Государственное строительство в эпоху реформ Ивана IV
Новый этап в истории Российского государства приходится на середину XVI века. В литературе это время традиционно связывается с реформами Избранной рады. Начало следующего этапа в развитии государственности было обусловлено целым рядом причин.
Острая борьба за влияние и власть между боярскими группировками во времена детства и отрочества Ивана IV привела к глубокому политическому кризису. Кризис власти обернулся кризисом управленческих структур. Пользуясь ослаблением центральной власти, упрочили свои позиции кормленщики. Дело не просто в том, что слабый контроль со стороны центра открывал им дополнительные возможности для злоупотреблений. В условиях борьбы за власть раздача престижных кормлений превращалась в средство приобретения новых сторонников. Причем нередко — за счет центральной власти. Уместно говорить о торможении, даже откате в процессе централизации в 30-х — начале 40-х годов XVI века. Не случайно Максим Грек создает образ России — вдовицы в черном платье, стоящей на распутье
ооог. В «Слове» книжника есть впечатляющие строки: наместники и судьи, «будучи объяты величайшим неистовством ненасытного сребролюбия, обижают, лихоимствуют, грабят имения и стяжания вдовиц и сирот, придумывая всякие вины против неповинных».
Дело, однако, не только в злоупотреблениях наместников
и в эгоистической политике борющихся властных группиро
вок Кризис был масштабнее. Он отражал потребность в ре
формировании государства и общества, возникшую в резуль
тате существенных перемен в жизни страны. В самом деле, в
своем развитии на пути единения Московская Русь заметно
продвинулась вперед, но ее социальные и государственные
структуры оставались на прежнем уровне и не отвечали но
вым реалиям. *
Показатель необходимости реформ — в степени их осмысления обществом. Канун реформ Избранной рады — время расцвета публицистики, предлагающей свои рецепты для излечения общественных недугов, — укрепление и усиление власти. Необходимость перемен осознавалась не только интеллектуальной элитой, но и другими социальными слоями общества. Впервые в отечественной истории возникала взаимосвязь между идеями реформ и готовностью части общества поддержать их. Формировалась своеобразная атмосфера реформ, которая одновременно становилась непременным условием успеха преобразований4.
Реформы находились в тесной связи с внешнеполитическими изменениями. Постоянная угроза, исходящая от Казанского и особенно — от Крымского ханства, могла быть преодолена при условии существования сильной и стабильной власти, способной мобилизовать материальные и военные ресурсы для ведения больших и малых «татарских войн». Больше того, после провала попытки дипломатическим путем разрешить «казанскую проблему» казанская элита была слишком враждебно настроена, чтобы на местном престоле надолго могли задержаться промос-ковски настроенные правители, — был взят курс на радикальное решение проблемы. Это требовало многократного увеличения военных усилий. Таким образом, внешнеполитическая задача диктовала свои условия и темпы реформирования: они должны были резко усилить возможности государства, в первую очередь финансовые и военные.
В 50-е годы в состав Московского царства вошли Казанское и Астраханское ханства. Статус царств определяет структуру управления присоединенных территорий — создание Дворцового
ведомства (Казанский Дворец). Включение Среднего и Нижнего Поволжья внесло серьезные изменения в этнополитическую и конфессиональную картину Московского царства. При Иване III и Василии III присоединялись преимущественно княжества и земли, заселенные великорусским православным населением. Иван IV внес в этническую монотонность новые цвета. Бывшие татарские ханства существенно увеличивают долю нерусского населения в составе царства; усложняется и конфессиональная жизнь. Именно с этого периода центральная власть впервые в таком масштабе столкнулась с необходимостью учитывать в своей политике этноконфессиональные факторы.
Немаловажны престижные и статусные последствия присоединения двух крупных «дочерей» Золотой Орды. Не следует забывать, что этим событиям предшествовало венчание Ивана IV на царство (1547 г.). Ранг московского государя повышался, и этому соответствовало овладение царствами, некогда принадлежавшими Чингисидам. Победа была нужна для оформления государственно-политической идеологии Московского государства как православного христианского царства. Ведь само государственное строительство осознается современниками как мессианская задача — создание царства, пребывающего под особым — о том свидетельствует «Казанское взятие» — божественным покровительством. В представлении современников, вынесенном из Византии, православное царство и православие неразделимы и взаимосвязаны; царство — обязательное условие охранения и сохранения «неиспокаженной» веры в чистоте и порядке. Позднее именно «утрата царства» будет ставиться в упрек грекам, потерявшим свое лидерство в православном мире.
