Финансирование мероприятий рсчс и го

Цаликов Р.Х.

ВЕДЕНИЕ

В настоящее время угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, связана, прежде всего, с изношенностью оборудования и других основных средств, находящихся в эксплуатации на потенциально опасных объектах. Поэтому вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и чрезвычайных ситуаций очень актуальны. Источниками финансовых и материальных средств, при их решении, являются: собственные средства предприятий учреждений и организаций, резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, резервы финансовых и материальных ресурсов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и различные страховые фонды, а также другие источники, в том числе добровольные отчисления организаций и физических лиц.

В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются денежные средства на осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций и предприятий. Это определено действующим законодательством, в частности, Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Кроме того, в стадии разработки и согласования находятся другие законодательные акты.

Финансирование мероприятий РСЧС – вопрос достаточно сложный. Представляется, что решение задачи снижения рисков возникновения ЧС может стать самым важным делом для человечества в XXI веке. Каждой эпохе свойственны разные проблемы, которые приходится преодолевать. Сегодня мы подошли к очередному такому порогу, когда риски от жизнедеятельности человека, развития науки, совершенствования производственных технологий вышли на высочайший уровень, а научный и технический инструментарий противодействия возникновению опасностей и ликвидации их последствий еще далек от необходимого.

Поэтому простым увеличением объема средств на предупреждение и ликвидацию ЧС проблему не решить. В развитых западных странах финансовые возможности неизмеримо больше, чем в России. Но и там происходят техногенные катастрофы, транспортные аварии, гибнут люди, следовательно, требуются новые способы противодействия рискам, комплексный подход как к ликвидации последствий ЧС, так и предупреждению возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Вопросам финансирования вышеперечисленных мероприятий и будет посвящена наша лекция.

7.1.1. ЗАДАЧИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ РСЧС И ГО

Законодательством Российской Федерации установлено, что финансирование мероприятий РСЧС осуществляется, в том числе из федерального бюджета Российской Федерации путем выделения средств Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Финансирование расходов без согласования с МЧС Российской Федерации не допускается.

Расходы на финансирование производятся по соответствующим сметам. Часть затрат по смете МЧС России, предназначенных на оплату поставок спасательной техники, продовольствия, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а так же капитальные вложения по созданию материальной базы гражданской обороны являются долгосрочными и осуществляются центральными (главными) управлениями через финансово-экономический департамент. Некоторые виды имущества и продовольствия заготавливаются и оплачиваются довольствующими службами региональных центров. Эта группа расходов в общем объеме занимает наибольший удельный вес.

В условиях военного времени доля централизованных расходов возрастает, а расходы, производимые непосредственно в организациях, сокращаются. В мирное время, особенно в условиях рыночных отношений, объективно наблюдается обратное явление. Сфера экономических отношений по образованию и использованию фондов денежных средств значительно расширяется.

Вторым источником финансирования являются внебюджетные средства, образующиеся в результате рационального ведения хозяйства и мобилизации внутренних резервов. Проблема развития положений об особенностях финансовых отношений, связанных с образованием и использованием внебюджетных средств, является не менее важной как в теоретическом, так и практическом плане, чем изучение и решение проблем бюджетного финансирования в условиях инфляции и дефицита федерального бюджета.

Современная система РСЧС являются значительными потребителями общественного продукта, производство, распределение, потребление которого происходит в товарной форме и опосредствуется деньгами. Поэтому потребление не может быть исключено из сферы товарно-денежных отношений. Интересы нормального функционирования экономики страны требуют, чтобы распределение общественного продукта в сфере потребления производилось в товарной и денежной формах. Получаемые РСЧС товары и услуги должны оплачиваться производителю на тех же условиях, что и при народнохозяйственном потреблении с учетом льгот, определенных законодательством. Вовлечение РСЧС в сферу товарно-денежных отношений предполагает объективную необходимость организации ее финансового обеспечения.

Финансовое обеспечение - это система мероприятий, организуемых и проводимых с целью своевременного и полного удовлетворения потребностей войск системы РСЧС в денежных средствах. Для организации финансового обеспечения войск, во-первых, создана система органов финансового обеспечения, во-вторых, выработаны и установлены правила, регламентирующие порядок их деятельности, в третьих, предоставлены необходимые для этого ресурсы, в четвертых, установлен государственный финансовый контроль за целесообразным и эффективным их использованием. Особую актуальность приобретает организация финансового обеспечения. Организовать финансовое обеспечение – значит, достичь полного взаимодействия всех должностных лиц на всех уровнях управления при реализации ими управленческих функций в области финансового планирования, финансирования, использования денежных средств, их учета, контроля, материального стимулирования и отчетности. Финансовое обеспечение может быть организовано по-разному. Однако какая бы форма финансового обеспечения не применялась (самостоятельное финансовое хозяйство или финансовое обеспечение по авансовой системе), оно должно отвечать нормам финансово-бюджетного законодательства страны и специфике деятельности воинских частей.

