Конституции франции 1791,1793 г
1791 г. 1.утвержден Учред.Собранием. Вскоре его подписал король, который под давлением нарастающей силы народного движения принес присягу на верность К. К. устанавливала гос. строй, основанный на ПРВ, ограничения монархии, утверждения нац. суверенитета и представительного правления.2.Права человека закреплены в ДПЧиГ 89г. 3.Провозглашалось ФГУ-унитарное.4. Ф.пр-.КМ. 5.ПРВ-Высш. закон.орган.- однопалатное Нац. собрание, 2 г. и не могло быть распущено королем. Депутаты наделялись правом неприк-ти: они не могли быть подвергнуты угол. преследованию и суду за мысли или действия, высказанные или совершенные ими при исполнении своих обяз-й. Главным назначением Нац. собрания являлось принятие законов. королевское вето было только отлагательным.Исполн. власть вручалась королю, которому предстояло осуществлять ее с помощью назначаемых им министров. Король возглавлял вооруж силы, назначал часть командного состава, утверждал назначение высших чиновников, осуществлял общее руководство внутренним управлением и внешними отношениями. Исполн власть короля огранич-сь. Он мог действовать только в рамках законов, принятых Собранием. Вводилась контрасигнатура — распоряжения короля приобретали законную силу лишь после подписания их соотв. министром, который и нес ответственность за принятое решение. Министры назначались королем, но могли быть преданы суду Нац. собранием за неправомерные действия по своему ведомству.
6.Управление на местах возлагалось на выборные органы, которые действовали под руководством и контролем соотв-х министров. Король мог отменить реш-я местных властей, если они противоречили законам и пост-м прав-ва, а в случае неповиновения отстранить их от должности, поставив об этом в известность Собрание. Последнее отвергало или утверждало принятое решение, могло предать виновных суду. Судебная власть осущ-сь выбранными на срок судьями. Они м.б смещены только за преступления по должности, установл в судебном порядке. Для рассмотр-я угол-х дел учреждался суд присяжных. Создавался кассационный суд. Особое значение имели разделы К, посвященные избирательной системе. По сути здесь решался главный вопрос — кто будет править страной..Депутаты Нац. собрания д.б избираться на основе двухстепенных выборов, в которых могли участвовать только активные граждане. Ими признавались лица, имеющие французское гражданство, 25 л, проживающие в определенном месте в течение уст-го законом времени, уплачивающие прямой налог в размере оплаты не менее трех рабочих дней, не находящиеся в услужении, внесенные в список национальной гвардии.В К нашли воплощение принципы национального суверенитета и представительного правления. Королевская власть становилась конституционно ограниченной.
К 1793г.
1.принята Конвентом 2.ДПЧиГ 1793г
3.республика. 4..ПРВ уничтож. Верх. власть -суверенному народу, плебисцитарный принцип принятия законов, всеобщее (муж.) избирательное право. Возможность избирать предоставлялась всем гражданам, имеющим постоянное место жит-ва не менее 6 мес. Каждый француз, пользующийся правами гражданства, м.б избран на всем пространстве республики Фр. гр-во предоставлялось каждому родившемуся и имеющему место жительства во Фр. По достижении 21 г. Закон. Орган- Законодат. корпус (Нац. собрание), сост. из 1 палаты и избирался на 1 год.важные сферы закон-ва: гражд и уг право, бюджет, объявление войны и т. д.При нем Исполн.Совет, выборные судьи.5.унитарное госво-83 депертамента.
44.Якобинская диктатура во Фр.1793-94гг
1793 г. вооруженные граждане и национальные гвардейцы, руководимые якобинцами во главе с повстанческим комитетом Парижской коммуны, свергли правительство жирондистов.
Они приходят к власти в чрезвычайной ситуации:над Францией нависли 2 угрозы:
- интервенция: армии 5-ти государств идут на Париж
- реставрация старых феодальных порядков (из 83 департаментов 60 восстали против Парижа)
Аграрные декреты якобинцев:
1.декрет о льготной продаже крестьянам конфискованных у контрреволюционеров, дворян-эмигрантов земель
2.ОБ отмене феод.расщепленной собств-ти, их прав, провозглашение всех равными. Особое значение имел декрет от 1793 г., ликвидировавший все оставшиеся и наиболее защищаемые реакцией феодальные права
3.Был разрешен раздел общинных земель между жителями общины (декрет 1793 г.)
