Нормативный договор как источник права. Далеко не все договоры могут выступать в качестве источника права

Далеко не все договоры могут выступать в качестве источника права. В качестве источников российского права можно говорить о нормативных договорах и международных договорах.

Источниками (формами) права являются официальные формы выражения и закрепления (изменения или отмены) правовых норм, действующих в данном государстве.

Нормативный договор (по Бережнову)– это акт-документ, выражающий согласованную волю нескольких субъектов правотворчества и содержащий в себе правовые нормы.

Основная особенность данного источника права состоит в том, что он создаётся не одним субъектом правотворчества, а сразу несколькими, как минимум двумя.

Наиболее характерный и распространённый пример нормативного договора как источники как права – это многочисленные международные договоры, заключаемые между государствами.

В настоящее время нормативные договоры имеют большое значение в системе источников современного российского права. При этом считается (и во многом справедливо), что заключение договоров – это наиболее демократическая форма правотворчества, поскольку через создание таких договоров к правотворчеству привлекаются самые различные субъекты. Например, в РФ заключены многочисленные договоры о разграничении компетенции между РФ и её субъектами, распространены договоры, заключаемыми между субъектами РФ. Важное значение имеют и многочисленные коллективные договоры на предприятиях, заключаемыми между работниками и работодателями.

Различия нормативного договора и договора индивидуального характера.

Нормативный договор- творческий акт, он приносит изменение в существующую систему правовых норм(новые правила либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются). А договоры индивидуального характера не вносят дополнения в существующую систему /

Широкое применение нормативные договоры находят в международном и конституционном праве. Примером конституционных нормативных договоров могут служить договоры, заключаемые РФ и ее субъектами о разграничении предметов ведения и полномочий. Другим примером нормативного договора выступает коллективный трудовой договор, заключаемый работниками организации с ее администрацией. Любой гражданско-правовой договор также является нормативным договором.

В РФ возник новый вид нормативного договора, имеющий важное значение для федеративного устройства России. Это - договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами РФ и органами субъектов Федерации.

Первый из таких договоров был заключен 31 марта 1992 года между органами власти РФ и органами власти ее субъектов. Совокупность всех договоров и приложений к ним, подписанных сторонами, получила единое название Федеративного Договора. Федеративный договор состоит из трех договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, а также 2-х протоколов к ним. Согласно Конституции РФ в случае несоответствия ее положениям положений настоящего Федеративного договора действуют положения Конституции.

В качестве примера нормативного договора можно также назвать Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы (Москва, 16 июня 1998 г.)

Конституция устанавливает также, что с помощью договоров могут регулироваться кроме того взаимоотношения внутри субъектов РФ. Так, согласно п.4 ст.66, с помощью федерального закона и договора могут регулироваться отношения автономных округов, входящих в состав края или области. Такие договоры заключаются между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

Другим видом нормативных договоров в России служат коллективные договоры и соглашения, заключаемые в рамках социального партнерства.

Данные виды договоров регулируются:

1. Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ;

2. Законом РФ от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях".

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

· формы, системы и размеры оплаты труда;

· выплата пособий, компенсаций;

· рабочее время и время отдыха;

· другие вопросы, определенные сторонами.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет. Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения.

Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

оплата труда;

условия и охрана труда;

режимы труда и отдыха;

развитие социального партнерства;

иные вопросы, определенные сторонами.

В зависимости от уровня и состава участников могут заключаться:

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей).

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Соглашения могут быть двусторонними (заключаемыми работодателями и профессиональными союзами) и трехсторонними (заключаемыми с участием органов исполнительной власти).

Пример соглашения: Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы (г.Москва, 20 декабря 2001 г.).

Наши рекомендации