Существенны и практические последствия внешнеполитических успехов 50-х годов. Характерная для отечественной истории связь между войной и реформами, в том числе и государственно-административными, пожалуй, впервые проявилась во всей своей полноте. Воодушевив и консолидировав господствующие слои общества, победа придала реформам дополнительную глубину и ускорение."
Темпы роста государственной территории, заданные предшествующими правителями, и при Иване IV оставались высокими. Это создавало реформаторам новые трудности. Рост территорий опережал их государственное обустройство. Власть на окраинах оставалась слабой, торжествовало право «сильного». Между тем ресурсы государства были ограничены. Жизнь властно подталкивала на сотрудничество с местной правящей нерусской эли-
той использование традиционных для вошедших в состав Московского государства этносов и племен способов управления и подчинения верховной власти.
В 40—50-х годах XVI века правительство Избранной рады провело структурные реформы, повлиявшие на все стороны жизни общества и государства. Главное место в них заняли реформы центрального и местного управления. Их структурообразующее значение определялось не только доминирующей ролью власти и властных структур в отечественной истории. Перестройка аппарата управления властно диктовала логику преобразований в других областях — фискальных, финансовых, сословных и прочих. Государственно-административные реформы выступили в роли своеобразного локомотива реформ, предопределив их направленность, содержание и темпы.
Первый и самый видимый итог административных реформ — начало интенсивного приказного строительства. Приказы возникали постепенно и разными путями. Как уже отмечалось, многие приказы вышли из дворца и казны на основе выделения в самостоятельные ведомства дьяческих отделений-повытий (столов). Это не только Посольский приказ (его происхождение несколько сложнее), но и Разрядный, Поместный, Ямской, Холопий приказы. Некоторые приказы складывались на основе превращения временных думских комиссий в постоянные ведомства приказного типа (Челобитенный приказ). Во всех случаях появление приказов отражало потребность в создании центральных исполнительных органов с относительно устойчивой компетенцией и штатом. Несмотря на то что приказное строительство затянулось на несколько десятилетий, эпоха Избранной рады — переломная. В результате проведенных правительством Ивана IV реформ приказы оформились как система.
Условно можно говорить о двух главных типах приказов. Первый тип — это отраслевые приказы, обладавшие общегосударственными прерогативами. К ним можно отнести уже упомянутый Посольский приказ, в ведении которого была внешняя политика Русского государства. Поместный приказ контролировал оборот земли — материальную основу службы, в нем же находились кадастровые писцовые книги, необходимые для фиска. Военные и административно-управленческие функции сосредоточивались в Разрядном приказе. Организацией службы, обеспечением, защитой интересов приборных людей — стрельцов и пушкарей, занимались Стрелецкий и Пушкарский приказы. По-лицейско-карательные задачи были связаны с деятельностью
Разбойного и Земского приказов. Позднее появляются финансовые, судные и новые военные и административные приказы: Большой приход, Большой Казны, приказы-четверти, судные Московский, Владимирский приказы, Ямской, Холопий и другие.
Другой тип приказов — территориальные приказы. Они возникли из дворцового ведомства, Большого и областных дворов. Административная и судебная власть этих приказов распространялась на подведомственную территорию и отдельные разряды местного населения, включая служилых людей.
Приказная система сохранила множество архаичных черт, свойственных государству-вотчине. Территориальный и отраслевой принципы не были четко разделены, управленческие функции переплетались с судебными, компетенции приказов нередко совпадали и дублировались. Тем не менее появление приказов — огромный шаг в истории государственного строительства. Дело не просто в усилении централизации и бюрократизации, которые напрямую связаны с деятельностью приказов. Приказы — это административные органы, сумевшие отделиться от государева двора. Конечно, кровная связь еще не оборвана. Но система уже вырвалась за пределы двора и начала развиваться по своей внутренней логике. Уже во второй половине XVI столетия приказы стали основной формой организации центральных органов государственного управления5.
В начале 50-х годов новый толчок получила земская реформа, начатая еще в 30-е годы (первые губные грамоты известны с 1539 года). На местах — уездах, станах, волостях — на основе представительства от различных групп населения создавались особые выборные учреждения. В центре во главе них стояли выборные головы (губные старосты) из дворян. Они обладали административной и судебной властью. Для выполнения своих функций голова получал штат подьячих и целовальников из числа крестьян. В черносошных и дворцовых волостях и городах население выбирало земского старосту, земского дьяка и целовальников.
Задачи новых учреждений сводились прежде всего к поддержанию правопорядка — борьбе с «ведомыми лихими людьми», к сбору налогов и исполнению государственных повинностей. Поскольку местное законодательство находилось лишь в стадии становления, возникшее самоуправление первоначально во многом руководствовалось мирскими традициями.
