Первые династические браки в истории России.(1)

Содержание

Введение. Актуальность. Цели и задачи исследовательской работы………..2

Глава 1. Литературный обзор.………………………………………………….3

1.1. Первые династические браки в истории России…………………………3

1.2. Династические браки между Германией и Россией.......……………......6

1.3. Роль династических браков в истории Германии и России….………....14

Глава 2. Организация и методы исследования. ……………………………...17

2.1. Описание выборки....…………………………………………………... 17

2.2. Описание методов исследования……………………………………... 17

Глава 3. Анализ результатов исследования…………………………………. 17

3.1 Анализ результатов социологического опроса.………………………. 17

3.2. Сравнительный анализ роли немецких принцесс и принцев в судьбе

России…………………………………………………………………………...18

Выводы………………………………………………………………………… 19

Заключение……………………………………………………………………. 20

Список литературы…………………………………………………………… 21

Приложение 1. Схема династических браков династии Романовых.

Приложение 2. Анкета.

Приложение 3. Результаты анкетирования.

Приложение 4. Результаты государственной деятельности русских немцев на российском престоле.

Введение

Актуальность.

Династический брак — брак, зак­лючавшийся между членами монархических династий, главным образом в политических целях. Например - брак Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонс­кого привел к возникновению едино­го Испанского королевства.

Мы узнали на уроках истории, что российские правители тоже заключали династические браки. Нас заинтересовало, почему русские цари стали выбирать себе в жены не русских девушек из знатных боярских родов, а неизвестных немецких принцесс, и мы решили исследовать данную тему.

Цели и задачи исследовательской работы.

Главная цель нашей исследовательской работы – определить роль династических отношений в истории Германии и России.

Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:

- изучить литературу по данному вопросу;

- изучить отношение группы подростков к династическим бракам в истории России через анкетирование;

- выяснить уровень знания нашими ровесниками истории нашей страны через анкетирование;

- провести сравнительный анализ роли немецких принцесс и принцев в судьбе России;

- выяснить, какую роль играют в современном мире династические браки.

Гипотеза 1: заключение династических браков между Германией и Россией не имели большего значения для нашей страны.

Гипотеза 2: немецкие принцессы и принцы сыграли огромную роль в развитии России и укреплении её положения в мире.

При анкетировании объектом исследования являются подростки (учащиеся МБОУ «Краснохолмская сош №1»). Предмет исследования – отношение подростков к династическим бракам между Германией и Россией.

Глава 1. Литературный обзор

Первые династические браки в истории России.(1)

В мировой истории династические браки - явление повсеместное.

Династические связи между различными государствами обуславливались в первую очередь личными и семейными интересами, которые переплетались и часто отождествлялись с государственными. Посредством брачного союза, страны, прежде всего, заручались поддержкой друг друга.

Первый династический брак на Руси датируется IX веком. Князь Рюрик женился на королеве Урманской Енвиге, тем самым, дав начало традиции, закрепившейся на Руси до начала нашего столетия. Позднее и потомки Рюрика, стремясь повысить авторитет династии и получить союзников в лице иностранных государств, заключали династические браки. Так Ярослав Мудрый (1019-1054г.г.) был зятем шведского короля Олафа, тестем короля Норвегии Гарольда, имел внуков-королей во Франции - Филипп I и в Венгрии- Белла I.

А до этого династические браки заключались направо и налево вне зависимости от того, что принято понимать под браками теперь. Когда взрослых детей не хватало, союзы скреплялись заключением браков с малолетними. Так, в 80-х годах Х века после усмирения волжской Булгарии союз Руси с этой державой был скреплен династическим браком князя Владимира с 4-летней булгарской принцессой, от которой в дальнейшем родились князья Борис и Глеб.

Другим свойством династических браков было многоженство. Много союзов - много браков. Но чтобы подчеркнуть значимость международного договора, иностранная принцесса должна была стать 1-й женой князя. Не по счету, не по порядку, а по важности. Своя же жена-соплеменница могла быть только 2-й. А если иностранных договоров было несколько - то и более низкой по рангу. И это, не считая нескольких сотен наложниц, если мужем был князь. Так, у князя Владимира Красно Солнышко было 800 наложниц в разных городах своего княжества (в Вышгороде - 300, в Белгороде - 300, в сельце Берестовое - 200). И даже принятие христианства не отменило этой его привилегии.