Конвент– законод, исполн и суд. орган, где теперь доминировали якобинцы, принял.
Распорядительные полномочия имели комиссии и комитеты Конвента. Например, полномочия 1.комитета общественной безопасности:
- оборона
- контроль за исполнительной властью
- право арестов (борьба с контрреволюцией)
- приговор выносится на основании внутреннего убеждения судей
- обвиняемый лишен защиты.
2.в армии принцип амальгамы (по способностям, нет сословий )
3.На местах власть в Революционных комитетах.
Чрезвычайный трибунал имел неограниченные полномочия.
Якобинский террор:
1.скорое правосудие(немедл.смертная казнь)
2.о врагах народа
3.о подозреваемых àпадение якоб.диктатуры
Принятые решения начали немедленно претворяться в жизнь. В результате значительная часть крестьян превратилась в свободных мелких земельных собственников. Это не означало, что исчезло крупное землевладение (были конфискованы земли эмигрантов, церкви, контрреволюционеров, а не всех помещиков; много земель скупила городская и сельская буржуазия). Сохранилось и безземельное крестьянство.
Одновременно с этим и столь же быстро (в течение первых трех недель) проводились важные преобразования в государственном строе. Была принята новая Конституция.
С помощью якобинского террора удалось преодолеть реставрацию.
А интервенцию преодолели путем реорганизации армии (амальгама – соединение регулярной армии с добровольной).
45.Консульство и Первая империя во Франции.
В 1799 г. Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и упразднил Директорию.
Консульство. Управление страной было передано в руки трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, его пост занял Бонапарт.2,3 консулы-право голоса.
Демократические силы, в значительной мере ослабленные в предыдущие годы, не смогли оказать должного сопротивления новой диктатуре. Биржа ответила на переворот повышением курса ценных бумаг. Новый режим поддержало крестьянство, которому была обещана и действительно обеспечена защита его собственности на землю.
Конституция 1799 г. юридически закрепляла новый режим. Основными чертами вводимого ею государственного строя были верховенство правительства и представительство по плебисциту. Особенности К:
1.плебисцит.,народ.мнение через судей и нотариусов в реестре; 2.права и свободы человека отсут-т; 3.ПРВ уничтож-ся – исполн.власть-высш.власть 1 консула; 4.Расщепил законод.процесс; 5.всеобщее избир.право и одновременно отнимает его(6 млн.чел.-избиратели(21г,1 год оседлости,муж)) выбирали 1/10 часть-в окруж.списки(600тыс.); 600 тыс. избирали 1/10 часть – в депертам.списки(60 тыс.);
60 тыс. выбирали 1/10 часть – в национ.списки(6 тыс).из них назгачались в закон,испол,суд власть «МНОГО ЗВАНЫХ, ДА МАЛО ИЗБРАННЫХ»
3.ПРВ-уничтожен. Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. 1 консул наделялся особыми полномочиями: он осуществлял исполнительную власть, назначал и смещал по своему усмотрению министров, членов Гос совета, послов, генералов, высших чиновников местного управления, судей. Ему принадлежало право законодательной инициативы. 2,3 консулы имели совещательные полномочия. К назначила 1 консулом Бонапарта. В качестве органов законодательной власти учреждались: Гос совет, Трибунат, Законодательный корпус и Охранительный сенат. В действительности они были лишь пародией на парламент. Законопроекты могло предлагать только правительство, т. е. первый консул. Государственный совет осуществлял редактирование этих законопроектов, Трибунат их обсуждал, Законодательный корпус принимал или отвергал целиком без прений, Охранительный сенат утверждал. Таким образом, эти органы, ни один из которых не имел самостоятельного значения, лишь маскировали единовластие 1 консула.
Провозглашение империи.В 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника. Его власть, еще прикрытая республиканским декорумом, принимала монархический характер. Вскоре Бонапарт был провозглашен императором французов. С.этого времени не только исполнительная, но и законодательная власть сосредоточилась в его руках (и отчасти Сената).Диктатура Наполеона:
1.Законод власть сам-но осущ-л;
2.подчинил испол.власть На местах-назначал.
