Понятие и юридические свойства конституционных прав и свобод человека и гражданина
Конституционные права и свободы – важнейшая составная часть системы всех принадлежащих гражданам России прав и свобод. По сравнению с другими правами и свободами, возникающими и реализующимися в рамках гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, конституционные права и свободы устанавливаются и закрепляются лишь в тексте действующей Конституции.
Правам и свободам человека и гражданина посвящена глава 2 Конституции РФ и соответствующие главы конституций и уставов субъектов РФ.
В отличие от обычных прав и свобод граждан конституционные права и свободы характеризуются тем, что основанием их возникновения являются не конкретные действия людей и соответствующие правоотношения, а политико-правовое и иное состояние лица как человека и гражданина, нередко обусловленное его принадлежностью к государству. Таковыми являются, например, права граждан России принимать участие в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, принимать участие в отправлении правосудия и др.
Однако, не все конституционные права и свободы, равно как и обязанности, обусловлены принадлежностью лица или лиц к российскому государству, т.е. предопределяются их российским гражданством. Согласно Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства «пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации», кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ст. 62, п. З).
Среди других особенностей конституционных прав и свобод граждан России – их огромная социальная значимость для жизнедеятельности любого человека и гражданина; высокий, по сравнению с обычными правами и свободами, уровень обобщённости и распространённости на весьма широкий круг лиц, охватывающий собой всех без исключения граждан России; особый порядок их закрепления и изменения – только конституционным путём; повышенный уровень их правовой охраны и обеспечения.
Конституционные права и свободы, выступая в качестве основы системы всех других прав и свобод граждан России, не существуют сами по себе, вне взаимозависимости и связей друг с другом, изолированно друг от друга. В процессе своей взаимосвязи и взаимодействия они образуют некое целостное образование, своеобразную подсистему в общей системе прав и свобод граждан России, функционирующую на основе целого ряда конституционно закрепляемых и конституционно гарантируемых принципов.
Многие из этих принципов распространяются также на всю общую систему прав и свобод граждан, а следовательно, не только на подсистему конституционных прав и свобод, но и на подсистему всех остальных, возникающих в рамках отдельных отраслей права, на базе конкретных гражданско-правовых, административно-правовых и иных правоотношений, прав и свобод граждан.
Среди конституционно закреплённых и конституционно гарантируемых принципов выделяется, во-первых, принцип справедливости и равноправия всех перед законом и судом, закреплённый в статье 16, в которой одновременно подчёркивается, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина» независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Особо при этом подчёркивается, что «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (ст. 19, п. З).
Второй принцип – неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина. Основные права и свободы объявляются в конституционном порядке не только неотчуждаемыми, но и «принадлежащими каждому от рождения». Однако одно из условий и требований, которые необходимо соблюдать в процессе их осуществления,– не нарушать права и свободы других лиц.
Третий принцип – непосредственное действие прав и свобод, которые, согласно статье 18 Конституции РФ, «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность 436 законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Четвёртый принцип – органическое сочетание прав и свобод граждан России с их конституционными обязанностями. В числе последних – обязанности платить установленные законом налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; нести воинскую службу и защищать Отечество.
В Конституции РФ особо оговаривается, что наличие у гражданина России двойного гражданства «не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства», если иное не предусматривается федеральным законом или международным договором, заключённым Российской Федерации (ст. 62, п. 2).
Пятый принцип – гарантированная государством судебная защита прав и свобод граждан и получение ими квалифицированной юридической помощи. В статье 46 указывается на то, что «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» и что решения, а также действия или бездействие органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. В то же время в статье 48 закрепляется положение, согласно которому «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи» и при этом предусматривается, что каждому, в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь предоставляется бесплатно.
Среди других конституционно закреплённых принципов обеспечения предоставленных гражданам России прав и свобод действует также принцип, в соответствии с которым закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. В практическом плане это означает недопустимость юридической ответственности за деяния, которые в момент их совершения не признавались правонарушением. Кроме того, это означает, что если после совершения правонарушения ответственность за него «устранена или смягчена, применяется новый закон» (ст. 54).
Важное значение имеет принцип возмещения потерпевшему лицу причинённого ущерба, причём независимо от того, нанесён ли ущерб незаконными действиями отдельных лиц или государственных органов.
Статья 52 Конституции РФ, констатируя в связи с этим, что «права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом», вместе с тем устанавливает, что государство обеспечивает потерпевшим не только доступ к правосудию, но и компенсацию причинённого ущерба. В дополнение к этому статья 53 закрепляет, что каждому предоставляется право «на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц».
В процессе анализа теории и практики реализации конституционных прав и свобод граждан используются различные классификации. Одной из наиболее распространённых и наиболее признанных классификаций является их подразделение на политические, экономические и личные права и свободы граждан. Каждый из этих видов прав и свобод, будучи тесно связанным друг с другом и обладая общими чертами, имеет в то же время и свои особенности.
Специфической особенностью политических прав и свобод граждан является их непременная, прямая или косвенная, связь с государством, гражданством, государственной властью и государственным управлением. Сфера «приложения» и осуществления политических прав и свобод граждан России – преимущественно государственно-правовая, а точнее – политическая.
Спектр политических прав и свобод граждан России весьма широк и разнообразен. Это не только традиционные права на участие в выборах в государственные органы, управление государственными делами и отправление правосудия, но и многие другие.