Второй чертой династического права является национальность монарха. Она считается не по происхождению монарха, а по стране, в которой тот правит. Так, варяжка Ольга была русской княгиней. И Екатерина II, немка по происхождению, также была русской царицей.

Третьей чертой союзов и, соответственно, династических браков является веротерпимость. Союзы заключались с представителями различных религий и ничего - все уживались. Например, в X веке до принятия христианства Русь заключала династические союзы: на Западе - с христианской Чехией, на Севере - со старообрядческой Швецией, на Востоке - с мусульманской Булгарией и на юге - снова с христианской державой - Византией.

Существовало также общее международное правило того времени: в династии считаются сначала все мужские линии в порядке старшинства и лишь затем линии женские. Причем не только в исконно русских родах, но и в смешанных браках было принято детей, внуков и т.д. называть так, чтобы они сохраняли родовой корень отца или матери. Это - заимствование династических имен при браках.

И еще: дети княжеского рода носили второе имя по имени города, который им принадлежал или в котором они родились. Например, имя Малко Любечанин означало, что городом Малко является Любеч на Днепре, что севернее Киева и недалеко от Чернигова. Но если человек становился князем земли (т.е. федерального государства), то он перенимал в качестве второго имени название этой земли. Например, Малко Любечанин (Малко - это, скорее всего, уменьшительное имя от Мала) в дальнейшем стал Малом Древлянским, князем Древлянской земли. Дочь свою он назвал Малушей, а сына - Добрыней, как производное от имени своей жены, чешской принцессы Добравы. Поэтому Добрыня (в дальнейшем Добрыня Никитич) - не только русский князь, но и прирожденный принц крови Чешского королевского дома (т.е. чешской правящей династии), которого должны были величать "Его Королевское Высочество".

Но есть еще одна, наверное, самая главная черта династического права: наследником в своей стране или в своем доме становился только старший сын. (Данное правило описывается еще в библии в отношении продажи первородства Исавом Иакову). Если были еще земли, то они раздавались другим сыновьям. В федеративной Киевской Руси таких земель хватало для детей монарха первой коронной земли (т.е. Полянского княжества). Но в княжествах имелись другие лица, которые тоже хотели княжить, что и приводило периодически к междуусобицам, когда центр оказывался слабым. А это происходило тогда, когда умирал отец - князь коронной земли, а сыновья начинали передел власти.

Во времена Ордынского ига на Руси князья ради покровительства татарского хана, вассалами которого они являлись, женились на его дочерях или сестрах. Князь смоленский Федор Ростиславич Чёрный вынужден был жениться на дочери хана Тулабуга, получив в приданое общим числом "36 градов". В 1318 году московский князь Юрий Даниилович, женившись на сестре хана Узбека Кончаке, получил от хана ярлык на великое княжество Владимирское. Этот брак поднял авторитет московской династии, что впоследствии способствовало централизации власти вокруг Москвы.

Брак Иоанна III на племяннице последнего Византийского императора Константина Палеолога Софии в 1472 году привел к укреплению власти русского князя, расширению торгово-экономических отношений Руси и Запада. И, несмотря на намерения Папы Римского подчинить Русь католическому влиянию, государство осталось верным преемником Византии, как в религии, так и в культуре.

В 1761 году, после смерти императрицы Елизаветы Петровны, на русском престоле, по сути дела, оказались два немца - герцог Гольштейн-Готторпский Пётр III и принцесса Анхальт-Цербстская Екатерина II. Это было на руку прусскому императору Фридриху II, который, ведя с Россией войну, терпел поражение. Но немецкая принцесса избавилась от своего слабохарактерного мужа и превратилась в великую русскую императрицу-патриотку своей новой родины.

Вышеизложенные исторические факты подтверждают то, что династические браки являлись своеобразной стратегией и тактикой, политической хитростью в достижении целей и решении некоторых проблем русской дипломатией, а также способствовали возвышению русского двора в глазах европейских монархов. (1)

Наши рекомендации