3.Суд власть.судьи назначаемые
4.уничтожение оппозиции(якобинцы,роялисты)
5закон-но устанавливает част.собств-ть, бурж.отн-я Принятие ГК(1804),УПК(1808),УК(1810)
46.Вторая республика во Франции.Конституция 1848г.Вторая империя во Франции.
В 1848 г. в Париже произошло восстание части рабочих и студентов. Королевские войска действовали против восставших неохотно, король отрекся от престола и бежал за границу. Июльская монархия, как и Легитимная, рухнула при первом же натиске. В зал заседаний палаты депутатов ворвалась группа восставших, большинство депутатов разбежалось, оставшиеся объявили о низложении монархии и учреждении временного правительства. Временное правительство, состоящее из республиканцев, под давлением восставших парижан провозгласило Фр республ. как и в 1792 г., республиканское меньшинство, опираясь на часть парижан и депутатов, при общей растерянности навязало Фр вторую республику.
Для выработки новой, республиканской К Временное правительство объявило о созыве Учредительного собрания, которое должно было избираться на основе всеобщего избирательного права для всех совершеннолетних граждан муж. пола без имущественного ценза. После введения всеобщего избирательного права народные массы были вовлечены в политическую жизнь страны. Установление всеобщего избирательного права было явно преждевременно, оно привело страну к хаосу. Выборы в учредительное собрание состоялись в апреле 1848 г В ноябре 1848 г. Учредительное собрание приняло К второй республики. Фр провозглашалась единой и неделимой демократической республикой. Конституция говорила не о правах человека и гражданина, а о правах французских граждан, гарантированных конституцией. В перечне этих прав не содержалось новых постановлений, за исключением социальных обязанностей государства содействовать бесплатному начальному и профессиональному образованию, организации государственных «общественных работ» для безработных, провозглашалось неопределенное обещание помощи неимущим в пределах возможности.
Организация государственной власти основывалась на двух принципах: народного суверенитета и разделения властей. Конституция устанавливала, что все государственные власти исходят от народа и не могут быть передаваемы по наследству. Разделение властей провозглашалось первым условием свободного правительства. Суверенитет принадлежит народу и осуществляется его представителями. По конституции суверенный народ делегировал, передавал законодательную власть однопалатному национальному собранию, а исполнительную власть - президенту республики.Конституция 1848 г. фактически устанавливала президентскую республику, в которой президент является не только главой государства, но и главой исполнительной власти.
1852 г., президент получил от Сената титул императора французов Наполеона III (Наполеоном II считался рано умерший сын Наполеона I). Подавляющее большинство избирателей (около 80 %, 7,8 мил, против 253 тыс.) проголосовали за установление империи, наследственной власти императора. Вторая республика уступила место второй империи. Установление империи получило фактически общенациональную поддержку.
Империя сочетала принципы народного суверенитета, единоличной и наследственной власти. Сила империи была в восстановлении непосредственной связи между народом и главой государства, выражаемой и подтверждаемой во время референдумов. Основой власти императора было народное избрание. Он мог непосредственно обращаться к народу, узнать мнение народа путем референдума. Вторая империя была просвещенным абсолютизмом на основе народного волеизъявления. Политическая стабильность при этом сопровождалась успешным промышленным развитием страны.
47.Образ-е Парижской коммуны. Ее гос. строй. Гражданское и трудовое законодательство
Организация и цели Парижской Коммуны.18 марта 1871г отряд правит. войск попытался захватить пушки парижской Нац.гвардии. Солдаты стали брататься с народом. Правит-во и бежало в Версаль. Власть в городе оказалась в руках Центр. комитета Национальной гвардии.
Особенность событий 18 марта 1871 - их стихийность. Поражение в войне с Германией, резкое ухудшение тяжелого положения народа, неспособность правящих кругов справиться со сложившейся в стране ситуацией попытка открытого военного подавления — все толкнуло трудящихся Парижа на восстание, вручившее власть столичной Нац. гвардии, сост. из рабочих.