Органы РСЧС, основу которых составляют предприятия и организации, включает широкую сеть учебных, научно-исследовательских, медицинских заведений и другой аппарат обеспечения готовности сил гражданской защиты. Каждая из этих структур имеет свою организацию финансов, производственной, финансово-хозяйственной или иной деятельности, отражающую характерные особенности данной структуры. Вместе с тем им присущи общие черты потребления. Эти черты и формируют принципы организации финансового обеспечения войск мероприятий РСЧС.

Можно выделить три принципа организации финансового обеспечения - централизации, единства и мобильности.

Принцип централизации означает выделение необходимых финансовых ресурсов из единого централизованного источника – бюджета предприятия, установление при назначении денежных средств их целевого назначения, централизованную регламентацию финансово-хозяйственной деятельности при сочетании с оперативной самостоятельностью руководителей. Данный принцип сочетается с организационной структурой и системой управления сил гражданской защиты.

Принцип единства означает, что между финансовой системой России и системой финансового обеспечения РСЧС существуют взаимосвязи и зависимости целого и его части. Всякие радикальные реформы обречены на неудачу, если не будет успехов в финансовой политике страны. Принцип единства проявляется в том, что финансово-экономическая деятельность в РСЧС подотчетна правительству РФ, что она регламентируется бюджетно-финансовым законодательством и обязательными для исполнения нормативными актами Министерства финансов и Центрального банка России. На финансовое обеспечение распространены единые плановые периоды, общий порядок назначения и перевода средств. Частным случаем проявления принципа единства является распространение на финансовое обеспечение одинаковых планов счетов, требований финансовой, кассовой, расчетно-платежной, штатно-тарифной, авансовой дисциплины, единого порядка расходования денежных средств.

Принцип мобильности предполагает такую систему финансового обеспечения, которая гарантировала бы своевременное и полное удовлетворение всех потребностей войск сил гражданской защиты в любых условиях их жизни и деятельности, как в мирное, так и в военное время. Система финансового обеспечения должна постоянно находиться в готовности к мобилизационному развертыванию и обеспечению работы в военное время (ГО) в условиях войны. Мобильность финансового обеспечения достигается не только финансово-экономической службой, но и всей финансовой системой страны. Для этого устанавливаются особые режимы расчетов, финансирования, обеспечения наличными деньгами. Примерами высокой мобильности финансового обеспечения является наличие самостоятельного финансового хозяйства на каждом предприятии.

7.1.1.1. Организация финансового обеспечения сил гражданской защиты

Ранее отмечалось, что для организации финансового обеспечения (системы мероприятий, организуемых и проводимых с целью своевременного и полного удовлетворения организаций в денежных средствах), штатами предусмотрены рабочие органы и должностные лица, которые решают задачи по обеспечению функционирования объекта экономики, реализуя при этом функциональные обязанности и предоставленные им права по финансовому хозяйству.

На финансово-экономическую службу возлагаются сложные и ответственные задачи по финансовому обеспечению, основными из которых являются:

· полное в пределах установленных норм и своевременное удовлетворение заработной платой персонала, а так же денежными средствами всех потребностей сил гражданской защиты;

· обеспечение сохранности наличных денег при хранении, при доставке их из учреждения банка и в других случаях;

· строгое соблюдение финансовой дисциплины, законное расходование денежных средств и правильное документальное оформление финансовых операций, соблюдение правил расчетов за материальные ценности, работы и услуги;

· правильная и своевременная организация финансового планирования, учета, контроля и представления отчетности;

· своевременное принятие мер к возмещению виновными лицами причиненного материального ущерба в порядке, установленном законодательством;

· своевременное выполнение обязательств перед бюджетом, производство установленных удержаний из заработной платы, перечисление удержанных (поступивших) сумм по принадлежности и другие.

Решая задачи финансового обеспечения, финансово-экономическая служба вступает во взаимоотношения и взаимодействует с другими органами и должностными лицами. На должностных лиц возложены такие обязанности по финансовому хозяйству, как своевременное и полное удовлетворение денежными средствами законных потребностей сил гражданской защиты, предварительный и последующий контроль за расходованием денежных средств, соблюдением финансовой дисциплины в подведомственных предприятиях, учреждениях и организациях по статьям, находящимся в ведении соответствующей службы, подготовка заключений по ходатайствам о выдаче свидетельств и их оформление.

