Этносоциальные проблемы в современном мире
Локальный конфликт (война) (от лат. localis — местный)— вооруженное противостояние между государствами, политическими силами или группировками различной направленности, ведущееся на ограниченной территории без широкомасштабных боевых действий. Согласно военной доктрине Российской Федерации, локальная война является наименьшей по масштабам современной войной.
Примерами локальных войн ХХ-XXI вв. являются война в Корее 1950-1953 гг., война во Вьетнаме 1959-1975 гг., война в Афганистане 1979-1989 гг., война в зоне Персидского залива 1991 г., война в Ираке 2003 г.
Ряд источников выделяет следующие особенности локальных войн:
· Ограниченность. По политическим целям — цели ведения боевых действий известны до их начала. После достижения этих целей одной из сторон, она изъявляет желание прекратить войну. По территории — боевые действия ведутся на ограниченном участке территории, как правило — в границах одной или обеих враждующих сторон. По применяемым средствам — в боевых операциях задействуются не все имеющиеся в наличии у сторон (или у одной из сторон) виды вооружения. Как правило, не применяется оружие массового поражения, но известны случаи локальных войн с применением такого оружия.
· Государственность сторон конфликта. В боевых действиях участвуют регулярные вооружённые силы обеих враждующих государств (в том числе непризнанных и частично признанных государств). Таким образом, к локальным войнам не относятся контртеррористические операции, проводимые властями государства на своей территории без вмешательства других государств.
· Неуправляемость. Военные действия не могут быть остановлены лишь политической волей одной из сторон конфликта.
Выравнивание уровня жизни большей части населения развитых стран, отсутствие резких социальных граней в информационном обществе обусловливают если не полное исчезновение, то значительное снижение остроты классовых конфликтов. В то же время многие страны мира, в том числе и развитые, столкнулись в последней трети XX века с новой для себя проблемой — обострением конфликтов на этнической почве. В той мере, в какой эти конфликты связаны с социальными причинами, их определяют как этносоциальные.
Причины межэтнических конфликтов многообразны. В прошлом они чаще всего порождались ущемленным статусом этнических меньшинств (ограничениями на использование национального языка и выражение религиозных убеждений, проявлениями расизма и великодержавного шовинизма, ограничениями доступа к престижным профессиям и т.д.).
В современном мире необходимость уважения прав и интересов представителей этнических меньшинств зафиксирована в международно-правовых документах. Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт о правах человека (1966) зафиксировали признание международным сообществом равных прав всех людей независимо от расы и национальности. В 1963 г. была принята Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, в 1978 г. — Декларация о расе и расовых предрассудках, а также об основных принципах, касающихся роли средств массовой информации в защите прав человека и борьбе против расизма. В большинстве региональных международных документов (в частности, Европейского Союза, Совета Европы) ущемление прав представителей этнических меньшинств рассматривается как нарушение базовых прав человека.
В развитых странах этнические конфликты чаще вызывает не прямая дискриминация, нарушающая права человека, а социальные факторы. Рост динамизма общественного развития в XX веке, социальные перемены, связанные с модернизацией экономики, непосредственно затронули положение многих этнических меньшинств.
В одних случаях рост образовательного, культурного уровня, изменение стандартов и уровня жизни порождают в среде этнических меньшинств новые требования и запросы, к удовлетворению которых общество оказывается не готово. Так, возникшие в ряде стран Западной Европы в среде интеллигенции движения за сохранение местных языков, диалектов, наречий очень скоро выдвинули требования признания их в качестве государственных, что стало источником трений. В других ситуациях типичные для постиндустриальной модернизации изменения в географии размещения производительных сил сказываются на положении национальных регионов, что становится источником новых требований и проблем. Ликвидация целых профессий в условиях постиндустриализма, если она затрагивает интересы одних этнических групп больше, чем других, неизбежно сказывается на состоянии этнических отношений в обществе.
Значительно сложнее дело обстоит в государствах, не располагающих столь значительными материальными ресурсами и столкнувшихся с этносоциальными конфликтами, которые угрожают в XXI веке стать намного более серьезным источником проблем, чем классовая борьба прошлого.
