Обязательные работы, как вид уголовного наказания

Обязательные работы заключаются в выполнении общественно-полезных работ в свободное от основной работы или учебы время в местах и на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Признакиобязательных работ:

1. Это общественно полезные работы, т.е. они должны приносить пользу населению, проживающему на территории соответствующего муниципального образования. В РФ они, как правило, выражаются в выполнении работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства. В то же время в законе нет каких-либо ограничений на выполнение общественно полезных работ и в других сферах жизнедеятельности. Самое главное, что бы эти работы приносили пользу обществу и не превратились в использование осужденного в коммерческих целях. Сегодня у нас недостаточно определяется круг объектов для обязательных работ, на которых может осуществляться данный вид наказания.

2. Эти работы бесплатные, т.е. осужденный не получает за их выполнение какое-либо вознаграждение. Организация, использующая труд осужденного, получает экономию фонда оплаты труда, и эта экономия остается в организации.

3. Данные работы выполняются в свободное от основной работы или учебы время. Это правило распространяется на тех осужденных, которые работают или учатся. Если он не работает или не учится, то он выполняет работы в то время, которое определяет для него организация. В уголовно-исполнительном кодексе существует ограничение дневного времени выполнения обязательных работ. Взрослый осужденный не может работать более 4 часов в день (если не имеет основного места работы или учебы).

4. Обязательные работы отбываются в местах и на объектах, определяемых органом местного самоуправления. Для этого составляется перечень организаций, где будут отбываться обязательные работы, этот перечень утверждается главой органа местного самоуправления и согласовывается с начальником уголовно-исполнительной инспекции. Обязанность составить перечень лежит на органе местного самоуправления. На практике все наоборот. Перечень составляют инспекции и несут главе на подпись. Орган местного самоуправления объясняет это тем, что закон хоть и закрепил данную процедуру, но финансировать больше не стал, а бесплатно органы местного самоуправления занимать этим не собираются.

5. Обязательные работы могут отбываться только в районе места жительства осужденного, однако, законодательство РФ не содержит определения понятия района места жительства, существует только понятие определения места жительства. Практика вкладывает в это понятие территорию соответствующего муниципального образования, на котором проживает осужденный фактически (не обязательно, чтобы он был тут зарегистрирован). Обязательные работы исполняются уголовно-исполнительными инспекциями. Эти инспекции являются структурным подразделением территориальных органов федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России).

Проблемы назначения и назначения обязательных работ:

1. В УК существует перечень лиц, которым данное наказание не может быть назначено. На основании практики можно сказать, что данный перечень несовершенный, поскольку существуют серьезные проблемы исполнения обязательных работ в отношении несовершеннолетних, не достигших 16 лет; инвалидов II группы; лицам без определенного места жительства.

Если суд назначил обязательные работы 14-15 летним, то возникает проблема, что они не могут привлекаться ко всем видам работ. Существуют препятствия по назначению наказания лицу, находящемуся на учебе. Что является свободным временем? Время, когда закончились занятия или время после занятий + время на подготовку домашнего задания.

Лица без определенного места жительства. Что считать районом их места жительства? Они проживают, конечно, на территории какого-то муниципального наказания, но возникают проблемы контроля. Работодатель тоже не хочет сотрудничать с такими работниками. Поэтому необходима какая-то социальная защита данной группы лиц. Сегодня данная система не развита. Есть отдельные случаи (приюты), но это единичные случаи и не решает проблемы. Также лица, отбывающие наказания, стремятся уклониться от исполнения работ, чтобы получить иное наказание, в качестве лишения свободы, чтобы получить место для проживания и какой-то минимум.

Инвалиды II группы.На объекты ЖКХ таких лиц не привлечешь, так как эти работы обычно связаны с вредом для здоровья. Поэтому каждое 3 наказание в отношении инвалидом не применяется.

2. Привлечение осужденных к отбыванию обязательных работ. Привлечь осужденного к отбыванию обязательных работ – обязанность инспектора. На практике – это его головная боль. Это большая проблема, привлечение к отбыванию – 50% успеха. Но осужденный намеренно не получает информацию о работах (правах, свободах, обязанностях). Если он расписался за полученное извещение, необходимо, чтобы он дошел до места работы, иначе он не будет считаться уклоняющимся, и не будет нести наказание.

3. Контроль за качеством выполняемых работ. В УК говорится только об учете отработанного времени. А чем они занимаются – неважно, так как вопрос не урегулирован законом.

4. Розыск осужденных, скрывшихся в целях уклонения от отбывания обязательных работ. Такие осужденные объявляются в розыск, в соответствии с законом, правда, не написано кем они объявляются. Его можно задержать на 48 часов, если его нашли. Но где его содержать? В КАЗе (обезъяннике), СИЗО нельзя содержать. В связи с этим данная норма – «мертвая», она не применяется на практике.

5. Проблема замены обязательных работ в случае злостного уклонения осужденного при отбывании. Проблема заключается в том, что существующие правила замены – соразмерность наказания, некорректны и никого не пугают.

Наши рекомендации