет способствовать переносу части грузооборота и перевозок пассажиров с автомобильных и железнодорожных дорог на внутренние водные пути, расширению туристических и пассажирских перевозок, что позволит снизить нагрузку на уже имеющуюся инфраструктуру.
Планируется размещение в Центральном федеральном округе на расстоянии до 30 километров от государственной границы Российской Федерации таможенно-логистических терминалов в следующих субъектах Российской Федерации, входящих в состав округа.
в Белгородской области - Грайворонский, Нехотеевский и Шебекинский терминалы;
в Курской области - Крупецкий и Суджанский терминалы;
в Брянской области - Троебортновский, Новоюрковичский и Погарский терминалы;
в Смоленской области - Руднянский и Красный терминалы;
в Воронежской области - Бугаевский терминал.
Разработка федеральной целевой программы, касающейся таможни на границе, создаст объективные условия для комплексного развития приграничных районов Российской Федерации, повысит доходы субъектов Российской Федерации за счет налоговых поступлений от построенных таможенно-логистических терминалов и сопутствующей инфраструктуры, что будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности Центрального федерального округа и повлечет развитие транспортно-логистической и социальной инфраструктуры.