Из 164 государств мира с населением более 1 млн. человек (не считая стран, образовавшихся в результате распада СССР и Югославии) менее половины является относительно однонациональными, в них свыше 95% населения принадлежит к одному этносу. Еще в 62 государствах можно выделить преобладающую этническую группу, составляющую от 60 до 95% их населения. Остальные 57 государств являются многонациональными. При этом на упомянутые 164 государства приходится 1357 учтенных различных этнических групп (крупных — 589), большинство из которых не имеет своей государственности, многие проживают на территориях двух или более государств.
Многонациональный состав населения не предопределяет неизбежности возникновения этносоциального конфликта. Тем не менее, мир уже столкнулся с серьезным обострением таких конфликтов, в том числе и в их крайней, вооруженной форме. К концу 1980-х гг. из 111 вооруженных конфликтов, полыхавших в мире, 63 были внутригосударственными, 36 из них (около трети) произошли на почве межэтнических отношений.
Причины обострения этносоциальных конфликтов коренятся в следующем.
С одной стороны, отсутствуют материальные ресурсы для удовлетворения социально-экономических запросов этнических меньшинств.
С другой — правящие элиты, значительная часть населения оказываются не готовы признать наличие глубинных причин обострения межнациональной розни. Предрассудки, идеологические мотивы мешают им принять принцип мультикультурализма и этноплюрализма. Попытки сохранения единства государства репрессиями, этническими чистками, как показывает опыт многих стран, чаще всего и становятся причиной распада ткани государственности.
Процессы социальных перемен непосредственно влияют на состояние межэтнических отношений. В свою очередь, изменения в этническом облике общества активно воздействуют на его социальное развитие. Это позволяет говорить об этносоциальных процессах как важнейшем факторе общественного развития.
На развитие этносоциальных процессов в большой мере влияют демографические факторы — первоначальное расселение и динамика переселений людей, изменения в численности крупнейших этнических групп.
Для XX века была характерна резкая активизация миграций населения. Многие из них, особенно в первые десятилетия века, носили вынужденный, принудительный характер.
Особенно часто эти миграции следовали за войнами и связанными с ними изменениями государственных границ.
После войн начала века — балканских (1912—1913), первой мировой (1914—1918), греко-турецкой (1921—1922) — миллионы человек переселились в те страны, где они были титульной (основной) национальностью. После резкого сокращения территории европейских владений Турции турки покидали земли, перешедшие к Греции, Югославии, Болгарии. Немцы покидали земли, перешедшие к Польше, австрийцы и венгры уезжали с территорий, вошедших в состав Чехословакии, Румынии, Югославии.
После второй мировой войны (1939—1945) немцы, которых на землях стран Восточной и Юго-Восточной Европы до войны насчитывалось около 12 млн. человек, были переселены в Германию и Австрию. В Японию после утраты ею колоний вернулось около 6 млн. человек. После распада колониальных империй Великобритании и Франции бывшие чиновники, администраторы, инженеры с семьями возвращались в бывшие метрополии. После индо-пакистанских войн число людей, по религиозным или этническим мотивам поменявших место проживания, измерялось десятками миллионов. С созданием еврейского государства в Палестине (1948) сотни тысяч евреев, в том числе из СССР и Восточной Европы, когда это позволили международные условия, иммигрировали в Израиль. С нормализацией советско-германских отношений после второй мировой войны начался процесс переселения так называемых советских немцев в Германию. С распадом СССР стала наблюдаться тенденция оттока русскоязычного населения с территорий новых суверенных государств.
В итоге подобных миграций населения развивался процесс этнической и религиозной консолидации (роста однородности) населения обширных территорий.
Очень редко этническая консолидация носила добровольный характер. Чаще всего речь шла о насильственном переселении людей (депортации) или создании им невыносимых условий существования, вынуждающих их уезжать. Несмотря на признание международным сообществом подобной практики преступной, этнические чистки продолжаются во многих районах мира и в конце XX века. Однако даже там, где со сменой политических режимов, политического курса предпринимаются попытки загладить причиненное ими зло, последствия этнических чисток сказываются долгое время.
