Роль банков во внешнеэкономической деятельности предприятий
В процессе осуществления ВЭД в различных формах возникают финансовые обязательства, требующие взаимодействия предприятия – участника ВЭД с финансово-кредитными учреждениями – уполномоченными коммерческими банками. При этом банковские услуги участникам ВЭД могут быть различны (табл. 3).
Таблица 3
Банковские операции и услуги при обслуживании ВЭД
Основные банковские операции | Банковские услуги |
Валютные операции | Организация международных корреспондентских отношений с иностранными банками для кредитно-расчетного обслуживания клиента. Открытие и ведение валютных счетов |
Международные расчеты | Проведение переговоров о получении от иностранных банков кратко- и среднесрочных кредитных линий для обслуживания торговых и документарных операций. Клиринговые услуги банков, расчет платежных лимитов на банки-контрагенты. Услуги банков в области корреспондентских отношений. Ускорение международных расчетов. Открытие и подтверждение аккредитивов, гарантий и контргарантий. |
Кредитование внешнеэкономической деятельности клиентов | Консультационные услуги по организации торговых сделок клиентов(поиск контрагентов, маркетинговые исследования); документарные услуги. |
Окончание таблицы
Хеджирование валютных и кредитных рисков | Консультационные услуги при заключении внешнеэкономического контракта, по управлению графиком поступлений и платежей по контракту в зависимости от колебаний валютных курсов. Подтверждение аккредитивов и гарантий банков партнеров. Платежные услуги по проведению клиринговых расчетов между фирмами-контрагентами. Управление лимитами, установленными банками-контрагентами для проведения форвардного валютного хеджирования. |
Форфейтинговые операции | Участие в банковских синдикатах и консорциумах в целях привлечения ресурсов других банков и кредитно-финансовых институтов для проектного финансирования и кредитования торговых сделок клиентов. |
Факторинговые операции | Управление становыми, кредитными, платежными и прочими рисками при осуществлении клиентом внешнеэкономической деятельности |
Лизинговые операции | Развитие отношений с экспортно-импортными банками и организация сделок в рамках полученных кредитных линий. |
Для обслуживания валютных операций в коммерческих банках (КБ) открываются валютные/рублевые счета (рис. 5.).
Исходя из того, что большинство внешнеторговых расчетов осуществляется в иностранной валюте, рассмотрим порядок взаимодействия предприятия-участника ВЭД- резидента Российской Федерации с КБ по открытию валютного счета.
Для этого экспортер/импортер продукции (услуг) предоставляет в операционный отдел уполномоченного КБ следущие документы:
1) Заявление на открытие счета (ф. 0401025), подписанное руководителем и главным бухгалтером;
2) Договор банковского счета (2экз.), подписанный руководителем организации;
Счета в уполномоченном банке |
Рублевые |
Валютные |
Резидентов |
Резидентов |
Нерезидентов |
Нерезидентов |
Юридические лица: · расчетный · текущий · бюджетный |
Физические лица: · текущий · срочный |
Юридические лица: · конвертируемый · неконвертируемый |
Физические лица: · конвертируемый · неконвертируемый · счет физических лиц |
Юридические лица: · транзитный · текущий |
Физические лица: · текущий · депозитный |
Юридические лица: · текущий · типа «Н» · типа «К» |
Физические лица: · текущий · депозитный |
Рис. 5. Схема классификации счетов участников ВЭД в КБ
3) Свидетельство о постановке на учет налогоплательщика в инспекции Федеральной службы по налогом и сборам (оригинал или нотариально заверенная копия);
4) Копии документов о создании:
• протокол общего собрания или решение об учреждении организации, если учредителем является одно лицо;
• приказы или распоряжения вышестоящей организации;
5) Нотариально заверенные копии уставных документов- учредительного договора, устава;
6) Нотариально заверенная копия Свидетельства о государственной регистрации либо копия временного свидетельства о регистрации или вновь создаваемых предприятий;
7) Документы о назначении лиц с правом первой и второй подписи в платежных документах, заверенные организацией;
8) Карточка с образцами подписей и оттиском печати, заверенная нотариально либо вышестоящей организацией;
9) Ксерокопия справки из Федеральной службы статистики (Госкомстата), заверенная организацией;
10) Справка из фонда социального страхования.
