Тема: «Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.» (2ч.)
Цель:
- определить особенности идеологи и национальной политики государства в 90-е гг;
- охарактеризовать причины возникновения национальной нестабильности в странах бывшего СССР;
- определить каковы последствия национальных конфликтов.
Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки- задания; портреты политических лидеров периода; карты, мультимедиапроектор.
Порядок выполнения:
- подготовиться к выполнению заданий;
- внимательно прочитать задание;
- изучить текст;
- письменно выполнить задание.
Задание 1: Изучить документ, ответить на вопросы к документу.
Из информационной справки МИД Российской Федерации о положении соотечественников в странах Содружества Независимых Государств.
Декабрь 1994г.
…В Казахстане(население 16464 тыс. чел., из них 6227 тыс.русских) увеличивается поток выезжающих из республики: в 1993 г. – до250 тыс. ( оценочные данные Посольства РФ). Одновременно из Монголии и Китая в Казахстан в прошлом году прибыло 105 тыс. этнических казахов, которых расселяют главным образом на севере республики, т.е. в районах преобладания русского населения…
В практическом плане идет активное насаждение госаппарате казахского языка в качестве официального ( принята программа перевода на него всей документации); происходит постепенное вытеснение с руководящих постов представителей неказахской национальности; населенным пунктам обоснованным русскими даются казахские названия; разрушаются памятники культуры русского народа. Отвергнуто предложение российской общественности об открытии в Казахстане «Русского университета»…
Сложным является положение русских в государствах Средней Азии. В Узбекистане (население 19810 тыс.чел., из них 1653 тыс. русских), Туркменистане (население3522 тыс. чел., из них 333 тыс. русских), Таджикистане (по переписи 1989г.: население 5092 тыс.чел., из них 338 тыс.русских, за последнее время уехало более 220тыс.чел.), Киргизии (население 4430 тыс.чел., из них 815 тыс. составляют этнические россияне) к общим факторам, которые оказывают влияние на положение русской диаспоры в других республиках, добавляется исламский. Исламизация жизни, фактически получившая поддержку на государственном уровне в этих странах, помимо ее негативного психологического воздействии на русских, сопровождается открытыми угрозами в их адрес, дискриминации при рассмотрении жалоб в местных органах власти, многочисленными фактами физического и морального оскорбления достоинства и т.д….
(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.)
Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А.Ф. Киселева,
Э.М. Шагина М. Гуманит. Изд.центр. ВЛАДОС,1996 с.394.)
Из рабочих материалов Государственной Думы РФ.
Беседа по вопросам к документам.
-Как и почему изменилось положение русскоязычного населения в бывших союзных республиках?
-Что предпринимало правительство России для защиты прав русскоязычного населения?
-Чем может обернуться для РФ массовое переселение русского населения в Россию? Чем это может обернуться для стран, которые они оставят?
-Что происходит с русскоязычным населением в других странах бывшего СССР?
Задание 2. Выполните задание.
а) Покажите на карте Российской Федерации субъекты: республики, области, края, автономные округа, автономные области, города федерального подчинения.
б) Расставьте в хронологическом порядке:
-начало Чеченской войны
-принятие Конституции РФ
-подписание Хасавюртовских соглашений
-избрание президента Ельцина на второй срок
-подписание Федеративного договора
-самопровозглашение независимости республики Ичкерия.
Практическая работа № 8
Тема: «Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве» (2ч.)
Цель:
- определить основные цели существующих международных организаций по поддержанию мира и правопорядка;
- охарактеризовать причины возникновения национальной нестабильности в странах бывшего СССР;
- определить роль организаций-миротворцев на постсоветском пространстве.
Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки- задания; символика международных организаций; карты, мультимедиапроектор.
Порядок выполнения:
- подготовиться к выполнению заданий;
- внимательно прочитать задание;
- изучить текст;
- письменно выполнить задание.
Задание 1: Изучить «Приложение к практической работе № 8», ответить на вопросы.
Ответьте на вопросы:
- Выделите основные направления внешней политики России.
- Проанализировав ситуацию в мире в 90-е гг., с какими из стран СНГ у России развиваются добрососедские отношения, с какими существуют конфликты?
- Членами, каких международных организаций стала Россия?
- Как развиваются российско-американские отношения в области сокращения ядерных вооружений?
Задание 2. Рассмотрите таблицу. Выполните задание.
Россияне о сущности блока НАТО в 1997-2004 гг.
Каков по своей сущности блок НАТО? | 1997г. | 2002г. | 2004г. |
Агрессивный | |||
Оборонительный | |||
Затруднились ответить |
Вопросы к таблице:
Как изменилось мнение россиян о блоке НАТО за период с 1997 по 2004 гг.?