Изменения в политическом режиме Германии к 19 в. Милитаризация гос управления
Государственно-политический режим кайзеровской Германии предполагал авторитарные методы управления государством при опоре на военный и бюрократический аппарат. Конституция 1871 г. создала для этого все условия: ограничила права рейхстага, не предусмотрела ответственного перед парламентом правительства, сохранила в руках императора и канцлера все рычаги власти. Создание системы управления империей в конце XIX в. связывают с именем канцлера О. Бисмарка. Он проводил политику, названную в литературе «революцией сверху», «бонапартизмом» и предполагавшую социальное маневрирование, лавирование между ведущими социально-политическими силами — юнкерством и либеральной буржуазией. В этот период были ликвидированы многие феодальные ограничения для развития предпринимательства: введены единая система мер и весов, таможенные тарифы, патентное законодательство, создан имперский банк с правом контроля над частными эмиссионными банками. За короткий срок сложилась партийная система, состоявшая из Консервативной партии (выражала интересы юнкерства), Национал-либеральной и Прогрессистской партий (представлявшая предпринимателей и интеллигенцию), Социалистической единой партии Германии и ряд других.
К началу XX в. в системе государственного управления оформилось 9 общеимперских правительственных ведомств: Имперская канцелярия, Имперское ведомство, внутренних дел, Имперское ведомство внешних дел, Имперское морское ведомство, Генеральный штаб или Верховное военное ведомство, Почтовое ведомство, Ведомство юстиции, Ведомство железных дорог и Ведомство финансов. В начале XX в. с превращением Германии в колониальную державу появилось особое Ведомство колоний.
В конце 70-х гг. XIX в. «либеральная эпоха» сменяется периодом «военно-полицейского» государства и развития репрессивного законодательства. Причины этого состояли в специфике экономического развития страны, его социальной структуры и в росте политического влияния оппозиционных партий (прежде всего, социалистов). Объединение Германии создало благоприятные условия для «промышленной революции», но, в сравнении с Англией и Францией, она завершалась значительно позднее. Чтобы обеспечить быстрый экономический рост, правительство заявило о переходе к жесткому протекционизму и усилению государственного вмешательства в экономику. За короткий срок (к началу XX в.) Германии удалось совершить стремительный скачок и войти в число развитых индустриальных держав.
В конце XIX з. в Германии сохранялся полуабсолютистская монархия, а господствующее положение в государственно-политической системе удерживало немецкое дворянство — юнкерство. Призывы к демократизации политического строя Германии вызывали агрессивную реакцию юнкерства и военных.
Правительственная программа в 80—90 гг. XIX в. по достижению экономического прогресса и социального мира предполагала устранение с политической арены левой оппозиции и превращение рейхстага в послушное орудие кайзера. В 1878 г. под угрозой роспуска рейхстаг принял закон «Против общественно опасных стремлений социал-демократов», названный «исключительным законом против социалистов». Он запрещал все социал-демократические, социалистические и коммунистические организации, собрания и печатные издания, пропагандирующие свержение существующего государственного строя. Полиции были предоставлены широкие полномочия для обеспечения общественной безопасности, вплоть до возможности объявлять «осадное положение» и высылать неблагонадежных лиц. Этот закон был использован для разгона профсоюзов, рабочих касс взаимопомощи и подобных профессиональных организация. Осадное положение в разное время было введено в Берлине, Гамбурге, Лейпциге.
Одновременно правительство заложило основы социального законодательства, были приняты законы о социальном страховании по болезни, инвалидности, при несчастном случае, в связи со старостью. В 90-е гг. был введен 11-часовой рабочий день для женщин, запрещен труд детей до 13 лет, установлен обязательный воскресный отдых. Тем не менее, данные меры не решали проблемы социальной защищенности. Поэтому на 80-е гг. XIX в. пришлось рекордное количество забастовок рабочих. Очевидный провал «репрессивных законов» заставил в 1890 г. отменить исключительный закон против социалистов.
На рубеже XIX—XX вв. в Германии продолжалась политика милитаризации государственной системы. Пределы экономического роста в рамках Европы заставляли искать выход в колониях. Германия активно готовилась к войне и создала крупнейшую в Европе армию. Для постоянного увеличения военных ассигнований правительство шло на прямые нарушения конституции и провоцировало парламентские кризисы. В 1874 г. рейхстаг одобрил Закон о 7-летнем невмешательстве в расходы на содержание армии, который затем был продлен еще на 7 лет. Нараставший социальный протест в очередной раз попытались сдержать репрессивными мерами. В 1908 г. был принят «исключительный закон против молодежи», запретивший лицам до 18 лет вступать в политические союзы и участвовать в антивоенной деятельности.
Таким образом, в начале XX в. государственное устройство Германии сохраняло архаичные полуфеодальные элементы, что выдвигало на первый план задачи демократизации государственного строя.
80.Германское гражданское уложение 1900 г.:
После упразднения в 1806 г. священной римской империи германской нации, в Германии активно обсуждался вопрос о необходимости издания общегерманского гражданского уложения. Конкретная реализация этого предложения началась только после объединения Германии в 1871 г. Было создано несколько проектов, но они отвергались из-за громоздкости и наукообразности. Последний проект был одобрен ы 1896 г. и вступил в силу в 1900 г. В отличии от кодекса Наполеона, КГУ построен по пандектной системе. Это характеризуется тем, что перед специальным разделом – общая часть, в которой решены вопросы, имеющие значения для всего кодекса. В первой книге КГУ определен предмет гражданско-правовое регулирование, субъекты права, сроки. КГУ был принят в отличии от кодекса Наполеона в теории становления ГПК. Гражданские права признаны не только физические лица, ни и юридические – государственная казна.
Вслед за общей 4 специальные: обязательное право, вещное право, семейно-брачное право, наследственное.
В целом в КГУ воплощены общие принципы буржуазно-гражданского права. КГУ закрепил ряд гарантий – время отдыха и работы, оплата, недопустимость безусловного увольнения, пособия по болезни, время на поиск работы. В ХХ веке из Германского правового института личного найма сформировалась особенная отрасль права – в третьей части КГУ дано классическое определение права частной собственности, но одновременно с этим предусмотрены некоторые ограничения.
Так параграф 906 закрепляет «собственник земельного участка должен терпеть то воздействие на его вещь, которое соответствует обычаям данной местности, или не имеющее значение для него».
При регулировании семейно-брачных отношений, имеющим юридическое значение был признан только светский брак. КГУ закреплял норму, которая запрещала вступать в брак, если предыдущий был расторгнут из-за измены одного лица.
Наследственное право закрепило свободу завещания и значительно расширило наследственное право пережившего супруга. К наследованию призывались в порядке очереди наследники не зависимо от их степени родства. Тем самым, почти исключалось возможность признания выморочением.