Понятие права: многообразие определений и единство понятия
Слово "право" - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание. Его употребляют:
1. в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.);
2. для обозначения определенной правовой возможности конкретного субъекта (в данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания - право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.);
3. для обозначения юридического инструмента, связанного с государством и состоящего из целой системы норм, институтов и отраслей (это так называемое объективное право - конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).
Право в объективном смысле - это законодательство данного периода в данной стране.
Право в субъективном смысле - это те конкретные возможности, права, требования, притязания, законные интересы, а также обязанности, которые возникают на основе и в пределах этого законодательства на стороне участников юридических отношений.
Право (как юридический инструмент) есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Иначе,
Право - это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений, которой присущи
1.
· нормативность,
· формальная определенность в официальных источниках и
· обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Признаки права как социального института:
1. волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;
2. общеобязательность, в нем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;
3. нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;
4. обеспеченность возможностью государственного принуждения состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;
5. формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;
6. системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.
Ценность права выражается в том, что оно прежде всего выступает средством:
· регулирования общественных отношений (придает действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность);
· защиты существующего общественного строя (устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния);
· обновления общества, фактором его прогресса (содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество);
· решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических и т.п.);
· определения меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы);
· утверждения нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры.
Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.
Множественность теорий правопонимания обусловлена различными
1. национальными и региональными традициями,
2. философскими и идеологическими воззрениями,
3. историческими и социально-психологическими особенностями.
Учитывая такой плюрализм мнений и сложную природу самого права, И. Кант верно заметил, что "юристы до сих пор ищут свое определение права". В силу того что право находится как бы на "перекрестке" удовлетворения интересов различных социальных групп, слоев, классов, элит, оно может быть использовано в разных целях.
Существуют следующиеосновные концепции права:
1. Естественно-правовая - право есть совокупность естественных прав человека (Гоббс, Локк, Радищев и др.) .
2. Историческая - право есть совокупность правовых обычаев (Гуго, Пухта, Савиньи и др.).
3. Нормативистская - право есть пирамида не зависящих от сущего норм (Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.).
4. Материалистическая - право есть возведенная в закон воля господствующего класса (Маркс, Энгельс, Ленин и др.).
5. Психологическая - право есть правовые эмоции личности (Петражицкий, Росс, Рейснер и др.).
6. Социологическая - право есть реализация законов, юридические действия (Эрлих, Муромцев, Паунд и др.).
7. и другие
В историческом контексте право оценивалось и оценивается по-разному. Названные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юридического мировоззрения общества. Далеко не случайно, что эти учения не раз уже были востребованы практикой. Каждая из перечисленных доктрин имеет как положительные, так и отрицательные моменты.