Институциональный уровень
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Конспект лекций
Оглавление
Тема 1 Теоретические основы государственного управления
1.1 Сущность, субъекты и объекты государственного управления
1.2 Структурные уровни организации и содержание государственного управления
1.3 Цели государственного управления
1.4 Функции государства и функции государственного управления
1.5 Свойства государственного управления
Тема 2 Методологические основы государственного управления
1.1 Подходы к государственному управлению
1.2 Концепции государственного управления
1.3 Методы государственного управления
1.4 Инструменты государственного управления
1.5 Принципы государственного управления
Тема 3 Государственная политика и механизмы её реализации
3.1 Сущность, содержание и этапы формирования государственной политики
3.2 Модели государственной политики
3.3 Виды, направления государственной политики, механизмы и инструменты её реализации
Тема 4 Результативность и эффективность государственного управления
4.1 Содержание концепции управления, ориентированного на результат
4.2 Содержание понятий результативность и эффективность. Виды эффективности
4.3 Критерии и показатели результативности и эффективности государственного управления
Вопросы к экзамену
ТЕМА 1 Теоретические основы государственного управления
Сущность, субъекты и объекты государственного управления
1.2 Структурные уровни организации и содержание государственного управления
Цели государственного управления
Функции государства и функции государственного управления
Свойства и принципы государственного управления
Сущность государственного управления
Управление – это целенаправленное воздействие субъекта (управляющей подсистемы) на объект (управляемую подсистему).
Государственное управление - целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей для достижения социально-значимых результатов.
Объекты государственного управления – общественные процессы, отношения и деятельность людей на определённой территории.
В качестве субъекта государственного управления выступает руководитель или коллегиальный орган управления, наделённые полномочиями и компетенцией принимать решения и нести ответственность за обеспечение их исполнения.
Государственный орган – это учрежденное в установленном порядке образование, выполняющее от имени государства одну или несколько функций и задач и обладающее организационным единством, собственной компетенцией и полномочиями.
Функции - это объективно обусловленные виды управленческой деятельности руководителя или государственного органа, его роль в системе государственного управления.
Задачи- набор конкретных действий, решение которых обеспечивается выполнением функций руководителя (государственного органа).
Компетенция- нормативно зафиксированный перечень вопросов, решать которые имеет право (уполномочен) руководитель орган государственной власти.
Полномочия - совокупность возможных действий конкретного руководителя или органа государственной власти, то, что он имеет право и (или) обязан делать. Главным отличительным признаком государственных органов от государственных учреждений, организаций и предприятий является наличие государственно-властных полномочий.
Ответственность - обязательство руководителя или органа государственной власти отчитываться в своих действиях и отвечать за их возможные последствия.
Состав функций, задач, компетенция, полномочия и ответственность руководителя или государственного органа определяются его статусом.
Статус - это юридически закрепленное место конкретного органа в единой системе органов государственной власти.
1.2 Структурные уровни организации и содержание государственного управления
Государственное управление носит системный характер. Оно характеризуется множеством общих и частных целей, задач и принципов, институтов и органов управления, внутрисистемных и межсистемных связей.Можно выделить три структурных уровня организации государственного управления -институциональный, административный и технологический
Институциональный уровень
Институты рассматриваются, как законы, установления, нормы поведения, ценности, традиции и как система органов власти.
Институциональный уровень предполагает осуществление политического государственного управления, законодательной и контрольной деятельности государства и правосудия.
Политическое управление включает разработку концепции политики государства в определённой сфере (общих политических целей, принципов, приоритетных направлений и главных задач на заданную стратегическую перспективу), определение требований к формированию правового поля, формирование имиджа государства и линии его поведения в международных и внутренних отношениях.
Законодательная деятельность государства - это установление (через принятие нормативно-правовых актов или путем прямого народного волеизъявления) правил наиболее общего характера по важнейшим вопросам общественной жизни, определяющих поведение и деятельность физических и юридических лиц, предприятий, учреждений, организаций, коллективов, общностей и корпораций (Законодательная власть).
Контрольная деятельность государства предусматривает инспектирование, отчетность и проведение проверок соответствия деятельности государственных и муниципальных органов власти и управления и их должностных лиц актам государственного и местного законодательства (Прокурорский надзор).
Правосудие - реализация судами, составляющими судебную систему государства, полномочий по рассмотрению в особой процессуальной форме и разрешению конституционных, гражданских, административных и уголовных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом и полномочий по обязательному толкованию правовых норм, нормотворческих, контрольных и иных полномочий (Судебная власть).
Государственное управление – деятельность, осуществляемая, органами государственной власти, выборными и иными должностными лицами в определённых законом формах посредством использования материальных, финансовых, человеческих, информационных, природных и административных ресурсов в целях роста благосостояния населения и обеспечения безопасности и устойчивого развития территории.
Государственное управлениев узком смысле отождествляется со сферой функционирования органов исполнительной власти.
В широком смыслегосударственное управление – это непосредственная деятельность всех ветвей государственной власти (представительной, исполнительной и судебной), их органов и должностных лиц, по регулированию общественных отношений.
Административный уровень- это сфера функционального государственного управления. Каждое направление деятельности государства и его органов подвергается анализу, планируется, организуется, координируется, мотивируется и контролируется.
Государственное администрирование - 1) технологический процесс подготовки, принятия и исполнения управленческих решений, направленных на реализацию стратегий.
2) деятельность исполнительных органов власти и должностных лиц по управлению делами государства, на всех уровнях государственно-административного устройства.
3) воздействие органов управления на подведомственные им органы и объекты на основе делегирования административной ответственности за выполнение решений;
Государственное администрирование включает исполнительно-распорядительную и организационную деятельность государственных органов и их должностных лиц в подведомственной сфере, в рамках которой реализуется исполнительная власть.
Технологический уровень- осуществляет непосредственное удовлетворение потребностей в услугах государственного управления, превращаемых в конкретные продукты (результаты), которыми пользуется общество в целом, отдельные граждане или их организации.