Рост значения представительных учреждений на местах отражал общую тенденцию возрастания роли сословий в целом. Власть уже не могла игнорировать социальные требования сто-
личного и уездного дворянства, посадских и торговых людей. Традиционный способ обращения сословных групп к власти посредством челобитья был уже недостаточен. Возникла необходимость в более совершенных формах сотрудничества и коммуникации.
Земская реформа поставила целый ряд вопросов. Первый и самый острый — о кормленщиках. Необходимо было развести компетенции новых учреждений и наместников. Определенный опыт уже был накоплен при создании института городовых приказчиков. Магистральное направление здесь — ограничение судебных прерогатив кормленщиков. С учреждением института выборных голов и старост часть административных и уголовных дел изымалась из-под их юрисдикции. Не менее важным для социального самочувствия уездных служилых людей было то обстоятельство, что они переставали быть подсудными наместникам. Это обстоятельство приоткрывает политическую направленность реформы местного управления: правительство искало опору в органах власти, сформированных по принципу представительства от местных сословных групп, в первую очередь от дворянства.
Наступление на позиции кормленщиков было продолжено в новом Судебнике 1550 года, отразившем принципиально изменившуюся за пятьдесят лет ситуацию. Если Судебник 1497 года, опередив время, во многом продекларировал намерения правительства, то Судебник 1550 года стал сводом действующего права. При этом Судебнику изначально был придан публичный характер.
Однако в 1556 году правительство Избранной рады отказалось от попыток ограничить институт кормленщиков. Был взят курс на упразднение наместничеств и полную замену их выборными земскими и губными учреждения. Какими бы мотивами ни руководствовались при этом инициаторы решения, суть остается неизменной: было признано, что кормления принципиально расходятся с задачами укрепления самодержавной власти и централизации. На первый взгляд, это кажется не совсем логично. Кормленщики, посланные из центра, заменялись выборными органами, уже по определению зависимыми от своих выборщиков. Однако не следует забывать, что объем судебно-административных дел, находившихся в ведении кормленщиков, не шел ни в какое сравнение с тем, что приобрели в результате реформы местного управления выборные головы и старосты. Особенно это было ощутимо в судебной области. Новые Учреждения выступали здесь как суды первой инстанции с пра-
вом решения ограниченного круга уголовных дел. Таким образом, сословно-представительный характер губных и земских органов не ущемлял прерогатив верховной власти в местном управлении.
Но куда, в таком случае, с упразднением института кормленщиков делась «лишняя» власть? Она оказалась сосредоточенной в Москве, в приказах. Сюда же, кстати сказать, стали поступать налоги, заменившие платежи и сборы, некогда получаемые кормленщиками: наместнические «корма» трансформировались в денежный «кормленный окуп», взимаемый на местах земскими властями6. Перераспределение власти и финансовых потоков оказалось одним из способов централизации, смысл которого — в расширении прав, прерогатив и реальных возможностей центра.
Упраздняя кормленщиков, реформаторы заменяли людей центра местными выборными людьми. Едва ли это обстоятельство полностью устраивало самодержавие. Предпочтительнее было бы иметь дело с людьми, во всем зависимыми от центра и не зависимыми от сословий. Но для подобной смены не было ни ресурсов, ни кадров администраторов. Местные выборные институты призваны были отчасти компенсировать слабость государства, уже способного отказаться от кормленщиков, но еще не готового создать бюрократизированную,-разветвленную ветвь административной, налоговой и судебной власти на местах. Встроенные в вертикаль власти, земские и губные органы самоуправления были призваны обеспечить функционирование государственной власти в низовом звене. Это и было одним из проявлений сословно-представительной монархии, оформление которой приходится на годы правления Ивана IV.
Реформы Избранной рады привели к серьезным переменам в государственном устройстве Московской Руси. Изменились не просто отдельные нормы права или учреждения — перемены коснулись всей совокупности отношений и властных институтов. Сама иерархически выстраиваемая структура управления усложг нилась и одновременно стала более действенной. Несомненный вектор всех этих перемен — стягивание власти к центру, растущая централизация управления.
Основные события второй половины царствования Ивана IV — многолетняя Ливонская война (1558—1583) и опричнина (1565— 1572) — сильно повлияли на государственное строительство. Утверждение опричнины было сопряжено с территориально-административными переменами: вся страна была поделена на опричнину и земщину; были созданы параллельные структуры
власти, опричное и земское войско. Однако эти изменения носили временный характер: с отменой опричнины страна вернулась к прежней структуре власти и территориальному делению. Это не случайно: время уделов, даже скроенных на опричный манер, ушло в прошлое. Тем не менее было бы опрометчиво утверждать, что опричнина прошла бесследно для российской государственности.