Руководящее ядро восставших делилось на «большинство» и «меньшинство». Первое состояло из якобинцев (сторонников идей и принципов якоб. республики 1793—1794 гг.) и бланкистов — последователей революционера Бланки. Бланкисты боролись за интересы трудящихся. Экон. усл-я, в кот. д.б произойти коренное изм-е соц-экон. полож-я трудящихся, они представляли смутно. Гл. внимание они сосредоточивали на способах захвата полит. власти: революция м. б проведена силами законспирир. орг-и. Знач. часть «меньшинства» составляли последователи Прудона. Прудонизм – утопич. доктрина(цель — снятие противоречий в общ-ве путем созд-я особых объед-й, осн. ячейкой кот д.б стать мелкое индив.хоз-во. Прудонисты отрицали необх-ть послед. полит борьбы, заявляли о стремлении к полной отмене всякого гос-ва. «Большинство» и «меньшинство»выступалидостаточно сплоченно.19 марта ? учрежд-я новой власти. Некот. элементы уже действовали. Нац. гвардия – единств. военная сила в Париже. В 1е дни восст-я были разгромлены полиц префектура с прав-вом в Версаль, передав-сь коопер. ассоциациям рабочих.
Коммуна опубликовала программный документ относительно осн принципов гос. строя Фр—Декларацию к фр народу (ПРВ уничт-ся; суд.приставы,нотариусы-служащие коммуны; церковь отдел-ся от гос-ва; з/п госслуж=з/п рабочего; замена регул.армии всеобщ. вооруж-м народа; выборность долж. лиц; коллегиальность; ответств-ть чиновников перед народом, а не перед вышестоящ. чиновником;сменяемость долж.лиц)
Гражд законодательство.Оставаясь единой демокр. респ, Фр д.б предоставить гр-м право создавать автономн коммуны, организов по типу Парижской, правомочия отд коммуны м.б ограничены только одинак правами всех прочих коммун, союз кот обеспечивал единство страны. К ведению каждой коммуны относ-сь контроль местного бюджета, управл-е местным имущ-м, орг-я собств. суда, полиции и нац гвардии, образ-е Неотъемл право граждан коммуны - участие в ее делах путем своб выражения своих взглядов и свободы защиты своих интересов, полная гарантия свободы личности, совести и труда. Должн.лица, выборн или назнач. после победы по конкурсу, должны наход-ся под пост. общ. контролем и м.б отозваны. Центр. прав-во-собрание делегатов от отд. коммун.
Соц-эконом мероприятия Коммуны:национ-я брош. мастерских, рабочий контроль над произв-м, реквизиция пустующих квартир буржуазии, запрет ночного труда в булочных, минимальные зарплаты, запрет штрафов и вычетов из зарплаты, возвращение заложенных в ломбард вещей.
Версальское прав-во развернуло в Париже активную подрывную деят-ть (шпионаж, подкуп, саботаж, диверсии, терр акты).Пользуясь провозгл правом свободы печати для всех, корреспонденты выходивших в Париже проверсальских газет посещали наиболее ответств участки фронта, после чего печатали подробнейшие военные обзоры. Они служили дополн источником информации для версальцев, имевших возможность получать эти газеты в тот же день.
48.Политическая борьба во Франции 1871-1875гг. Конституционные законы 1875 и конституционные поправки 1884г.
Конст.з-ны 1875. Конст-ции не было, было 3 з-на: об орг-ции гос.вл.от 25 февр.1875;об орг-ции Сената от 24 фев; об отнош-х гос.вл.от 16.07.(все они приняты национ-м собранием). Ими оформ-сь парламент.республика, но слова республики нигде не упомин-сь. В 1884 б.принята поправка, запрещ. пересмотр республик. формы правления. К.з. сместили все властн. полномочия в сторону През-та, его объем полномочий почти как у монарха(гл.гос-ва;пр.законод.иниц-вы;пр.роспуска палаты деп-тов с согласия Сената,новые выборы; руков-во вооруж. силами, внешн.политика). Готов-сь почва для монархии. Законод.вл.осущ-сь Палатой деп-тов (избир.на 4 г.всеобщим голосованием) и Сенатом. Сенат избир-ся на 9 лет, 75 назнач-сь През-том, 225 избир-сь,выборы цензовые(имущ.,возраст 40л.). Совет мин-ров подотчетен През-ту. При наличии многопарт-ти это оборач-сь частой сменой кабинетов.