После предоставления указанных документов формируется служебная записка, в которой главный бухгалтер предоставляет отметку разрешить операции по кредиту (т.е. валютный счет предприятия считается открытым и на него можно зачислять денежные средства).
Далее банк не позднее пяти дней со дня открытия счета информирует фонд социального страхования и налоговые органы об открытии счета. В свою очередь клиент также информирует налоговый орган путем сообщения об открытии (закрытии) счетов.
После получения информационного письма из налоговых органов главный бухгалтер подписывает заполненную карточку с образцами подписей и печатей и в служебной записке предоставляет отметку разрешить операции по дебету (т.е. со счета можно снимать денежные средства).
Во избежание различных недоразумений предприятие- участник ВЭД должно информировать КБ о всех изменениях, происходящих в организационной структуре: при замене лиц, обладающих правом первой и второй подписи, печати и т.п.
Далее реализация внешнеторговых сделок предполагает взаимодействие банка и предприятия- участника ВЭД в рамках осуществления международных расчетов (табл. 3.1)
Таблица 3.1
Услуги банков в области международных расчетов
Формат расчетов | Услуги банков |
Торговля по открытому счету: Банковские переводы Использование кредитной карточки | Клиринговые услуги банков, расчет платежных лимитов на банки-контрагенты Услуги банков в области корреспондентских отношений Ускорение международных расчетов |
Торговля и исполнение негоциируемых инструментов: Вексель Чек | Расчет и управление рисками при принятии клиентом обязательств контрагента |
Документарные формы расчетов: Авансовый платеж Аккредитив Инкассо Гарантия | Открытие и продвижение аккредитивов, гарантий и контргарантий Использование международных контактов банка и услуг в области корреспондентских отношений по подтверждению обязательств банка-плательщика Расчет лимитов для банков-контрагентов |
Рассмотрим на конкретном примере процесс взаимодействия участника ВЭД с коммерческим банком по осуществлению платежей покрытым аккредитивом при импортной сделке (рис. 5.1.), где :
1) Стороны заключили контракт купли-продажи;
2) Limex Ltd, извещает ООО «Тейн» о готовности товара к отгрузки;
3) ООО «Тейн» предоставляет в ОАО АБ «ЮТБ» заявление на открытие покрытого аккредитива ; ОАО АБ « ЮТБ» зачисляет денежные средства по аккредитиву на свой внебалансовый счет;
4) ОАО АБ «ЮТБ» через Ost-West Handelsbank AG извещает Bank National de Pari об открытии покрытого аккредитива и пользу Limex Ltd;
5) Bank National de Pari извещает об открытии покрытого аккредитива Limex Ltd;
Limex Ltd., Франция |
Bank National de Pari, Франция |
Ost-West Handelsbank AG, Германия |
ОАО «Тейн», Россия |
ОАО АБ «Южный Торговый Банк», Россия |
4 4
9 10
3 11 5 7 12
Рис. 5.1. Схема взаимодействия ОАО АБ «Южный Торговый Банк» и ООО «Тейн» при осуществлении платежей по импортной операции покрытым аккредитивом
6) Limex Ltd, отгружает товар;
7) Limex Ltd, предоставляет отгрузочные документы в Bank National de Pari;
8) После проверки отгрузочных документов Bank National de Pari пересылает их в ОАО АБ «ЮТБ»;
9) После проверки документов ОАО АБ «ЮТБ» списывает денежные средства по аккредитиву с внебалансого счета на свой корреспондентский счет и дает поручение Ost-West Handelsbank AG перечислить эти средства в Bank National de Pari;
10) Ost-West Handelsbank AG перечисляет денежные средства в Bank National de Pari;
11) ОАО АБ «ЮТБ» передает отгрузочные документы ООО «Тейн»;
12) Bank National de Pari извещает Limex Ltd о зачислении денежных средств на его счет.