Опричнина изменила политический режим в стране (заметим, что и после отмены опричнины Иван IV не отказался от массовых опал и казней). Утверждая неограниченно самодержавную модель власти в централизующемся государстве, Иван IV прибегнул к деспотическим методам правления. Вместе с отринутой моделью централизации, предложенной Избранной радой, рухнули всякие представления о правах и обязанностях власти и подданных. Бессудные, беззаконные опалы и казни стали нормой. Пошатнулись государственные структуры, парализована была деятельность всех звеньев власти. Русское царство стало царством террора. Это нанесло жесточайший удар процессам централизации. Иван Грозный мог сколько угодно кичиться неограниченностью своей власти, способной уничтожить подданного только за одно подозрение в нелояльности к государю, но реально его власть с ослаблением государства, государственных институтов и их возможностей уменьшилась7. Итог — глубочайший структурный кризис, который возник к концу правления Ивана IV и который не был преодолен преемниками грозного царя. Страна неудержимо катилась к Смуте.
Примечательно, что, утверждая идеалы полного «самодер-жавства», стремясь покончить с мощными сословно-предста-вительными традициями, Иван IV не мог обойтись без помощи сословий. В 1566 году им был созван первый полный по составу Земский собор, на котором царь пытался заручиться согласием «чинов» на продолжение Ливонской войны. Земская часть собора, по-видимому, готова была пойти навстречу требованиям Ивана IV, настаивая взамен на отмене опричнины. Выборным дворянам этого достичь не удалось. Тем не менее Собор 1566 года — свидетельство прочности утвердившихся структур, свойственных сословно-представительной монархии. Власть нуждалась в помощи и содействии сословий и их сословных организаций; сословия — в возможности объявлять на Соборах о своих нуждах и таким образом если не изменять, то по крайней мере корректировать правительственный курс8.
Территориальный рост Русского государства во второй половине XVI—XVII веках
Грозные события последней трети XVI столетия не остановили территориальный рост Русского государства. С падением Казанского царства открылись удобные водные пути для проникновения на Урал и в Западную Сибирь, началось движение на восток, «встреч солнцу». Здесь располагалось Сибирское ханство, самое слабое из осколков Золотой Орды. Признав зависимость от царя, правящая элита Сибирского царства во главе с ханом Кучумом позднее разорвала подданнические отношения, что дало повод для вмешательства в дела ханства. Однако царское правительство было слишком занято борьбой с Польско-Литовским государством, чтобы уделить этому направлению много внимания. Инициаторами походов в Сибирь выступили знаменитые солепромышленники Строгановы. Для защиты своих владений они получили право формировать военные отряды. Знаменитый поход атамана Ермака положил начало завоеванию Сибири.
Успехи казаков подтолкнули правительство к вмешательству в события на востоке. Однако Сибирское царство официально вошло в титул московских государей уже после смерти Ивана Грозного, на рубеже XVI—XVII веков. Укрепляя завоеванные позиции, правительства Федора Ивановича и Бориса Годунова основывают в Западной Сибири целый ряд крепостей-острогов, включая Тюмень и Тобольск.
Освоение Западной Сибири было прервано событиями Смуты. Однако едва миновал кризис, как новые отряды возобновили движение. Правительственная и вольная народная колонизация шли рука об руку. Особенно впечатляющими оказались 20—40-е годы XVII века. Именно в эти десятилетия первопроходцы, прошагав всю Западную и Восточную Сибирь, вышли к Тихому океану. Подобно золотым и серебряным рудникам Америки, ставшим фундаментом могущества испанских королей, «мягкое золото» Сибири — пушнина — обильно потекло в царскую казну, восполняя острую нехватку денежных средств.
Но границы менялись не только на востоке. В бесконечных столкновениях ратные люди шаг за шагом отвоевывали новые пространства в районе Дикого поля. Борьба шла с переменным успехом. Историки даже говорят о «сползании границы», и этот термин точнее всего отражает особенности продвижения в этом направлении. Наиболее значительные успехи здесь были достиг-
уты в середине — второй половине столетия, по завершении строительства новых засечных черт — Белгородской, Симбир-
Кой и других линий укреплений. Продвижение закреплялось народной и правительственной колонизацией, масштабы и интенсивность которой во много раз превосходили колонизацию
Сибири.