Ответственность за законность и хозяйственную целесообразность использования денежных средств, находящихся в ведении службы, а так же за состояние финансового хозяйства в подчиненных ей предприятиях, учреждениях и организациях несет начальник соответствующей службы.

Финансово-экономическая служба представляет собой систему органов, непосредственно организующих и ведущих финансовое хозяйство. В зависимости от выполняемых функций финансово-экономическая служба подразделяется на довольствующие финансовые органы (ДФО), финансовые органы довольствующих служб (управлений) и финансовые органы предприятий, учреждений, организаций. Довольствующие финансовые органы (ДФО) - это рабочие органы распорядителей средств, через которые они реализуют свои права, обязанности и руководство финансовым обеспечением. Финансовые органы довольствующих служб (управлений) - это такие структуры, через которые начальники служб (управлений) осуществляют свои права и обязанности по руководству финансовым хозяйством.

Начальник учреждения, организации обязан:

· организовать финансовое хозяйство и обеспечить своевременное истребование и получение от довольствующих финансовых органов денежных средств, надлежащий учет и представление финансовой отчетности, строго соблюдать финансовую дисциплину, экономно, хозяйственно и целесообразно расходовать денежные средства и обеспечить выполнение этих требований всеми должностными лицами;

· обеспечивать выплату в установленные сроки заработной платы персоналу в любых условиях жизни и деятельности предприятия, своевременно и правильно разрешать жалобы и заявления по этим вопросам;

· разместить финансово-экономическую службу в отдельном, специально оборудованном помещении, организовать сохранность денег на предприятии при доставке их из банка и в других случаях, для доставки денег предоставить транспорт и вооруженную охрану, лично не позднее следующего дня проверить оприходование наличных денег, полученных по чекам в банке, о чем сделать отметку;

· не реже одного раза в месяц проводить внезапную проверку наличия денежных сумм и ценностей в денежном ящике, о результатах проверки делать соответствующую запись;

· обеспечить проверку финансового хозяйства части аудиторской внутренней комиссией не реже одного раза в полугодие, лично рассматривать акты проверки и принимать по ним решения;

· принимать меры к устранению выявленных недостатков, предупреждению и прекращению нарушений, привлечению виновных лиц к ответственности и возмещению материального ущерба;

· разрешать выдачу денег под отчет, утверждать авансовые отчеты, лично подписывать первой подписью первичные расходные оправдательные, финансово-плановые, отчетные и другие документы, объявлять приказом список должностных лиц, являющихся постоянными подотчетными лицами, и список лиц, имеющих право разрешать и утверждать расходы;

· периодически, но не реже одного раза в месяц, заслушивать доклад своего главного бухгалтера о состоянии финансового хозяйства предприятия.

ПЛАНИРОВАНИЕ, ВЫДЕЛЕНИЕ, РАСХОД И ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА ПРИ ЧС. ОКАЗАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ

Порядок выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее именуется - резервный фонд установлен соответствующими правилами). Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) производится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, федеральных органов исполнительной власти, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников. При недостаточности указанных средств федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении средств из резервного фонда. В обращении должны быть указаны данные о количестве погибших и пострадавших людей, размере материального ущерба, размере выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средств организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, страховых фондов и иных источников, а также о наличии у них резервов материальных и финансовых ресурсов. Обращение, в котором отсутствуют указанные сведения, возвращается без рассмотрения.

По поручению Правительства Российской Федерации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 3-месячный срок со дня выхода указанного поручения рассматривают вопрос о выделении средств из резервного фонда.

Дату рассмотрения этого вопроса обратившийся с просьбой о выделении средств из резервного фонда федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации документы, обосновывающие размер запрашиваемых средств, в том числе заключение Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, если имеются объекты с разрушениями и повреждениями основных конструктивных элементов (далее именуются - обосновывающие документы).

Перечень и содержание обосновывающих документов определяются инструкцией, утверждаемой Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

По результатам рассмотрения обосновывающих документов Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти Российской Федерации совместно вносят в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения.

Если обратившийся с просьбой о выделении средств из резервного фонда федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня выхода соответствующего поручения Правительства Российской Федерации не представил обосновывающие документы, то Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий докладывает об этом в Правительство Российской Федерации, и вопрос об оказании помощи не рассматривается.

Средства из резервного фонда выделяются на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций территориального, регионального, федерального и трансграничного уровня в соответствии с установленной классификацией чрезвычайных ситуаций. Основанием для выделения средств из резервного фонда является решение Правительства Российской Федерации, в котором указываются общий размер ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям. При выделении средств для финансирования аварийно-восстановительных работ на пострадавших объектах в решении Правительства Российской Федерации указывается пообъектное распределение этих средств.

Наши рекомендации