Историческая память о допущенной в прошлом несправедливости способна долгое время отравлять взаимоотношения народов. Их возвращение на историческую родину нередко оказывается болезненным процессом, связанным с необходимостью очищать уже заселенные земли, допуская новые несправедливости.
Экономические причины, бедность, нищета с незапамятных времен были причиной переселений крупных масс людей. Наибольшую привлекательность для переселенцев представляли США — страна с высоким уровнем жизни, обширной и богатой территорией, где были высокими шансы найти хорошо оплачиваемую работу. Привлекали переселенцев также Канада, Бразилия и Аргентина. В межвоенный период (1918—1939) Европу покинуло около 9 млн. человек, половина из них переселилась в США. Значительным был также масштаб миграций в эту страну из государств Азии и Латинской Америки.
Большинство стран еще до второй мировой войны начали ограничивать иммиграцию, вводя ежегодные квоты на въезд с целью получения работы, ограничивая возможности получения гражданства, ведя борьбу с нелегальной иммиграцией, высылая со своей территории лиц, проникших на нее без документов или с просроченными визами. В то же время страны демократии не ограничивали въезд на свою территорию лиц, подвергшихся на родине преследованиям по политическим, религиозным, этническим мотивам. Число такого рода беженцев в условиях бурного политического развития XX века неуклонно возрастало. Только Россию во время и после гражданской войны (1918—1922) покинуло около 2 млн. человек. Миллионы человек разных национальностей и взглядов покинули Европу, спасаясь от фашизма. Установление коммунистических режимов в странах Восточной Европы, государствах Азии, диктатур во многих странах, освободившихся от колониальной зависимости, спровоцировало новые потоки беженцев. Многие из политических эмигрантов, при изменении политической ситуации, возвращались на родину, однако часть оставалась в стране пребывания.
Послевоенный период дал импульс новому типу массовых переселений: трудовым миграциям. Концентрация усилий европейских стран на послевоенном восстановлении экономики, бурное индустриальное развитие 1950—1960 гг. определили рост спроса на рабочую силу. При высоком уровне квалификации, социальной защищенности трудящихся развитых стран для выполнения работ, не требовавших специальной, профессиональной подготовки, предприниматели стали привлекать рабочих-иммигрантов из стран с низким уровнем жизни. В Англию в этот период приглашались рабочие из бывших колоний (Индии, Пакистана, островных стран Вест-Индии, Бангладеш). Во Францию — из стран Северной Африки (Алжира, Туниса, Марокко). В Германию въезжали рабочие из Турции и Югославии. Кроме того, с развитием интеграционных процессов в Европе, в рамках сближающихся стран, был принят принцип свободного перемещения рабочей силы. Естественно, наметилось движение рабочих-мигрантов в страны с более высоким уровнем жизни, в частности из Италии — на север, в Германию.
Проживая вместе с родителями, говоря на родном для них языке, исповедуя их религиозные убеждения, дети и даже внуки иммигрантов, особенно с иным цветом кожи, пополняют собой общины этнических меньшинств. Высокий уровень рождаемости в среде иммигрантов из стран Азии, Африки и Латинской Америки определяет быстрые темпы роста численности этих общин. В Германии до 20% всех рождений детей отмечается в семьях иммигрантов. Если эта тенденция сохранится, к 2030 г. каждый четвертый гражданин ФРГ будет иностранцем по происхождению. В США в связи с высоким уровнем рождаемости у американцев с небелым цветом кожи их удельный вес среди рабочей силы к концу XX века превысил 50%.
Все большую остроту приобретает проблема беженцев из зон социального бедствия. Ими стали те страны Азии и особенно Африки, где неудачные попытки модернизации и ускоренного развития привели к разрушению традиционного жизненного уклада людей, вырвали их из привычных условий жизни, оставив без средств к существованию. Речь идет не о трудовых миграциях, когда люди, имеющие определенный уровень квалификации, образования, ищут за рубежом лучшие условия найма, чем могут получить на родине. Речь идет о миллионах человек, не имеющих ни квалификации, ни денег на проезд куда бы то ни было, ни возможности найти пропитание у себя на родине.