Строительство засечных черт связано со строительством городов — главных опорных пунктов в обороне. Во второй четверти XVII столетия были основаны или возобновлены более 40 городов, среди которых — Симбирск, Тамбов, Белгород, Курск, Орел, Воронеж и другие. Большинство этих городов стали административными центрами уездов. Конечно, в сравнении со стремительным продвижением на востоке страны «сползание» южных рубежей на 200—300 и даже более верст кажется много скромнее. Однако не следует забывать, насколько были важны эти районы в экономическом и политическом отношении.
На западе рост государственной территории был связан с продолжительной и тяжелой войной с Речью Посполитой в 1654— 1667 годах. Ее итогом стало возвращение утраченных в Смуту Смоленских и Черниговских земель и вхождение в состав Московского государства Левобережной Украины и Киева.
Территориальный рост Московского государства особенно впечатляюще выглядит в цифрах. С 1533 года до конца XVI века территория страны выросла с 2,8 миллиона квадратных километров до 5,4 миллиона квадратных километров. При первых двух Романовых к этому числу добавилось еще не менее 10 миллионов квадратных километров. Иностранные исследователи, большие любители броских сравнений, пишут по этому поводу: за полтораста лет — примерно с середины XVI и до конца XVII века — Московское государство ежегодно увеличивалось на одну Голландию!9
Выше уже говорилось о последствиях стремительного территориального роста. События XVII века придали им еще большую выразительность. Прежде всего, рост территории по-прежнему стимулировал экстенсивный путь развития народного хозяйства. Экстенсивный путь находился в тесной взаимосвязи с крепостничеством: именно такая форма хозяйственного принуждения оказалась в конце концов более всего адекватной сложившейся экономике и менталитету населения.
Постоянное увеличение размеров страны не могло не сказаться на характере разрешения социальных противоречий. Одной из главных форм сопротивления стало бегство всех не-
довольных на окраины государства, туда, где центральная власть была относительно слаба, а крепостничество еще не получило широкого распространения, — то есть разрешение конфликта как бы на время откладывалось. Вместе с тем окраины превращались в очаги недовольства, где скапливались и организовывались наиболее социально активные элементы общества. Периодически окраины, по меткому определению С. М. Соловьева, «опрокидывались» на крепостнический центр, сотрясая его государственные структуры. Потому достижение социальной и политической стабильности мыслилось современниками как дальнейшее распространение органов государства на окраины, «выравнивание» их по формам и способам управления с центром.
На новоприсоединенных землях в основном апробировалась прежняя модель административного устройства. Города становились уездными центрами. Однако опять же государственное «освоение» территории не поспевало за ее ростом. Причин достаточно много: крайне низкая плотность населения, особенно в Сибири, когда воеводы буквально гонялись за кочующими государевыми подданными — ясачным населением; стремление юридически прикрепить податные сословия к. месту жительства; военные угрозы, придававшие административному строительству односторонний, «милитаризованный» характер.
В национальных районах сохранялись традиционные формы существования населения (в том числе и формы подчинения и иерархии). Однако в судебно-административном отношении национальная элита контролировалась через воевод центром. Задача воевод сводилась, прежде всего, к требованию своевременной и полной уплаты ясака — материального выражения отношений подданичества.
В XVII веке московские государи продемонстрировали способность к более широкому формату сотрудничества с подданными. Особое государственно-территориальное устройство получила Украина. Она вошла в состав Российского государства на автономных правах. Правительство Алексея Михайловича признало права и вольности Запорожского Войска, особый самоуправленческий статус украинских городов. Упрочившееся в годы национально-освободительной войны деление Украины на полки получило официальное признание. Административно-судебная власть сосредоточивалась в руках полковой старшины, по Украине в целом — в руках гетмана и войсковой старшины. Власть гетмана была ограничена прежде всего в том, что имело
отношение к полному суверенитету, — право внешних сношений чеканка монеты. Решение казацкой Рады при выборах гетмана требовало царского утверждения.
В исторической перспективе гетманщина, предполагавшая особый государственно-административный статус Украины, должна была войти в противоречие с абсолютистскими и имперскими устремлениями московских государей. Немаловажную роль играли здесь и конфессиональные представления. Единое православное царство мыслилось единым во всех отношениях — от церковных обрядов до территориально-административного устройства. В перспективе эти обстоятельства определяли судьбу гетманщины — ее упразднение.
Быстрый территориальный рост лишь оттенял недостатки системы государственного управления. Оно оказывалось малоэффективным со всех точек зрения. К этому следует прибавить, что по мере усвоения новых политических идей возрастал уровень требований, предъявляемых к власти и ее институтам. С точки зрения современников, к концу века система управления стала не только малоэффективной, но и устаревшей.