Для принятия на обслуживание внешнеторговых контрактов в коммерческом банке оформляются следующие документы, которые являются и основанием для валютного контроля:
1) Досье – формируемый по каждому паспорту экспортной/импортной сделки (ПС) набор документов для контроля за обоснованностью оплаты экспортируемых/импортируемых по контракту товаров, работ, услуг. Формирование досье производится уполномоченным банком либо его филиалом. Документы, входящие в досье, готовятся либо предприятием- участником ВЭД, либо уполномоченным банком. Досье включает в себя следующие документы:
• международный контракт купли - продажи товаров, работ, услуг;
• сведения о договоре;
• паспорт сделки;
• грузовая таможенная декларация (ГТД);
• получение на покупку/продажу иностранной валюты;
• заявление на перевод (при импорте);
• телекс о переводе (межбанковский документ по форме СВИФТ);
• распоряжение на удержание комиссии КБ за оказанные услуги и выполнение функций агента валютного контроля;
• справка о валютных операциях;
• справка о расчетах;
• справка о поступлении валюты;
ведомость банковского контроля;
При оплате авансом дополнительно включается Декларация на страхование авансового платежа, оформляемая банком по договору со страховой компанией;
2) Паспорт сделки (ПС). Участник ВЭД по каждому контракту оформляет паспорт сделки, подписываемый исполняющим банком. Для его оформления в банк предоставляются следующие документы:
• ПС в двух экземплярах
• копия внешнеторгового контракта, на основании которого был оставлен ПС, Заверенная организацией. Если контракт составлен на иностранном языке, заверенный в соответствующем порядке;
• копии разрешений на осуществление валютных операций, если таковые необходимы.
Паспорт сделки подписывается ответственным сотрудником банка, уполномоченным подписывать ПС по контрактам, а также совершать иные действия по валютному контролю от имени банка, и заверяется печатью банка, используемой для целей валютного контроля, зарегистрированной в Центральном банке РФ. Первый экземпляр ПС возвращается участнику ВЭД, а второй вместе с вышеперечисленными документами остается в банке и помещается в досье. В случае внесения в контракт каких-либо изменений или дополнений, которые затрагивают сведения, указанные в ПС, процесс формирования ПС начинается сначала (предоставление тех же документов и проведение тех же процедур).
Ксерокопия ПС, заверенная подписью ответственного сотрудника банка и печатью банка, представляется для таможенного оформления товаров и остается в делах таможенного органа, который проверяет соответствия сведений, заявленных в ГТД, условиям контракта и сведениям, содержащимся в представленной ксерокопии ПС, а также соответствие печати банка на ксерокопии образцу печати, содержащейся в карточке образцов оттисков печатей, используемых для целей валютного контроля;
3) Грузовая таможенная декларация (ГТД). Участник ВЭД в течение 15 календарных дней (но не более 30 дней) с даты принятия решения об экспорте (выпуске) товаров должен предоставить в банк ксерокопию ГТД, заверенную подписью и печатью должностного лица таможенного органа, которая помещается в досье;
4) Ведомость банковского контроля – также документ валютного контроля, содержит сведения об операциях по контракту. Ведомость формируется и помещается в досье при эго закрытии. Этот документ состоит из трех частей:
• «Идентификационные сведения» – формируются на основании ПС;
• «Сведения об операциях по контракту» – основаны на данных ПС и справок о валютных операциях, о расчетах, о поступлении валюты;
• «Сводные данные по контракту» – базируются на основании данных предыдущей части ведомости банковского контроля; здесь используются кодификаторы видов оплаты, валют и т.п;
Ведомость банковского контроля формируется по истечении 90 календарных дней, следующих за датой, указанной в графе «Последняя дата» ПС.
Учитывая вышесказанное, (рис. 5.2.) приведем общую схему взаимодействия предприятий – участников ВЭД (экспортеров и импортеров) с обслуживающими их операции коммерческими банками, полагая, что используется наиболее распространенная в российской практике форма международных расчетов – банковский перевод.
Рис. 5.2. Общая схема взаимодействия экспортера/импортера с коммерческим банком (при расчетах по банковскому переводу)