Правовые основы таможенного дела в России
В настоящее время в условиях формирования нормальных рыночных отношений российское государство серьезно заинтересовано в наличии таможенного права как самостоятельной правовой отрасли. Его интерес заключается в наличии системного, стабильного отраслевого подхода к определению правовых, экономических и организационных основ таможенного дела. Принципы таможенного права представляют собой исходные нормативно-руководящие начала таможенно-правового регулирования. Они обеспечивают взаимосвязь таможенного права, таможенного законодательства и таможенной политики, гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса в сфере таможенного дела, содействуют своевременной отмене устаревших и принятию новых нормативно-правовых актов, а также толкованию правовых актов и устранению правовых пробелов в таможенном законодательстве. Принципы таможенного права можно подразделить на общеправовые принципы и принципы отраслевого характера. [ 9. c. 182 ]
К общеправовым принципам таможенного права относятся:
1)Принцип уважения прав и основных свобод человека;
2)Принцип законности,
3)Принцип координации и взаимодействия государственных органов; 4)Принцип полномасштабного и четкого таможенного регулирования; 5)Принцип научности;
6)Принцип гуманности;
7)Принцип наибольшего благоприятствования;
8)Принцип приоритета международно-правовых норм и ряд других.
Одним из ведущих принципов таможенного права является принцип уважения прав и основных свобод человека, поскольку в Основном законе нашей стране - Конституции РФ человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью. Особое значение этот принцип имеет для правовой регламентации процедуры таможенного контроля (в особенности исключительной его формы - личного досмотра), а также целого ряда аспектов административно - юрисдикционной деятельности таможенных органов (например, порядка проведения административного задержания, доставления и ряда иных мер принудительного характера).
Принцип законности предполагает необходимость строгого соблюдения всеми субъектами таможенного права Конституции РФ и ее законов, а также принятых в соответствии с ними подзаконных нормативно-правовых актов.
Принцип координации и взаимодействия государственных органов означает необходимость согласования норм таможенного законодательства с нормами иных отраслей права.
К отраслевым принципам таможенного права относятся также принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, такие как равенство участников внешнеторговой деятельности, запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров и транспортных средств, возможность ограничения ввоза и вывоза товаров и транспортных средств, добровольность выбора таможенного режима и ряд других.
В правовую основу деятельности таможенных органов входят такие функции как:
Дознание – одна из форм предварительного расследования преступлений (предварительного следствия), которое в свою очередь включает работу по сбору, оценке и проверке необходимых доказательств, на основе которых устанавливаются обстоятельства совершения правонарушений. Дознание в системе таможенных органов обеспечивается на уровне РТУ специализированного Регионального таможенного управления по борьбе с контрабандой, а также оперативных и основных таможен. Дознание в таможенных органах является важным инструментом правовой защиты экономических интересов Российской Федерации и ее безопасности. Борьба таможенных органов с преступлениями в сфере таможенного дела - одна из важнейших задач, стоящих перед ними.
Еще одним видом деятельности таможенных органов является оперативно-розыскная работа, которая осуществляется посредством проведения соответствующих мероприятий в целях выявления и пресечения преступных посягательств и противоправных действий, угрожающих безопасности государства и населения по разным составляющим (защиты жизни, экологии). Оперативно-розыскная практика таможенных органов ведет в основном в рамках борьбы с контрабандой и обеспечения собственной безопасности таможенной службы, а также в случаях поступления запросов от международных таможенных организаций и других компетентных органов зарубежных стран в соответствии с международными договорами России в системе международного таможенного сотрудничества.
Важной составляющей правоохранительной деятельности в рамках таможенных структур России являются экспертно-криминалистические службы, которые обеспечивают потребности в проведении экспертиз исследований товаров и транспортных средств, перемещаемых через российскую таможенную границу, а также средств подтверждения правомерности их ввоза или вывоза (товаросопроводительной документации, печатей, штампов и их оттисков, бланков, пломб, образцов, подписей) Подобная правоохранительная деятельность направлена на формирование проектов профилей рисков, на основе выявленных экспертизой случаев недостоверного декларирования товаров и транспортных средств, рыночной стоимости, определения принадлежности к тем товарам, к которым применяются запреты и ограничения, установленные законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В рамках правоохранительной деятельности таможенной службы существует система ведомственного контроля и надзора в целях обеспечения соблюдения таможенного и иного федерального законодательства сотрудниками самих таможенных органов. В частности, ведомственный контроль осуществляется по трем направлениям и может быть подразделен на инспекционный, финансовый и юридический. Инспекционный контроль предполагает проверку отдельных участков работы нижестоящих таможенных органов с целью выявления и анализа причин, порождающих негативные факты и явления в их функциональной деятельности, и последующего их устранения. [ 16. c. 125 ]