Кадровая политика образовательного учреждения на современном этапе
Сегодня, когда статус учителя, педагога имеет очень низкий социальный уровень при руководстве образовательным учреждением остро стоит проблема привлечения и удержания квалифицированных кадров. Ограниченность материальных и социальных гарантий от государства не позволяет ограничиться одной печальной констатацией этой проблемы. Руководитель образовательного учреждения вынужден самостоятельно искать пути для ее решения, не только оперируя средствами из директорского фонда, но и создавая собственную систему корпоративных стимулов, льгот, стратегий успеха, в том числе заботясь о морально-психологических и валеологических факторах стабильности школьного коллектива.
В итоге менеджер образовательного учреждения должен уметь:
Ø формировать команду единомышленников (растить школу как корпорацию);
Ø обеспечивать оптимальные условия для самореализации детей и взрослых;
Ø стимулировать творческую деятельность, поддерживать инициативу;
Ø делегировать полномочия, развивать формы самоуправления, общественного контроля, попечительства;
Ø привлекать и грамотно использовать дополнительные источники и способы финансирования;
Ø задействовать новые социальные ресурсы в кадровой политике;
Ø выстраивать собственные отношения с другими субъектами социальной системы;
Ø заботиться о создании имиджа и поддержании социального статуса школы;
Ø внедрять высокие технологии в управленческие процессы.
Современный руководитель школы - это не администратор, который умеет давать распоряжения и нагоняи + доводить до сведения точку зрения вышестоящего начальства. Это, скорее, дирижер в оркестре, где каждый играет свою партию. При таком подходе к управлению исчезает вертикальная модель, жесткая система должностей - появляется диапазон новых компетенций, свобода маневра, осознанность и согласованность действий. Значит, возникает мощный ресурс развития корпоративной культуры. Передовые школы могут стать "островками" корпоративного духа, с которых и начнется реальное становление российской системы образования как духовной общности и стратегического партнерства.
В системе образования меняется представление о профессионализме. Как и многие современные предприятия, школа сегодня предпочитает не узкого специалиста-исполнителя, знающего свой предмет "от и до", а педагога, способного решать междисциплинарные задачи и регулировать человеческие отношения, активного коммуникатора, обладающего целым набором ключевых компетенций. Каждый сотрудник представляет свою фирму; каждый учитель участвует в строительстве школьного мира.
Тем самым конкурсные условия для приема на работу в образовательные учреждения принципиально меняются, выдвигаются иные требования, среди которых не последнюю роль играют способность продуктивно общаться, готовность самосовершенствоваться, инициативность и умение работать в команде.
Разумеется, эти качества нуждаются в стимуляции и поддержке. Современный руководитель образовательного учреждения должен иметь в своем арсенале ряд мер, гарантирующих работникам корпоративную поддержку, сформировав так называемый "социальный портфель педагога". Социальный портфель может состоять из двух частей. Первая включает различные льготы и компенсационные выплаты, дотации и т.п. Например:
Ø Бесплатный обед;
Ø Компенсация обучения детей сотрудников;
Ø Дотация на проездной билет;
Ø Доступ в интернет и электронная почта;
Ø Доступ к корпоративным информационным ресурсам учреждения;
Ø Поддержка повышения квалификации;
Ø Обучение работе на компьютере;
Ø Медицинское обеспечение и страхование;
Ø Корпоративные подарки;
Ø Предоставление беспроцентных ссуд и др.
Ø Вторая часть предполагает оптимизацию условий труда:
Ø поддержка инициатив (научно-методическая, организационная и финансовая);
Ø проведение учебных и методических семинаров, практикумов, тренингов;
Ø организация процесса повышения квалификации и получения дополнительных профессиональных компетенций;
Ø оснащение рабочего места;
Ø корпоративная сеть на основе "интранет-интернет" технологий;
Ø обеспечение доступа к базам данных (Гарант, Скайнет и др.);
Ø обеспечение периодическими изданиями;
Ø обеспечение специальной литературой и др.
Помимо "социального портфеля", необходимо выстроить систему эмоционально-психологической и валеологической поддержки педагогов и сотрудников, куда может входить:
Ø психологическое и психотерапевтическое консультирование (индивидуальное и групповое);
Ø тренинги общения и деловые игры;
Ø цикл школьных праздников и традиций;
Ø поздравления;
Ø организация театральной труппы и шоу-группы педагогов;
Ø организация групповых занятий шейпингом, аэробикой и др. (смешанные группы "учителя-родители");
Ø экскурсионные, концертные и развлекательные программы и др.
Важными показателями стабильности школьного коллектива является уровень культуры отношений, сложившихся в школьном сообществе, и благоприятный психологический климат. Поэтому необходимо поддерживать, регулярно проводя мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества. [1].
Список использованной литературы
1. Бабетов А., Калужская М. Коммуникативная среда школы: опыт организации: Сборник методических материалов к образовательной программе повышения квалификации "Управление школой на основе коммуникативных технологий". - Екатеринбург: КОРИФЕЙ, 2003.
2. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. - Харьков, 1998.
3. Бодалев А.А. О качествах личности, нужных для успешного общения // Личность и общение: Избр. труды. - М., 1983.
4. Велков И.Г. Личность руководителя и стиль управления. - М., 1993.
5. Евдокимова М.В. Понятие управления и педагогического менеджмента. Великий Новгород, 2003.
6. Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления // Прикладные проблемы социальной психологии. - М., 1983.
7. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Центр "Педагогический поиск", 2000,.
8. Кульневич В.Н. Критерии оценки управления качеством процесса образования. Управление качеством образования в муниципальном образовательном пространстве. Доклад на областной августовской конференции. - Ростов н/Д, 2001.
9. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М., 1992.
10. Михеев В.И. Социально-психологические аспекты управления. - М., 1975.
11. Моисеев А.М. Функции управления школой.