АСЕАН: история создания и развития, цели и принципы деятельности, роль в решении региональных проблем
КРАТКО:
1947 - Союз Юго-Восточной Азии (Хо Ши Мин)
1954 - Манильский пакт (Дог-р Юго-Восточной Азии) -> создание СЕАТО; 1977 - роспуск
1961 - Бангкокская декларация -> создание АСА (стала прототипом АСЕАН); 1967 - самороспуск
1967 - Декларация АСЕАН (тоже Бангкокская) - создание АСЕАН
Цели: регулирование в сфере безопасности, поддержание мира в регионе
Принципы: взаимоуважение, невмешательство во внутреннюю политику
Решение рег.проблем: консультация, диалог, консенсус
Открыта для государств ЮВА, внерегиональные гос-ва = диалоговые партнеры
Регион Юго-Восточная Азия включает в себя 11 стран. На сегодняшний день АСЕАН объединяет 10 из них – вопрос о включении Восточного Тимора в организацию остается нерешенным в течение уже нескольких лет.
Фактически началом регионального сотрудничества гос-в ЮВА считается 1954 год, когда в Маниле был подписан Договор о коллективной обороне ЮВА (СЕАТО). Главной проблемой СЕАТО с момента создания было его расширение – Индия, Индонезия, Бирма, Камбоджа, Лаос и Цейлон отказались вступать в союз. Целью блока СЕАТО было создание политико-экономического антикоммунистического союза «свободных» азиатских стран. Однако достигнуть этой цели СЕАТО не смог. Разногласия между партнерами и опасения азиатских стран оказаться в изоляции привели к разложению организации. В конце 50-х встал вопрос о создании организации, которая могла бы подменять СЕАТО и привлечь нейтралистские страны. В 1961 году в Бангкоке состоялось совещание, на котором была подписана «Бангкокская декларация», провозглашавшая создание Ассоциации Юго-Восточной Азии – АСА. Членами АСА стали Таиланд, Филиппины и Малайская Федерация. Бангкокская декларация акцентировала внимание на том, что «Ассоциация не связана с какой-либо державой или блоком и не направлена против какой-либо другой страны». АСА за 6 лет не удалось привлечь в организацию ни одного нового члена, и в 1967 году произошел ее официальный самороспуск. Несмотря на то, что АСА не достигла значительных успехов в своей деятельности, сам факт ее существования (пусть и недолгого) создал предпосылки к более широкому региональному сотрудничеству. Ассоциация Юго-Восточной Азии стала прототипом АСЕАН.
К концу 1960-х в регионе назрела необходимость усиления интеграционных процессов. Инициаторами создания нового объединения выступали правительства Индонезии, Малайзии и Филиппин. Помимо укрепления позиций в АТР, страны стремились защитить свои интересы от усиливающейся экспансии крупных держав. Однако до создания союза странам необходимо было улучшить межгосударственные отношения в регионе. В 1967 в Бангкоке министры иностранных дел Индонезии, Малайзии, Таиланда, Филиппин и Сингапура подписали Декларацию о создании Ассоциации стран Юго-Восточной Азии – АСЕАН. АСЕАН стала первой организацией в ЮВА, созданной в целях экономическо-культурного сотрудничества, по инициативе азиатских стран и без участия Запада.
Сегодня высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств стран-участниц, проводимые дважды в год. Для ведения работы в периоды между конференциями был создан Постоянный комитет, председателем которой является министр иностранных дел страны проведения очередной конференции.
Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались странами-членами именно в области политики и сфере безопасности, включая Декларацию 1971 года, определяющую Юго-Восточную Азию как Зону мира, свободы и нейтралитета, Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларацию АСЕАНовского соглашения. Они были направлены на поддержание мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних сил. Основной задачей АСЕАН стало преодоление недоверия и отчужденности, вызванных конфликтами и противоречиями, между странами-участницами. Декларация предусматривала открытость Ассоциации для всех Юго-Восточных государств, и с 1984 по 1999 она приняла 5 азиатских стран – Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянму и Камбоджу. Вместе со странами-основательницами они образуют «десятку» АСЕАН. С 1987 года стало возможным вступление в Ассоциацию внерегиональных государств. Так, в период с 2003 по 2010 гг. к АСЕАН присоединились Китай, Индия, Япония, Пакистан, Южная Корея, Новая Зеландия, Монголия, Австралия, США, Турция и Канада. Эти страны имеют статус официальных диалоговых партнеров АСЕАН.
В соответствии с Декларацией АСЕАН целями организации являются: «(i) ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместного устремления... в укреплении фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии, а также (ii) установление мира и стабильности в регионе... через... приверженность принципам Устава ООН». Основные принципы взаимодействия стран-участниц АСЕАН зафиксированы в Договоре о дружбе и сотрудничестве в ЮВА 1976 года. Их суть сводится к тому, что страны признают суверенитет и национальную самобытность друг друга, не вмешиваются во внутреннюю политику и стремятся максимизировать эффективность взаимного сотрудничества.
Одной из главных проблем ЮВА является обеспечение безопасности. После окончания «холодной войны» в регионе появились новые угрозы: в 1990-х КНДР начинает проводить исследования в ядерной сфере, возникают «нетрадиционные» угрозы безопасности, такие как наркоторговля, торговля оружием, международные терроризм, экологические проблемы и др. В 1994 году был создан Асеановский региональный форум по безопасности, целью которого объявили «создание предсказуемой и конструктивной формы взаимодействия в АТР». Основным методом работы АРФ должны были стать переговоры, а решения – приниматься с помощью консенсуса. Таким образом, АРФ стал примером консультационно-консенсусного подхода к решению региональных проблем.
Подводя итог, можно отметить, что к настоящему времени в Юго-Восточной Азии создана международная архитектура, в центре которой находится АСЕАН. И, если раньше развивались в основном торгово-экономические региональные связи, то в последнее время на новый уровень переходит политическое взаимодействие. Чем быстрее будет развиваться сотрудничество в различных областях, тем раньше АСЕАН и ее партнерам удастся создать интеграционное сообщество, в рамках которого будут обсуждаться все направления развития региона.