Понятие спроса. Закон спроса. Особенности формирования спроса на лекарственные средства
Спрос -фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар.
Спрос характеризуется его величиной, означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Разумеется, если нет денег, то нет и реальной возможности купить товар. Однако реальна и другая ситуация: можно иметь деньги, но не купить тот или иной товар, не увидев в нем нужной для себя полезности. В связи с этим в понятии спроса необходимо выделить два аспекта:
желаниепотребителя приобрести данный товар в связи с тем, что он имеет субъективную полезность для данного покупателя (при приобретении лекарственных препаратов очень часто спрос определяется необходимостью по жизненно важным показаниям – патологией);
реальную возможностькупить данный товар, то есть наличие денег («платежеспособный спрос»).
По формам образованияразличают несколько видов спроса:
- сложившийся спрос, соответствующий уверенному, признанному положению товара на рынке (на ЛС, которые длительное время находятся на рынке);
- формирующийся спрос, складывающийся на начальной стадии выхода товара на рынок (на новые ЛС);
- сезонный спрос, изменяющийся в течение года в соответствии с сезонным характером производства или потребления;
- негативный – активное неприятие товара потребителями в случае сомнения относительной его полезности (для ЛС – недостаточная
эффективность, наличие побочных эффектов).
Спрос – явление динамичное. Он изменяется во времени под воздействием комплекса факторов. Его тенденции выражают:
- растущий или интенсивный спрос, скорость развития которого выражена темпом роста больше единицы (Т > 1);
- стабилизировавшийся спрос - Т = 1;
- угасающий или сокращающийся спрос (спад спроса) - Т < 1.
По степени удовлетворенияпотребителей в тех или иных товарах различают:
- спрос удовлетворенный (реализованный) – условно приравнивается к объему продаж, подкреплен наличием денег и товаров;
- спрос неудовлетворенный - проявляется в невозможности приобрести необходимые товары по каким-либо причинам – отсутствия денег, товарный дефицит.
Факторы, влияющие на величину спроса на лекарственные средства:
Спрос на ЛС зависит от целого комплекса факторов, которые можно подразделить на две группы: ценовые и неценовые.
К ценовым факторам относятся:
- цена лекарственного препарата;
- цены на лекарства, относящиеся к данной фармакотерапевтической группе (заменители).
Суть закона спросасостоит в том, что повышение рыночной цены при прочих равных условиях уменьшает объем спроса, и напротив, понижение рыночной цены приводит к увеличению спроса.
Таким образом, понижение цены привлекает новых покупателей, обуждает потребителей данного товара совершить дополнительные покупки.
Существует два эффекта, подтверждающих закон спроса.
Эффект дохода.При понижении цены на товар у покупателей появляется возможность приобрести дополнительные единицы этого товара, не отказывая себе в приобретении альтернативных товаров.
Фактически покупательная способность потребителя увеличивается и, наоборот, повышение цен на ЛС приводит к тому, что покупатели на эквивалентную сумму денег могут купить меньше товаров, снижается реальный доход.
Эффект замещения.При понижении цены на конкретный товар покупатели будут стремиться приобретать больше этого товара вместо аналогичных, но более дорогих. В условиях роста цен на ЛС и снижения жизненного уровня людей последнее является одним из главных мотивов в определении потребительского выбора ЛС на рынке.
Степень зависимости величины спроса от цены характеризует коэффициент ценовой эластичности (К цэ), который рассчитывается по формуле:
где Q – количество приобретаемых товаров, Ц – цена товара
Коэффициент ценовой эластичностипоказывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. К цэ всегда < 0.
Если К цэ > [–1] – спрос эластичный, то есть незначительное изменение стоимости приводит к изменению спроса.
Если К цэ < [–1] – спрос неэластичный – изменение стоимости товара вызывает незначительное изменение спроса (спрос на специфические лекарственные препараты).
Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объема реализации товара от колебаний рыночных цен. При эластичном спросе общая выручка за реализованный товар (Ц × Q) возрастает быстрее по сравнению с темпами снижения цены. При неэластичном спросе – ситуация обратная.
Рассчитав К цэ, или построив график спроса, можно определить эластичен спрос на конкретный товар или нет.
Закон предложения
Важным инструментом рыночной экономики является предложение.
Предложение –это готовность и реальная возможность товаропроизводителя произвести и поставить на рынок определенное коли-
чество данного товара.
В этом понятии также надо видеть два аспекта:
готовностьтоваропроизводителя удовлетворить рыночный спрос на данный товар;
реальную возможностьэтого товаропроизводителя произвести и поставить на рынок прогнозируемый товар.
Между рыночной ценой товара и тем количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям, существует прямая зависимость, характер которой выражает закон предложения.
Суть закона предложениясостоит в том, что объем предложения товара увеличивается при повышении цены и уменьшается при ее снижении.
Зависимость предложения от цены характеризует коэффициент эластичности предложения (К э.п.), который показывает процент изменения величины предложения при изменении цены на 1%. Для
расчета коэффициента эластичности предложения используется следующая формула:
где Q – количество предлагаемого товара при соответствующей цене;
Ц – цены на товар
Значительно большее влияние на изменение величины предложения оказывают неценовые факторы, такие как:
доля товара на рынке. Недостаток товара на рынке позволяет производителям и поставщикам удерживать высокие цены и получать хорошую прибыль до тех пор, пока рынок не насытится данным товаром;
необходимость товара и востребованность его потребителями
обеспечивает постоянно высокий спрос на него, а, следовательно, побуждает поставщиков увеличивать объемы поставок;
цены на материальные, трудовые, природные, информационные
ресурсы. Снижение стоимости ресурсов, используемых для производства и продвижения товаров, дает возможность увеличивать предложение;
государственное регулирование экономических процессов в стране (налоговая, ценовая, инвестиционная, таможенная политика).