В их числе: а) право граждан на объединение, предполагающее свободу не только создания, но и функционирования объединений; б) право граждан на участие в проводимых в стране референдумах; в) право «собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» (ст. 31); г) право обращаться лично, а также направлять «индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» (ст. 33); д) свобода мысли и слова, сочетающаяся как с правом «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (кроме сведений, составляющих государственную тайну), так и со свободой массовой информации (ст. 29) и др.
Основная особенность экономических прав и свобод граждан России заключается в том, что они непосредственно связаны со сферой производства различных товаров и оказания услуг, со сферой распределения, обмена и потребления.
К числу наиболее значимых экономических прав и свобод действующая Конституция РФ относит прежде всего право частной собственности, которое конституционно провозглашается и «охраняется законом». Данное право не только выделяется среди других экономических прав и свобод, но и особо, в конституционном порядке, закрепляется. Этому посвящается отдельная статья 35 Конституции РФ, которая гласит, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, и что «никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда». Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено «только при условии предварительного и равноценного возмещения».
В Конституции РФ особое внимание уделяется праву собственности на землю. В соответствии с Конституцией граждане и их объединения «вправе иметь в частной собственности землю». Условия и порядок пользования землёй должны определяться на основе специальных федеральных законов. Однако некоторые из условий заранее оговариваются в Конституции (ненанесение ущерба окружающей среде и ненарушение «прав и законных интересов иных лиц» (ст. 36, п. 2).
Наряду с правом собственности в Конституции РФ выделяются и другие экономические права и свободы. Это, в частности, право на свободное использование гражданами России «своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности» (ст. 34), право на свободное перемещение (в рамках единого экономического пространства России) товаров, финансовых средств, услуг и др.
Специфической особенностью социальных прав и свобод граждан является их возникновение и проявление в сфере трудовых и иных социальных отношений, существующих в обществе.
Конституция РФ провозглашает и закрепляет такие социальные права и свободы граждан, как: право на труд в условиях, «отвечающих требованиям безопасности и гигиены»; право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37, п. 2); право на защиту от безработицы; право на индивидуальные и коллективные споры «с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку» (ст. 37, п. 4); право на отдых.
Кроме того, в Конституции РФ декларируются и другие социальные права и свободы: право на жилище, в соответствии с которым «никто не может быть произвольно лишён жилища», а малоимущим и иным «указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье» оно должно предоставляться государственными и другими жилищными фондами в соответствии с установленными законом нормами бесплатно или за доступную плату; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом; право на образование и ряд других прав и свобод.
Важное значение среди конституционных прав и свобод граждан России имеют их личные права и свободы. В отличие от ряда других прав и свобод личные права и свободы распространяются не только на граждан России, но и на всех других лиц. В научной литературе они рассматриваются, по общему правилу, как естественные, неотъемлемые права и свободы, основным назначением которых является ограждение и защита личной жизни и свободы человека, а также его неприкосновенности, чести и достоинства.
Общепризнанными во всём мире и не подвергающимися никакому сомнению являются такие личные права и свободы граждан России, как право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на «неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ст. 23, п. 1).
В целях обеспечения и защиты этих прав Конституция РФ закрепляет положение, согласно которому «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются» (ст. 24, п. 1). Конституция обязывает также органы государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц «обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом» (ст. 24, п. 2). Значительную роль в решении проблем обеспечения и защиты личных прав и свобод личности имеют также конституционные положения, которые непосредственно связаны с правом на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; с правом неприкосновенности жилья, с обязанностью государства охранять достоинство личности и др.
В числе других личных конституционно закреплённых прав и свобод российских граждан: а) право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность: «никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности» (ст. 26, п. 1); б) право каждого пользоваться своим родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества; в) право свободно выезжать за пределы РФ и право беспрепятственно возвращаться в РФ; г) право каждого, кто законно находится на территории России, «свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» (ст. 27, п. 1); д) свобода совести, свобода вероисповедания, в т.ч. «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой», право «свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28).
Социальная важность и повседневная значимость конституционных, равно как и всех иных, прав и свобод, заключается не только и даже не столько в том, что они официально провозглашаются и законодательно закрепляются, а в том, что они всесторонне гарантируются и полностью осуществляются. Практически реализуемые права и свободы являются реальными, «настоящими» правами и свободами. Все иные официально (в конституционном или ином порядке) декларируемые права и свободы, равно как и их гарантии, не реализуемые на практике, являются формальными правами и свободами, правовыми фикциями.
Существует несколько видов гарантий прав и свобод граждан. Наиболее важными из них являются материальные, политические и юридические гарантии. Каждый из видов гарантий представляет собой соответственно совокупность тех реально существующих экономических, финансовых, социальных, политических, юридических и иных факторов, которые создают необходимые условия для реализации тех или иных прав и свобод. Действующая Конституция РФ уделяет значительное внимание гарантиям прав и свобод граждан. Конституционное закрепление многих официально провозглашаемых прав и свобод граждан сопровождается соответствующей декларацией их государственных гарантий. Более того, в Конституции содержится специальная статья (ст. 45), в которой говорится о государственной защите и гарантиях не отдельных, а всех вместе взятых прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Однако многие из этих гарантий, а вместе с ними и соответствующие права и свободы граждан России, в силу сложившихся в стране за последнее десятилетие неблагоприятных для их реализации условий, изначально были и всё ещё остаются в значительной степени не реальными, а формальными. Это касается в первую очередь социальных прав и свобод, призванных вместе с российским «социальным государством» создать в стране условия, «обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7, п. 1).