Конституционные основы прокурорского надзора в Российской Федерации
В соответствии c Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» данный орган исполнительной власти определяется как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации .
Из приведенного определения следует, что прокуратура может быть отнесена к числу органов, призванных осуществлять функции конституционного надзора. Однако, в отличие от других органов конституционного надзора, например Президента Российской Федерации, являющегося гарантом Конституции, прокуратура не наделяется правом обращаться в Конституционный Суд c запросом о конституционности нормативных правовых актов.
Кроме этого, из данного определения следует, что все органы прокуратуры от имени Российской Федерации призваны осуществлять надзор за исполнением законов и соблюдением Конституции в деятельности органов публичной власти.
В этой связи весьма актуальной представляется проблема формирования правового статуса прокурора, свободного от местных влияний, любого давления или вмешательства в его деятельность.
В указанном законе определяются следующие виды прокурорского надзора за:
• исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
• соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
• исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
• исполнением законов судебными приставами;
• исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Кроме этого, закон возлагает на прокуратуру функции по:
• координации деятельности правоохранительных органов по борьбе c преступностью;
• участию в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовыванию противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;
• участию в правотворческой деятельности.
Прокуратура вправе также осуществлять уголовное преследование в соответствии c полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации .
Важно отметить, что Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации” в целях разделения функций следствия и надзора отменил полномочия прокурора по осуществлению уголовного преследования в части:
• монопольного права принятия решения о возбуждении уголовного дела;
• осуществления процессуальных действий на стадии предварительного расследования;
• рассмотрения и проверки сообщений о преступлении;
• продления срока предварительного следствия;
• дачи согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, продлении срока содержания под стражей, на производство обыска в жилище, иные действия .
Следует отметить, что в соответствии c указом Президента РФ от 1 августа 2007 г. № 1004 «Вопросы Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации» при Прокуратуре Российской Федерации образован Следственный комитет, на который возложены полномочия по исполнению законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве .
Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» возлагает на органы прокуратуры специальные обязанности:
• осуществлять полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии c действующими на территории Российской Федерации законами;
• действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
• информировать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности .
Анализ соответствующих положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» позволяет говорить об особом правовом статусе прокурора, который выражается в наличии законных ограничений его служебной деятельности, а также правовых гарантий, направленных на обеспечение самостоятельности прокурора и исполнение его требований.
Гарантии обеспечения самостоятельности прокурора и исполнения его требований находят отражение в положениях указанного закона о том, что воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя c целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.