Оцените теоретическое и практическое значение ст. 54 Конституции РФ

Содержание ст. 54 Конституции имеет универсальный характер, т.е. распространяется на регулирование ответственности не только за преступления, но и за другие правонарушения, предусмотренные отраслевым законодательством. Конституция говорит об ответственности, не используя термин "наказание", традиционно присущий уголовному праву. Термин "деяние" также используется не в уголовно-правовом смысле, а как синоним правонарушения вообще. Отсюда неизбежен вывод, что в ст. 54 речь идет не только о преступных деяниях, но и о деяниях, составляющих содержание гражданско-правовых, дисциплинарных (трудовых), административных правонарушений. При этом следует учитывать: а) имеются в виду именно правонарушения, а не действия, вызвавшие споры о праве, решаемые в исковом порядке, когда истец добивается не санкционной меры воздействия, а выполнения ответчиком определенных обязательств, возмещения вреда и упущенной выгоды; б) поскольку говорится об ответственности, речь идет о вине в правонарушении; в) рассматриваются понятия материального права; что же касается правовых процедур, то положения ст. 54 на них не распространяются, и действия, составляющие эти процедуры (процессуальные действия), всегда регулируются законом, действующим на момент их осуществления (во время и в месте), независимо от того, расширяет ли или сужает этот закон правомочия участников действия по сравнению с ранее существовавшим законом.

Значение положения о том, что "никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением", не сводится к "поддержке" ч. 1 статьи 54 Конституции. По существу, это положение формулирует принцип законности преследования лиц, совершивших правонарушения.

Статья 10 УК РФ 1996 г., опирающаяся на ст. 54 Конституции, имеет более детализированную редакцию. Там предусматриваются не только случаи, когда устанавливается или отягчается ответственность либо, наоборот, она устраняется или смягчается (как в Конституции), но и случаи, когда закон "иным образом" улучшает или ухудшает положение лица, совершившего деяние. Представляется, что, говоря об отягчении или смягчении ответственности, Конституция имеет в виду широкий смысл этого термина, охватывая ими и те случаи, к которым относится термин УК "иным образом". Имеются в виду, в частности, случаи, когда закон улучшает условия отбытия меры воздействия (в том числе содержания лиц, осужденных к лишению свободы либо административному аресту); предусматривает облегчение условий взыскания штрафов, удержаний из зарплаты при исправительных работах либо последствий злостного уклонения от отбытия наказания, меры административного взыскания, иной меры воздействия. Только такое толкование положений ст. 54 Конституции позволяет рассматривать ст. 10 УК как не выходящую за ее рамки.

То обстоятельство, что в Конституции впервые имеется универсальное положение о действии во времени законов, устанавливающих, отягчающих, устраняющих, смягчающих ответственность за преступления и иные правонарушения, обязывает каждый раз соотносить с ним нормы отраслевого законодательства, решающие вопросы, связанные с введением в действие новых законов либо изменений и дополнений к действующим законам, которые регулируют ответственность за правонарушения. Дело в том, что если Уголовный кодекс (ст. 10) соответствует, как отмечалось, требованиям ст. 54 Конституции и этот вывод можно с некоторой оговоркой повторить применительно к Кодексу об административных правонарушениях, то в трудовом, гражданском, семейном законодательстве до настоящего времени не принято выделять в связи с введением закона в действие нормы об ответственности за правонарушения.

Положения статьи 54 Конституции должны учитываться и применительно к ст. 4 ГК, категорически устанавливающей, что "акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие" (исключение допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом), а также применительно к ст. 6 ГК, предусматривающей применение гражданского законодательства по аналогии, а если и она невозможна, то исходя из "требований добросовестности, разумности и справедливости". Нужно отметить, что ст. 4 ГК не учитывает содержания ряда норм Общей части ГК, непосредственно регулирующих ответственность за правонарушения или устанавливающих условия применения бланкетных норм о такой ответственности, имеющихся в ряде других отраслей материального права. Еще раз подчеркнем в этой связи, что вопросы действия гражданского законодательства во времени комментируются здесь только в контексте ст. 54 Конституции, т.е. только в связи с гражданскими правонарушениями, а не вообще с гражданскими правоотношениями.

Во всех случаях, когда нормы гражданского права устанавливают и изменяют основания, пределы, условия ответственности за гражданские правонарушения или участвуют в регулировании этих вопросов другими отраслями права и когда в рамках гражданского законодательства специально не регулируется действие соответствующих норм во времени, требуется применение ст. 54 Конституции как нормы прямого действия. Сказанное относится и к межотраслевым законам (например, об информации, о государственной тайне и т.д.), если они формулируют базовые положения для регулирования различными отраслями материального права ответственности за правонарушения. Положения комментируемой статьи Конституции подлежат применению и в случаях, когда отраслевое или межотраслевое законодательство содержит нормы, противоречащие этим положениям.

Административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, а также законодательство о недрах и об охране окружающей среды относятся к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции). Сказанное выше о прямом применении ст. 54 относится и к случаям, когда законодательство субъектов Федерации не содержит правил о действии во времени материальных норм об ответственности за правонарушения или эти правила вступают в конфликт с этой статьей. Это же относится к установлению административной ответственности по вопросам охраны общественного порядка и борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, осуществляемому органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Наши рекомендации